ДЕСЯТЬ ДЕВ
МАТФЕЯ 25: 1-13
“Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа” (стих 13).
Притча из нашей нынешней лекции предположительно была высказана нашим Господом примерно за три дня до Его распятия, как часть Его ответа на вопрос: “Какой признак Твоего пришествия и кончины века?” В предыдущей главе Учитель прослеживает разные трудности Своего народа вплоть до времени Своего второго пришествия – времени завершения этого Евангельского века и инаугурации Мессианского века, который находится прямо перед нами.
Рассматривая эту притчу, стоит заметить прежде всего, что она не касается всех времен и всех обстоятельств. Это показано первым словом: “Тогда [в то время] подобно будет Царство Небесное десяти девам”. Следует отметить также, что эта притча не описывает мир в целом, а только класс “дев” (класс Церкви) – чистых, оставивших мир, пришедших к Богу через Христа, оправданных верой в Его кровь и ставших предполагаемыми членами класса Царства, класса Невесты. Следовательно, притча говорит о том, что в конце этого века произойдет разделение, размежевание в истинной Церкви Христа, независимо от состояния мира или номинальной церкви в то время.
В иудеев обручение между невестой и женихом происходило, как правило, за год до того, как они сходились вместе на брачную вечерю. В течение этого года действовали супружеские обязательства, и любая неверность жениху аннулировала, то есть делала недействительной, договоренность, заключаемую обычно не самим женихом с невестой, а другими, посредниками. Так и в течение Евангельского века Церковь обручена с Христом. Она принимает обязательства завета с Женихом, Христом, Который “далеко” и Который вступает в завет с теми, кому предстоит быть членами класса Его Невесты. Эти заветы и договоренности заключаются через братьев, служителей, слуг Господа и Церкви.
Священное Писание объясняет, что в течение долгого периода между временем, когда наш Господь ушел, и временем Его возвращения имело место серьезное проявление неверности со стороны многих, именующих себя церковью Христа. В Откровении они обвиняются в распутстве. Мы имеем подтверждение, что в Его втором пришествии они не будут признаны, а будут полностью оставлены, отвергнуты. И хотя преимущественное большинство заявлявших, что они вступили в завет с Господом, как и предвиделось, оказалось неверным, однако Господь так же определенно говорит, что в Его пришествии будет класс верных “дев” – чистых, отделенных от мира, незапятнанных. Именно этот класс описывает притча. При этом она показывает, что даже не все девы будут приняты как члены Невесты, и что, в добавок к чистоте, потребуется некоторое бодрствование и усердие.
ПАРУСИЯ И ЕПИФАНИЯ
Многие исследователи Библии сходятся во мнении, что эта притча начала исполняться во время движения Миллера, закончившегося разочарованием в 1844 году. В течение каких-то четырнадцати лет до этого времени по всей Церкви раздался крик, что время второго пришествия Христа близко. История рассказывает, что многие благородные характеры во всех вероисповеданиях поверили этому посланию и с сильною верою вышли навстречу Жениху. Но они были разочарованы тем, что Жених медлил.
Тогда все “девы” – и мудрые и неразумные – задремали и уснули. Всех охватило общее оцепенение, нерешительность и вялость. Некоторым из них в то время действительно снился странный стук. Позже, в полночь, Жених действительно пришел, и было оглашено: “Вот жених! Выходите встречать его!” (Жив. Поток).
Все большее число исследователей Библии верит, что этот зов прозвучал в 1874 году, ровно через тридцать лет после разочарования последователей Уильяма Миллера. Они не говорят, что Иисус пришел тогда во плоти, а, наоборот, считают, что Он никогда не должен прийти во плоти – что Он больше не является плотью, что Он “взошел” туда, где был прежде, – на духовный уровень, превыше ангелов.
Эти исследователи Библии обращают наше внимание на факт, что Библия делает четкую разницу между парусией Христа и Его епифанией в Его втором пришествии. Слово парусия означает присутствие, ни в коем смысле не подразумевая, будто это присутствие является видимым. Слово епифания означает открытие того, кто уже присутствует. Исследователи Библии говорят, что в конце этого Евангельского века Христос будет присутствовать (невидимый для людей) в течение сорока лет, занимаясь деятельностью главным образом в его Церкви, награждая верных, как показано в притчах о Минах и Талантах, и принимая “мудрых дев”, как следует из рассматриваемой нами притчи.
С завершением этой деятельности по отделению мудрых дев, и после того, как они войдут в радости своего Господина через славное изменение Первого Воскресения, наступит епифания Эммануила, открытие, освещение. “Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе”. “[Он] явится.. в пламенеющем огне, совершая отмщение”. Другими словами, откровение Христа миру наступит после Его откровения Себя классу “мудрых дев”. Мир узнает, что Он принял для Себя Свою великую власть и начал Свое царствование праведности, не потому, что увидит Иисуса в плоти, а потому, что увидит великое время скорби, которое в то время разразится над миром – “великую скорбь, какой не было от начала мира доныне” (Дан. 12: 1; Матф. 24: 21).
СВЕТИЛЬНИКИ И МАСЛО
Взгляды этих исследователей Библии интересны для нас. Вне зависимости от того, могут ли быть приняты все их выводы, или нет, их, по крайней мере, стоит рассмотреть, поскольку они предлагают новое объяснение некоторых стихов, ранее непонятных. Правильно ли они расположили времена и сроки, это другой вопрос, и каждый христианин должен использовать свое собственное суждение. Проследим притчу с этой точки зрения, так как мы не знаем никакой другой, к которой времена и обстоятельства притчи можно было бы применить.
Заметьте, что все “девы” должны услышать послание: “Вот Жених!”: Тот, Кого ждали, пришел. Из этого не следует, что все они услышат одновременно – даже наоборот. В течение периода “крика” (будет ли это сорок лет, а может быть больше или меньше), так долго, как раздается крик, будет возможность его услышать. И все из класса дев обязаны его услышать.
“Масло” из притчи очевидно представляет Святой Дух, тогда как светильники представляют Библию. Все девы имели Библию и некоторый свет от нее, но лишь имеющие в своих сердцах достаточный запас Духа истины смогут устоять. Для других Светильник перестанет гореть. Они больше не будут способны оценивать и применять библейские пророчества, связанные со вторым пришествием Христа.
ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ ПОЛУЧЕНИЯ СВЯТОГО ДУХА
“Мудрые девы” в ответ на послание поправили свои лампы – исследовали Священное Писание. Подобно древним верианам, они “ежедневно разбирали Писания, точно ли это так”. Вот так они имели свет в своих светильникам, а также “масло”, святой Дух, в своих сердцах. Тогда “неразумные девы” сказали: “Дайте нам вашего масла”. Жаль, что мы не такие усердные в исследовании Библии, как вы, но нам это больше не интересно. Дайте нам немного вашего масла (духа)!
Однако есть лишь один путь получить святой Дух: от Самого Господа и лишь на Его собственных условиях. Чтобы получить свежий запас масла, мы должны хорошо следить за нашим заветом с Господом и за нашей усердностью для Него и Истины, за нашей преданностью принципам праведности. Это стоит немного времени и исследования. Для этого, возможно, стоит немного пренебречь тем, что мы имеем в этой жизни. Это значит оставить старание о богатстве и славе. Это значит жить близко Бога.
Вот цена драгоценного масла, которое должно давать свет тем, кто его пожелает. Вот почему мудрые девы сказали (не через скупость), что у них самих не очень много масла святого Духа для себя. Затем они посоветовали своим братьям, которые были в недостаче, пойти к Богу, Который дает просто и без упреков, и поискать масла через повиновение Его Слову, через исследование Писаний и тесное следование за руководством Учителя по узкому пути.
ЗАКРЫТИЕ ДВЕРЕЙ
Тем временем “мудрые девы” входили одна за другой – переходили за завесу, – пока окончательно последняя из предопределенного числа не вошла, и уже никто не мог войти. “И двери затворились”.
Когда-то, неправильно понимая, мы думали, что это закрытие “дверей” за классом мудрых дев показывало, что все неразумные девы и все остальное человечество лишены Божьей милости – отосланы на вечные мучения. Теперь же мы замечаем, что закрываются лишь “двери” в класс Царства, Малое Стадо, которому Отец благоволил дать Царство. Хотя другие никогда не смогут войти в это Царство, Бог имеет для них другие благословения, которые придут через класс Царства – Христа и Его невесту.
Притча показывает, что позже класс неразумных дев получает масло, святой Дух, в необходимой мере и способен добыть свет из своих светильников; что они осознают, что наступил конец века, и искренне будут желать и в молитве будут “стучать”, чтобы двери Царства могли быть открыты для них. Но Господний ответ для них будет: “Я не могу признать вас. У Меня есть только один класс Невесты, и они уже вошли ко Мне”.
Учитывая это, весь посвященный Господний народ должен ревностно бодрствовать, должен быть наполнен Духом и иметь свои Светильники “поправленными” и “горящими”. Никто не может знать ни дня, ни часа, когда Жених придет (в смысле Его парусии), хотя все девы должны были быть проинформированы о Его присутствии после того, как Он пришел. Каждому, кто не знает об этом, в той же мере недостает доказательства, что он принадлежит к классу Невесты; даже неразумные девы знали о присутствии Жениха.
В притче Господь не говорит, что именно должно было произойти с неразумными девами, но другие стихи Священного Писания показывают, что они перейдут, по меньшей мере, через часть великого Времени Скорби, приходящего на мир; и когда они наконец будут приняты Господом, то не как сонаследники на престоле, а как почетные слуги Невесты. В другом месте о них сказано как о “девах, подругах ее [невесты]”, которые ведутся “за ней” и которые окончательно будут приведены в присутствие Царя и будут иметь второстепенный удел в деятельности Царства (Пс. 44: 15, 16). Следующим по порядку придет благословение на естественный Израиль и все народы земли в течение тысячи лет для их поднятия с греха и смерти к праведности и вечной жизни, иначе их постигнет неудача, непоправимы истребятся во второй смерти, из которой не будет никакого восстановления.
R5522 (1914 г.)