ИСПЫТАННЫЙ И ПРОВЕРЕННЫЙ НАРОД

“Ибо испытывает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, всем сердцем вашим и всею душою вашею” (Второзаконие 13: 3, Иосиф.).

Бог заключил Завет с сынами Израиля на основании обетования, данного Аврааму, их отцу. Спустя четыреста тридцать лет после Своего Завета с Авраамом Господь позвал Израиль из Египта, из дома рабства, и в пустыне сделал его народом. Он предложил им, что если они будут держаться Его Закона и уставов, Он сделает их великим народом, превосходящим все другие народы земли. Они заключили этот Завет с Господом и сказали, что рады принять Божественное устройство и получить возможность принести Божье благословение всему человечеству. Но теперь Израилю предстояло перейти Иордан и войти в землю обетованную. Перед тем как расстаться з ними, Моисей объяснил им, что недостаточно принять условия Завета и стать Господним народом, поэтому Бог испытает их и проверит.

Почему Бог должен их проверять? Ведь они, как народ, оставили Египет под предводительством избранного слуги Бога, перешли Красное море, воспевая словами благодарности свое освобождение, путешествовали сорок лет по пустыне, пили свежую воду из ударенной скалы и кормились хлебом с небес. Бог знал о них все, когда принимал их как Свой народ. Так чего еще Он хочет от них?

Чего? Их отцы взбунтовались против Бога и пали в пустыне по причине греха, потому что роптали на Того, Кому обещали служить. И теперь Моисей объяснил, что Бог хочет убедиться, насколько их дети будут держаться Завета. Он сказал: “Вы приняли соглашение, которое Бог заключил с вашими отцами. Вы посвятились быть слугами Господа. Теперь вы готовы выполнять условия вашего соглашения?” “Испытывает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, всем сердцем вашим и всею душою вашею” (Втор. 13: 3, Иосиф.).

ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ЗАБОТА БОГА ОБ ИЗРАИЛЕ

Вы цените Бога? – возник вопрос. Вы понимаете цену Его доброты? Действительно ли вы любите Его всем вашим существом – всеми силами, всей крепостью? Полностью ли вы подчинены Господу? “И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, вот уже сорок лет, по пустыне, чтобы смирить тебя, для испытания тебя, дабы узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет. И Он смирял тебя, и томил тебя голодом, и питал тебя манной, которой не знал ты и не знали отцы твои, чтобы дать тебе понять, что не хлебом одним живет человек, а всем тем, что исходит из уст Господа, живет человек. Одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла – вот уже сорок лет. И познаешь в сердце твоем, что как наставляет человек сына своего, так Господь, Бог твой, наставляет тебя. И храни заповеди Господа, Бога твоего, чтобы следовать путям Его и бояться Его.

Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю хорошую, в землю потоков вод, ключей и источников, истекающих в долинах и в горах. В землю пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и смоковницы, и гранатовых деревьев, в землю масличных деревьев и меда. В землю, в которой без скудости есть будешь хлеб, не будешь в ней иметь недостатка ни в чем.. И будешь ты есть и насытишься, и благословлять будешь Господа, Бога твоего, за землю хорошую, которую Он дал тебе. Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, нарушая заповеди Его и законы Его, и уставы Его, которые Я заповедую тебе ныне” (Втор. 8: 2-11, Иосиф.).

ПРЕВОСХОДЯЩИЕ МИЛОСТИ ДУХОВНОГО ИЗРАИЛЯ

Какое напоминание! Какой стимул к верности! Кто не прославит такого Бога и не будет служить Ему?! Какое замечательное применение может найти духовный Израиль этому отрывку Священного Писания! Как удивительно вел нас Бог (Свой народ Завета) по пустыне этого мира, как изо дня в день удовлетворял наши потребности! Как наказания Его любящей руки хранили наши ноги от блуждания; как с любовью возвращал Он нас, когда мы случайно удалялись вправо или влево! Разве Он не привел нас в хорошую землю – край потоков вод, край ключей и источников, край масличных деревьев и меда, край, в котором мы без скудости можем есть хлеб – Хлеб с Небес? Действительно, в этой земле мы не имели недостатка ни в чем. Если Израиль древности имел причины выразить свою благодарность и любовь Богу, насколько больше таких причин имеем мы, духовный Израиль!

ПРЕДСМЕРТНОЕ ПОСЛАНИЕ МОИСЕЯ

После того как Моисей напомнил Израилю о всей любящей доброте Господа к ним и об их торжественном Завете, он передал им повеления Господа, которыми они должны были руководствоваться, и затем предостерег самым торжественным образом о последствиях, если они забудут Бога и нарушат свой Завет. Эту речь, [R5528] частью которой является наш стих и которая занимает большую часть Книги Второзакония, Моисей произнес перед Израилем перед своей смертью на горе Нево (наивысшей точке горной гряды Фасги), откуда Господь показал ему всю землю Ханаан и где он был погребен. Бог сказал Моисею, что он не перейдет Иордан, потому что был непослушным у вод Меривы, когда ударил скалу вопреки приказу Бога. Эта речь была его последним посланием к Израилю, очень волнующим и трогательным.

Моисей закончил свое обращение словами: “В свидетели призываю на вас ныне небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери же жизнь, дабы жил ты и потомство твое, чтобы любить Господа, Бога твоего, слушая глас Его и прилепляясь к Нему; ибо Он жизнь твоя и долгота дней твоих, в кои пребывать (тебе) на земле, которую клялся Господь отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать им”. Эти слова были очень убедительными именно в то время, потому что Моисей сказал, что скоро он умрет, и Бог даст им нового вождя, чтобы пересечь Иордан.

НУЖНЫ ТОЛЬКО “ПОДЛИННО ИЗРАИЛЬТЯНЕ”

Известно, что Израиль не жил так, как обязался, и об этом Бог заранее возвестил Моисея. Израильтяне были похожи на своих отцов, которые умерли в пустыне. Однако в течение веков пребывания в земле Ханаан были и такие, которые лично заслужили благословение и милость от Господа. Св. Павел упоминает их в Послании к Евреям 11: 1-40, рассказывая об их преданности Богу. Они должны получить “лучшее воскресение”, чем их братья или человечество в целом. Апостол упоминает такие личности как Моисея, Самуила, Давида, многих пророков и других, не столь почитаемых и известных на земном пути, но почитаемых Богом и угодных Ему.

Служение Господу всем сердцем и душой не могло оправдать их законным образом, так как они были несовершенны и имели недостатки по причине грехопадения. Однако все свои силы они посвятили Господу. Они стали наследниками Божьими, но не в высшем смысле, ведь такая возможность еще не была открыта в то время. Никто не мог достичь этого высочайшего положения, пока не пришел Искупитель и не открыл путь. Поэтому все эти достойные лица, жившие до христианской эры, умерли в вере, не получив обетования (то есть его исполнения), “ибо они ожидали города, имеющего основания, Зодчий и Строитель которого – Бог” (ВоП). Скоро эти верные слуги Господа “получат свой жребий”.

Но мы, Церковь, должны быть усовершенствованы в первую очередь. Среди этого класса наш Господь Иисус занимает самое высокое место, и Своей жертвой Он открыл двери возможности для Своих братьев из избранного класса. “Подлинно израильтяне” удостоились приглашения стать сонаследниками со Христом, сынами Бога. Только те, кто любит Бога всем сердцем и душой, являются “подлинно израильтянами”. Рядовой израильтянин во дни Господа не годился для этого избранного общества, поэтому приглашение приняли только “подлинно израильтяне”. Весь Евангельский век эти настоящие израильтяне становились участниками удивительной милости, которую они приняли всем своим сердцем и всей своей душой.

Эта великая милость пришла к нам не потому, что мы почти совершенны плотью, а потому, что Господь открыл путь, и у нас была любовь к праведности и честное сердце. Жившие до нас, во время Эпохи Завета Закона и раньше, также нуждались в оправдании; и тот же Искупитель, который купил нас Своей жертвой, позаботился об оправдании для них, чтобы они также могли окончательно прийти к блаженному родству сынов Бога.

ОГРАНИЧЕНО ЛИ БОЖЬЕ ЗНАНИЕ?

То, как изложен наш стих, может создать впечатление, что Бог не знает человеческих сердец. Священное Писание утверждает, что Бог может в полной мере читать сердце , что “все обнажено и лежит открыто перед глазами Того, Кому мы должны дать отчет” (ВоП) – что ни одна мысль или намерение нашего сердца не скроется перед Ним. Когда мы думаем о Всевышнем – о том, что Он знает и чего не знает, – мы растеряны, не зная, как сформулировать мысль. Из собственного опыта знаем, что нет никого, кто мог бы сказать, что он будет делать в определенных обстоятельствах в будущем. Мы можем предполагать, что именно будем делать, но мы не уверены. А если мы сами не уверены, что будем делать, то как можно себе представить, чтобы кто-то другой знал о том, что мы будем делать. Никаким умозаключением нам не понять, как Бог может знать, что мы можем делать завтра, разве что он обяжет наш ум или оградит путь, чтобы мы могли делать что-то определенное.

Что касается Времен Язычников, Бог позволил различные господства – Вавилонию, Медо-Персию, Грецию и Рим, чтобы они успешно руководили миром. Можно представить себе, как Он говорит: “Только до сих пор и ни шагу дальше”. Тенденция греха в среде падшего человечества, если ее не ограничить, ведет людей к различным крайностям. Таким образом, мы можем понять, как Бог знает наперед. Он знает также, когда должна быть выбрана Церковь, потому что имеет конкретный план ее выбора. Он знал, что сатана жаждет создать систему Анти-Христа – подделку истинной Церкви. Он знал, сколько святых в течение отведенного времени может получить развитие в таких условиях и сколько времени нужно, чтобы собрать заранее определенное число, ведь Он решил позволить сатане действовать в определенных пределах, чтобы испытать тех, кто именует себя Его народом.

Было бы неразумно говорить, что есть вещи, о которых Бог не мог знать или не знает – что есть нечто, о чем Бог не знает. Можем лишь сказать, что мы не способны понять, как Бог мог знать о том, что мы подумаем завтра или через неделю. Бог создал человека существом, свободным в своем моральном поведении, и Он всегда уважает этот свободный выбор, предоставляя нам возможность проявлять собственную волю. Он не хочет, чтобы люди действовали автоматически. Он позволяет нам делать собственный выбор. Он дал нам Свое Слово, всякую нужную поддержку и помогает всем, кто стремится ходить Его путем. Но все эти вопросы, верим, решатся для нас вскоре. Знаем, что Бог испытывает тех, кто именует себя Его народом, и обнаруживает состояние их сердца так, словно Он не знал, делая это, по-видимому, как доказательство для ангелов и людей.

ЧТО ИЗ ЭТОГО БУДЕТ?

Бог испытывает Церковь сейчас. Есть многие, именующие себя Церковью Христа, которые никогда не вступили в Завет с Богом. Он же, напротив, испытывает всех, кто заключил Завет, чтобы увидеть, действительно ли их сердце посвящено – кто у них на первом месте: собственное “я” или Бог; стремятся ли они в жизни к успеху, или, наоборот, чтить Бога и исполнять Его волю. Он испытывает нас, потому что хочет видеть, кто из нас заслуживает места с Его Сыном на престоле, чтобы царствовать с Ним, и кто из оставшихся удостоится места в обществе противообразных левитов, а кому окончательно достанется Вторая Смерть.

Поэтому нам предстоит не только высокая честь быть сынами Бога в Евангельском веке, но мы также проходим испытания, чтобы получить пожизненную награду. Иудеи, сознательно нарушавшие Закон, потеряли только нынешнюю жизнь, но не потеряли возможности иметь вечную жизнь. Но если бы кто-то из нас делал такое, он потеряет вечную жизнь. Поэтому отношения Бога с нами выходят за пределы Его отношений с плотским Израилем. Наша ответственность намного больше, а приговор – окончательный.

 Царство предназначается лишь для тех, кто по Божьей благодати станет похожим в сердце, в характере на Учителя и будет любить Господа всем сердцем, всей душой (в меру нынешних сил) и сможет сказать: “Но не Моя, а Твоя да будет воля”. Никакое другое состояние сердца, кроме полного подчинения Богу во Христе, не может сделать нас приемлемыми для Царства, потому что никакое другое состояние не показывает полной преданности и полной любви к Богу. Не забывайте, что все небесные милости и благословения, которых не “видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку”, Бог приготовил только для тех, кто любит Его превыше всего и доказывает эту любовь. Его же благодати достаточно для благовременной помощи.

R5527 (1914 г.)