ДВА ПАСХАЛЬНЫХ ВОСПОМИНАНИЯ
МАРКА 14: 12-25

“Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет” (1 Коринфянам 11: 26).
Тема сегодняшней лекции является одним из самых интересных аспектов земной миссии Иисуса. Он знал, что апостолы не понимают, что это будет Его последняя вечеря с ними. Хотя Он давал понять о приближении Своей смерти, Его ученикам не в силам было представить себе, что такое горе может быть так близко, так рядом. Однако Иисус, полностью осознавая, что это означает для Него, стремился завершить Свой труд. Возможно, именно в тот день, при окончании которого Он и Его ученики пошли есть Пасху, Иисус сказал: “Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится”, – крещением в смерть, которое закончилось на следующий день.
Приготовить Пасху были посланы два ученика, Иоанн и Петр. Иисус, передавая эти слова, очевидно находился в Вифании, в доме Лазаря. Вполне вероятно, что большая горница, в которой Иисус и Его ученики ели Пасху, была той же горницей, в которой апостолы и другие собрались в ожидании благословения Пятидесятницы. Согласно преданию, эта горница существует до сих пор, но находится в руках мусульман, которые особенно завидуют христианам.
Вечером того же дня Иисус и все двенадцать учеников встретились в этой горнице, когда все было приготовлено. В назначенное время они собрались праздновать иудейскую Пасху. Агнец был испечен, пресный хлеб и горькие травы приготовлены. Можем не сомневаться, что все точно соответствовало первоначальным требованиям, потому что Иисуса и Его апостолов, как и других иудеев, обязывала каждая подробность иудейского Закона, ведь Новая Эпоха еще не наступила. Каждый аспект Закона был обязательным до времени благословения Пятидесятницы, обозначавшего Божественное одобрение жертвы Иисуса и Божественное принятие всех, которые сделались Его учениками через полное посвящение.

СТРЕМЛЕНИЕ К ПОЧЕСТЯМ ЦАРСТВА

Совершенно не осознавая, что они находятся на пороге большой трагедии, апостолы верили, что вскоре Иисус сядет на престол как Царь. Они помнили Его обещание, что они будут сидеть с Ним на Его престоле. Это обещание казалось для них таким близким осуществления, что они не могли думать ни о чем другом, кроме степени почета, которую они будут иметь в Царстве. Наверное им казалось, что если они не будут так решительно бороться за это, то не получат столь почетное положение. Видя состояние их мыслей, Иисус сказал: “Цари господствуют над народами... а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий”.
Это были новые критерии, которые тяжело было понять. И, наверное, последователям Иисуса тяжело понять их полностью до сих пор. Главным в Царстве будет тот, Кто был главным Слугой во плоти. Таким главным Слугой всех был, конечно же, сам Господь Иисус. Но Учитель дал понять, что этот принцип остается в силе по отношению ко всем Его последователям. Те из них, которые будут наиболее верно, наиболее искренне, наиболее преданно служить братьям, будут иметь больше милости Бога и будут готовить себя к более высокому положению в Царстве Мессии.
Полагая, что любое прислуживание кому-то будет означать признание собственной несостоятельности занять высокое место, ученики не позаботились о мытье ног, и никто из них не пожелал взять на себя роль слуги. В той пыльной стране, где носили сандалии, мытье ног было почти необходимостью. Как упрек, Иисус встал из-за стола и услужил Своим ученикам, рассказав им о важности лекции повиновения и дав понять, что какой бы скромной не была услуга, которую они могут сделать друг для друга, они должны сделать ее с радостью.
Эта лекция до сих пор актуальна для нас – не как показ или церемония, которую нужно выполнять, но как иллюстрация принципа. Любой покорный шаг служения, сделанный кому-то из Господних братьев, отвечает этому умыванию ног.

КРИТИЧЕСКИЙ МОМЕНТ В ЖИЗНИ ИУДЫ

Пасхальная Вечеря продолжалась – они потребляли агнца с горькими травами и пресным хлебом, который очень напоминал грубые калачи и временами использовался вместо ложки, чтобы впитать жир мяса. Одно из Евангелий говорит, что Иисус начал грустить и затем сказал: “Один из вас, из двенадцати, который ест со Мною как Мой гость, как член Моей семьи, собирается предать Меня”.
Возможно, эти слова были сказаны с двойной целью. Во-первых, это могло подсказать ученикам, что Иисус хорошо знал о задуманной измене. Поэтому им не могла прийти мысль, что с Ним случится что-то неожиданное или непредвиденное в Божественном Замысле. Во-вторых, наш Господь мог сказать это как последний упрек Иуде, чтобы смутить его, вынудить задуматься. Поведение изменника самое меньшее является нечестным, но оно является таким вдвойне, когда изменник пользуется гостеприимством того, против кого он готовит заговор и ест его хлеб.
Ученики забеспокоились и начали спрашивать друг друга: “Не я ли?” Этот вопрос мог означать: “Не меня ли имеешь Ты в виду?” Даже Иуда присоединился к общему вопросу: “Не я ли?” Апостол Иоанн возлежал возле Иисуса, поэтому св. Петр кивнул ему, чтобы тот спросил Учителя, кого Он имеет в виду. Возможно, он прошептал этот вопрос, и его слышал только Иисус, и в ответ наш Господь прошептал: “Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам”. Тогда, специально макнув кусок, в знак особенной заинтересованности, Он подал его Иуде. Поэтому св. Иоанн и св. Петр знали об этом.
Очевидно, через некоторое время после этого Иуда ушел, потому что написано: “Вошел в него сатана”. Дух лукавого полностью овладел им, когда он обдумывал и взвешивал измену своего лучшего Друга за тридцать сребренников. Поэтому вполне вероятно, что Иуда не присутствовал, когда Иисус, немного погодя, устанавливал Памятную Вечерю, которую теперь празднуют христиане.

ЗНАЧЕНИЕ ВОСПОМИНАНИЯ

Памятная Вечеря, которую установил Иисус, полностью отличается от Пасхальной Вечери, тем не менее они тесно связаны между собой, так как одна была образом, а другая ее прообразом, то есть превосходила ее, имея еще более возвышенное значение. В одной буквальный агнец использовался для того, чтобы изображать Иисуса, Божьего Агнца; в другой, в прообразе, преломление хлеба представляло смерть Иисуса.
Иудеи праздновали рождение своего народа и его освобождение от египетского рабства. Это имело свое начало в спасении (переходе) их первенцев, когда египтян постигла десятая язва. Св. Павел показывает нам, что первенцы Израиля, спасенные в ту Пасхальную ночь, представляли Церковь Первенцев, спасенных (тех, мимо кого прошли) в настоящее время, во время преобладания ночи греха и перед введением утра Царства Мессии.
Исследователи Библии все больше приходят к выводу, что Воспоминание смерти Христа не следует праздновать ежемесячно, ежеквартально или еженедельно. Его следует считать прообразом иудейской Пасхи и, соответственно, праздновать ежегодно, приблизительно в то же время, что иудейскую Пасху.
Нам не следует думать, что апостолы поняли значение слов Иисуса, когда Он объяснял им значение Вечери, которую устанавливал. Как Он уже предсказал, Святой Дух обратил их внимание на это и дал понять значение после того, как они получили благословение и просвещение Пятидесятницы. Теперь мы можем видеть важность слов Иисуса: “Сие есть тело Мое, что за вас предается”. Мы понимаем, что Он не мог иметь в виду (как некоторые считают), что хлеб был превращен в Его настоящее тело, а вино – в Его настоящую кровь. Наоборот, Он по-прежнему имел Свое настоящее тело и Свою настоящую кровь. Поэтому Он мог иметь в виду только одно: “Этот хлеб символически представляет Мое тело, которое должно быть преломлено за вас, а вино представляет Мою кровь, которая должна пролиться за вас завтра – Мою отданную жизнь”.
Нам также не надо думать, будто Иисус имел в виду, что апостолы получат какую-то особенную добродетель от потребления хлеба и питья из буквальной чаши. Мы должны смотреть намного дальше и видеть, что Он имел в виду следующее: только тогда, когда вы верой будете принимать заслуги, обеспеченные Моей смертью, вы сможете иметь большое благословение, предусмотренное для вас как Моих учеников. Апостолы верили, что смерть Иисуса была за их грехи и что она составляла основу их принятия Небесным Отцом. Они осознавали, что лишь присваивая жизнь Христа, они могут действительно получить все эти благословения.
Св. Павел показывает нам другое важное значение хлеба и чаши. Он провозглашает единство Христа и Его Церкви. Он говорит нам, что есть лишь один Хлеб и одна Чаша. В первую очередь этим Хлебом был Иисус Христос, но во второстепенном значении все последователи Христа, будучи оправданными Его Жертвой, имеют привилегию стать членами Его Тела, частями одного преломляемого Хлеба. Похоже, после принятия заслуги Христовой крови, Его жертвы, все Его истинные последователи считаются членами с Ним и участниками в одной Чаше.
Послушаем слова апостола: “Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба” (1 Кор. 10: 16, 17).

ПЕЧАТАНИЕ НОВОГО ЗАВЕТА

Иисус говорил, что чаша, плод виноградный, символизирует кровь Нового Завета. Завет Закона был Ветхим Заветом, который не смог принести благословение иудеям, потому что они не могли его соблюсти. Поэтому они не были способны благословить другие народы земли. Но Бог обещал Новый Завет, лучший, который должен быть введен новым и высшим (большим) Посредником, чем Моисей. Этот Новый Завет, по словам Бога, осуществит то, чего не смог сделать Ветхий Завет, так как Новый Завет Закона будет введен Мессией, его Посредником, при Его Втором Пришествии. Его Царство, установленное в силе и великой славе, будет управлять, благословлять и наставлять человечество, и “выбросит каменное сердце... и даст сердце из плоти” всем, кто отзовется на существующие в то время блаженные возможности.
Смерть Иисуса вмещала кровь, печатающую, то есть вводящую в действие, этот Новый Завет. Но посмотрите дальше: Церкви не полагается благословение под этим Новым Заветом Тысячелетнего Века, который будет введен в Втором Пришествии Иисуса, при установлении Его Царства. Церковь должна получить благословение раньше этого Нового Завета. В действительности, их посвященная жизнь (кровь), принятая нашим Господом, зачтена как часть Его собственной жертвы, которая печатает Новый Завет. Следовательно, Новый Завет не может быть полностью запечатан, пока все Тело Христа, Церковь, не примет участия с Ним в питье Его Чаши – в жертве земных прав, привилегий и самой жизни.

ЗАВЕТ ЖЕРТВЫ

Между тем, мы видим, что Иисус и Церковь получают свою награду не под Заветом Закона и не под Новым Заветом, а под особенным Заветом, именуемым Заветом Жертвы. Об этом Завете Христа и Церкви упоминается в Псалмах, где представлены слова Господа: “Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве” (Пс. 49: 5). Собирание заключивших этот особенный Завет Жертвы с Господом происходит уже свыше восемнадцати веков. Мы имеем все основания верить, что эта жертва близка к завершению, и что вскоре все жертвующие, члены Тела Христа, будут прославлены, изменены силою Первого Воскресения и войдут в радость своего Господина согласно обещанию: “Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем”.
Наш Господь дал понять, что Он больше не будет пить из этой Чаши, и так случилось. Его труд, Его питье из Чаши закончились на следующий день на Голгофе. Там Он закончил пить из Чаши, которую Отец налил Ему. Отец налил ту же Чашу для всех последователей Иисуса, и они должны пить из Его Чаши, как и принимать заслуги Его преломленного тела, если они хотят быть Его сонаследниками в Царстве, которое вскоре будет установлено.
Таким было значение слов нашего Господа к св. Иакову и св. Иоанну, Его ученикам, когда они попросили Его о предоставлении им особенных мест в Царстве. Иисус спросил: “Можете [желаете] ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?” Они искренне сказали, что желают. Иисус заверил их, что их просьба будет удовлетворена: если они хотят, Он позаботится, чтобы они пили Его Чашу. То же самое происходит со всеми Его последователями. Писание уверяет их: “Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу”.

R5541 (1914 г.)