РАДОСТЬ В СКОРБИ
“Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас” (Матфея 5: 11, 12).
Эти слова нашего Господа адресованы Его ученикам – не только Его апостолам, избранным быть Его особыми посланниками, но и всем Его последователям в течение всего этого века. Ученик, учащийся – это тот, кто учится у другого. Все ученики Иисуса должны внять посланию нашего стиха. “Блаженны” означает, что преследование является милостью от Бога. Считайте милостью от Отца, если люди вас злословят – не за сквернословие, а за то, что они наговаривают на вас ложь ради Христа.
Никто не хочет, чтобы его преследовали или злословили. Священное Писание говорит, что доброе имя ценится больше богатства. Но если мы страдаем ради Христа, мы можем знать, что Господь нам это возместит. В Господнем порядке должно быть время “воздать” за все, что мы выстрадали. Так мы складываем сокровища на небесах. Все, что мы выстрадали сейчас, производит в безмерном преизбытке вечную славу, если это было за Него.
С этой точки зрения у нас действительно должно быть желание иметь преследования. Мы не должны добиваться преследований или пытаться навлечь на себя лишнее, но, осознавая, что если нам недостает преследований, то недостает одного из доказательств того, что мы – настоящие ученики Господа, мы радуемся, когда в Божьем провидении они становятся нашим уделом. Некоторых, правда, могут злословить за что-то плохое или бессмысленное, но такие трудности не приносят благословений. Благословение приходит тогда, когда обвинения против нас являются ложными, ради Истины.
“Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы”. Итак, мы должны изучать свою жизнь, чтобы видеть, есть ли у нас доказательства благочестивой жизни. Господь – Свет истинный, который “просвещает всякого человека, приходящего в мир”. Мы – меньшие светила. Позволив нашему свету верно сиять, мы навлечем на себя преследования. Не подумайте, что избежание преследований является результатом особой мудрости или такта с нашей стороны. “Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы” – вот обетование, вот заверение Священного Писания. Мы должны не заискивать, а должны искать это доказательство нашей верности и стараться быть одними из тех “блаженных”, о которых Учитель говорит в нашем стихе. Спросите себя: “А меня преследуют за Христа?” Нужно с молитвой взглянуть в свое сердце и увидеть, полностью ли мы преданны Богу, позволяем ли мы нашему свету сиять должным образом. Если нам не хватает этого доказательства сыновнего положения, мы должны спросить себя: “В чем причина?”
ПРЕСЛЕДОВАНИЕ – НЕМИНУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВЕРНОСТИ
Одна сестра сказала автору: “Я не имею преследований ни оппозиции. Кажется, мне все способствует”. Она выглядела опечаленной. Мы посоветовали ей изучить свое сердце и увидеть, действительно ли она так верна, как должна быть. После ее ответа мы сказали: “Возможно, ты воспринимаешь свои преследования с такой благосклонностью, что счастлива за них”. Сестра ответила, что она была бы счастлива, если бы так было на самом деле. Тогда мы сказали ей, что единственным предположением, пришедшим нам на мысль, было бы то, что Господь дает ей время набраться сил, чтобы она могла вынести все, что придет на нее позже, и посоветовали молиться об этом. Через год или два мы встретились снова. Вспомнив давний разговор, мы спросили, были ли у нее какие-то преследования, на что она ответила: “Да, и очень много, но я счастлива и радуюсь этим!”
Невозможно радоваться преследованиями, если не смотреть на вещи правильно. Сами мы не можем этого сделать, потому приходим к Господу и советуемся. Как только мы “поговорили с Иисусом”, наша вера прочно хватается за Него. Апостол Павел говорит, что мы должны быть очень рады и довольны преследованиями и страданиями за Христа. Также апостол Петр говорит: “Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как.. злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь” (1 Пет. 4: 14, 15).
Учитель не был удивлен поведением первосвященников и религиозной старшины. Он знал с самого начала, что они будут относиться к Нему с предубеждением и враждебностью, и предостерегал Своих учеников не надеяться на другое. А что касается повода, почему Господь и те, кто верно следовал за Ним, должны были подвергаться преследованиям, то Он сказал, что тьма “ненавидит свет”. Тьма выступает в защиту сатаны, греха и всего, что противоречит праведности. Бог показан как большой свет и “нет в Нем никакой тьмы”. Свет исцеляет, приносит пользу, дает здоровье.
Тот, кто во тьме, ненавидит того, кто во свете, потому что свет упрекает тьму, а тьме не нравится, когда ее упрекают. Везде, где есть праведность [R5545], она упрекает грешное, темное. Наш Господь отстаивал свет. Он представлял Истину, Небесного Отца, а находящиеся во тьме противодействовали Ему по мере своей тьмы – одни сознательно, другие из той или иной неосведомленности, “неверующие, у которых бог века сего ослепил умы”. Сатана очень умело представляет тьму как свет, а свет – как тьму.
МНОГИЕ СОПРОТИВЛЯЛИСЬ СВЕТУ С ЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ
Факт, что многие в мире выступают против Бога и праведности, не означает, что у этих людей плохое сердце. Просто сатана добился того, чтобы тьма казалась желанной, а свет – нежелательным. Так происходило в религиозных системах во дни Иисуса и, верим, то же самое происходит в нынешних религиозных системах. Савл из Тарса некоторое время был среди тех, кого ослепил сатана. Преследуя последователей Иисуса, он действительно верил, что совершает служение Богу. Но когда Господь остановил его, и ему открылся свет, он стал преданным Богу.
Так и с некоторыми, которые сегодня оказывают сопротивление свету и проповедуемой ныне Истине. Они обмануты, но их сердца целиком преданны Господу. Если они действительно верны своим обетам посвящения, то Истина будет явлена им еще до того, как “затворится дверь”, потому что “вы, братья, не во тьме,. все вы сыновья света” (ВоП). “Мудрые уразумеют”. В скором времени знание Истины придет к “неразумным девам”, и они омоют свои загрязненные одежды в крови Христа в великой скорби, которая вскоре придет на весь мир. Также скоро свет знания о Боге наполнит всю землю. Но до тех пор, пока сатана является “князем мира сего”, пока в мире есть люди, которые имеют его дух, и при этом есть последователи Господа, имеющие Дух Господа, будет существовать конфликт.
Оппозиция к свету со стороны тьмы может проявляться различным образом. Во дни нашего Господа и апостолов иудеи преследовали христиан. Позже, в течение долгих веков, когда Божье Слово оказалось в пренебрежении, а Истина была омрачена ужасными заблуждениями, католики преследовали протестантов, протестанты – католиков, а те и другие – иудеев через неспособность исследовать Божье Слово и соблюдать его учения. Однако очень немногие в те темные времена имели доступ к Слову.
Часть оппозиции к нашему Господу была открытой, а часть – скрытой. Многих из апостолов, наподобие их Учителя, постигла смерть путем насилия. Также многие верные на протяжении Евангельского века подвергались насильственной смерти. В настоящее время открытые преследования запрещены законом, и их особо не похваляют.
НЫНЕШНИЕ МЕТОДЫ ПРЕСЛЕДОВАНИЙ
Против истинного Божьего народа преследователи всегда использовали оружие в виде злословия, клеветы, фальши. Как говорит Библия: “Ибо от избытка сердца говорят уста”. Сегодня противники Истины выдвигают клеветнические обвинения, бросают в ее адрес подлые и позорные слова, и это – главное оружие, потому что очернители не имеют права использовать открытое, непосредственное насилие. Этого не позволяет общественное мнение и закон. Но присутствует преследование того же характера и в том же духе, которое руководствуется лишь обстоятельствами и условиями. Злословить всячески неправдиво, зная, что обвинения надуманы, это то же самое, что распинать или жечь на костре – была бы возможность. Не имея права лично совершать насилие (исходя из нынешних законов и существующих настроений), люди вынуждены довольствоваться всякого рода ложными обвинениями, пытаясь уничтожить репутацию и разрушить влияние тех, кто проповедует Истину, Божье Слово.
Наш стих дает понять, как правильно вести себя преследуемому. Вместо чувства угнетения и уныния от трудностей, воспринимаемых как что-то странное, как доказательство Божьей немилости, мы должны заключить противоположное. Мы должны сказать: “Эти трудности такого же рода, какие имел Господь и Его народ в прошлом”. Поэтому, “если мир вас ненавидит [особенно религиозный мир, который ненавидел Его], знайте, что Меня прежде вас возненавидел”, – предостерег Учитель. Мы должны радоваться, а не унывать. Это не означает, что мы должны радоваться преследованиям ради преследований, ведь они приносят огорчение, но мы должны радоваться, так как “велика нам награда на небесах”. То, что мы не получим из богатства здесь, мы получим там – в Царстве.
Социалисты говорят, что они намерены ввести некоторые улучшения уже сейчас! Но у них недостаточно веры в будущие благословения, чтобы дожидаться их. Зато класс, к которому обращается наш стих, имеет веру в Бога и Его обетования. Он находится рядом со Христом, понимает, что трудности настоящего времени “производят в безмерном преизбытке вечную славу”, и спокойно ожидает Божьего времени. Он радуется сердцем, понимая, что переносит это ради праведности, что он находится на стороне Бога, на стороне правды, на стороне Истины, что эти страдания сиюминутны, так сказать, что настоящая жизнь является только коротким отрезком по сравнению с вечной жизнью и славным бессмертием (столь близким сейчас), когда мы получим обещанные благословения – радость с Господом навеки.
“КТО ПРЕДОСТЕРЕЖЕН, ТОТ ВООРУЖЕН”
Учитель дал всем Своим последователям недвусмысленное предостережение не надеяться, что мир оценит их поведение. Кто-то может решить для себя, что если он оставил грех и выбрал праведный путь, то мир будет его уважать, что все увидят благородство его характера и будут относиться к нему с особым почтением. Но мы не должны надеяться на такое отношение при нынешнем господстве Греха. Это был бы очень широкий путь к Царству, и многие избрали бы его ради благосклонности людей и достатка, который он может принести. В таких условиях Господь никогда не смог бы показать, что мы пригодны к почестям Царства.
Если нашего великого Учителя называли Вельзевулом, то вряд ли будут обращаться лучше с членами Его Дома. Если Того, Кто был совершенным, с презрением высмеивали как князя демонов, то мы можем ожидать похожего обращения со стороны тех, кто ослеплен противником, потому что мы меньше способны придерживаться критерия праведности, чем Господь. Когда враги пытались очернить Его характер в глазах других, Он не отвечал тем же. При случае Иисус обращал внимание на плохие поступки, на плохой характер религиозных лидеров и учителей, но не делал этого с целью отомстить. Несколько раз Он обвинил их в фальши, отсутствии святости, лицемерии, но ничего не говорил с намерением причинить им вред, желая лишь показать неправильное состояние их сердца, чтобы они воспользовались Его советами. Он пытался помочь другим увидеть истинное положение этих слепых вождей слепых, чтобы не позволить упасть в яму, в которую эти вожди направлялись.
РЕШАЮЩЕЕ ИСПЫТАНИЕ УЧИТЕЛЯ
Когда книжники, фарисеи и законоучителя пытались сфабриковать обвинения против Учителя и представить в искаженной форме Его слова, Он вел себя в этих трудных обстоятельствах терпеливо и не противился такому отношению к Себе. Можно было бы спросить: “Почему Бог позволил Своему святому Сыну испытать такие унижения? Почему Он не наказал злодеев?” Ответ в том, что Отец хотел показать, какой характер Ему нравится, и хотел убедиться в преданности самого Иисуса. Будет ли Он послушным и кротким или, наоборот, будет возмущаться этими оскорблениями? Не скажет ли Он: “Я не собираюсь этого терпеть! Я не пришел в мир для того, чтобы переносить такие унижения!” Итак, Его болезненные испытания были тестом преданности Отцу.
Иисус знал, что воля Отца для Него – подчиниться до самой смерти, и Он согласился с ней. Теперь наступило решающее испытание: Будет ли Он по-прежнему предан Отцу и осуществит ли Его замыслы? Если да, то Он получит право быть Мессией, быть Божественным Сыном Бога всю вечность. Все испытания нашего Господа были предсказаны в пророчествах. Чтобы выполнить эти пророчества, необходимо было принять злословие, к тому же подобающим образом. Апостол Петр показывает, что в этом Он был достойным Образцом для всех последователей. Если Тот, Кто был святым, непорочным, непричастным злу, не стремился, чтобы Отец наказал обидчиков за их злые поступки, то это – пример для нас, и мы должны следовать за Ним.
ДУХ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ПО-ПРЕЖНЕМУ ПРИСУТСТВУЕТ
Мы понимаем, что в нашем случае нет никого праведного, никого совершенного. Поэтому мы знаем, что наши враги могут иметь какие-то причины злословить нас. Они могут видеть те или иные наши недостатки и, подхватив некоторые из них, преувеличивать их. Апостол Петр говорит: “Возлюбленные, не удивляйтесь огню, который среди вас и для испытания вашего посылается, – как будто происходит о вами нечто странное” (Кас.). Если они всячески неправедно злословили нашего Господа, то, будьте уверены, будут всячески неправедно злословить и нас. Если Он переносил все это терпеливо, то и мы должны воспринимать терпеливо все, что приходит на нас, понимая, что ничего не произойдет с нами, если Отец не предвидел это и не позволил для нашего блага и Его славы. Наш Учитель оставил нам часть Своей чаши, налитой Ему Отцом. Когда чаша будет выпита до дна, наступит слава и честь, но еще не сейчас.
Сегодня условия изменились, и мы, естественно, могли бы рассчитывать на то, что преданных Богу и Его Истине не будут презирать и преследовать, как во дни Иисуса. Однако, верим, что на это можно смотреть и по-другому. Мы верим, что если бы Иисус был здесь во плоти сегодня, Его бы преследовали и злословили светски настроенные и, прежде всего, находящиеся в номинальных церковных системах. Вместо того, чтобы распинать Его буквально или жечь на костре, они бы “испепелили” Его публично. Это более изысканная форма преследования, ведь дух преследований существует доныне.
Насколько последователи Иисуса верны учениям Учителя, настолько они не согласны со всем, что противоречит духу Христа, и в такой же степени их будут злословить и преследовать. Во дни Иисуса было много людей, питавших уважение к учителям [R5546] Закона, делавших шире свои филактерии* и придирчиво относящихся к букве Закона, уплате десятин и т. п. Иисус не искал почестей и высокого положения. Но Он призывал людей оставить грех, идти за Ним, отстаивать Истину вопреки всякой несправедливости и лжи. Однако этот призыв не нашел отклика в сердцах людей светского ума.
*Филактерии (гр. Phulakterion) – узкие полоски пергамента, на которых иудеи писали отрывки из Закона и носили с собой в маленьких кожаных ящичках как амулеты (см. Матф. 23: 5, ВоП): “...расширяют свои филактерии и увеличивают кисти на одежде” – прим. ред.
По той же причине мы говорим, что мир не изменился, что он дальше находится в оппозиции к Слову и его духу – особенно религиозный мир. Правда, как и во дни нашего Господа во плоти, сегодня простые люди радостно прислушиваются к Евангелию, если они, конечно, не ослеплены религиозными предводителями. Но сегодня, как и во дни Иисуса, на многих влияет ложное изложение со стороны тех, к кому они привыкли обращаться как к своим духовным пастырям. Если бы мир был в согласии с нами как людьми, и говорил хорошо о нас, если бы мы стали популярными, мы бы попали под осуждение, которое находится в словах Учителя: “Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их”.
НЕ УДИВЛЯЙТЕСЬ
Если, наоборот, обнаружилось, что, вопреки нашим наилучшим стремлениям, против нас растет оппозиция, на нас смотрят с подозрением, возводят напраслину на наши несамолюбивые усилия делать добро и нести другим славный свет, так благословивший наши сердца, не будем удивляться или чувствовать обиды, потому что так противостояли Иисусу.
Дух света – это дух Христа. Дух же тьмы – от мира. Кто привержен злу или ослеплен настолько, что свет кажется ему тьмой, тот будет оказывать сопротивление свету. В мире столько самолюбия, и людей так часто используют и обманывают, что вряд ли стоит удивляться, что люди неохотно верят, будто есть кто-то, кто руководствуется исключительно целью благословить своих ближних.
Некоторые готовы способствовать продвижению духовенства, и они будут пытаться преодолеть все, что враждебно их интересам. Они говорят: “Вы нам мешаете”. Мы отвечаем, что мы только держим свет. Но они чувствуют, что свет, приходящий к людям, ослабляет их влияние. Мы верим, что в этом находится тайна большей части сильного сопротивления Истине, которое царит в разных местах. Есть немало людей, которые, верим, являются хорошими во многих отношениях, но они воюют со светом. Можем предположить, что они не понимают, что делают – непреднамеренно держатся невежества лжи и находятся в рабстве Греха и сатаны. По этой причине они противостоят каждому, кто поднимает завесу перед Господним народом и показывает ему характер Бога – что Бог есть Любовь. Вот причина существующего конфликта.
Другой аспект противостояния касается финансовых дел. Когда мы говорим, что для Господа ничего не надо выпрашивать льстивыми словами, выуживать у людей, с трудом добиваться от них или забирать в приказном порядке, но следует давать от чистого сердца, как добровольное приношение, мы действуем вопреки вековым обычаям. Как сказал один баптистский служитель двум нашим братьям: “Вы только посмотрите на это объявление пастора Рассела: “Вход свободный; сбор денег отсутствует”! Где бы мы были, если бы не собирали денег, и если бы люди поняли, что не надо передавать поднос для денег?”
ОБВИНЕНИЯ В АДРЕС ГОСПОДНЕГО НАРОДА СКОРО ПРЕКРАТЯТСЯ
Если нашего Учителя возненавидели без причины, то пусть, если это возможно, так обращаются и с нами. Позаботьтесь, чтобы ненависть, злоба, зависть и дух убийства, накопленные против нас, были полностью незаслуженными. Давайте стремиться всеми силами, чтобы наша жизнь отражала свет Истины, была, насколько возможно, благородной и честной во всех отношениях; чтобы наши слова и дела прославляли Господа, Которому мы служим, и были выражением нашей любви ко всему человечеству (и особенно к Дому Веры) – освещено оно Настоящей Истиной или нет.
Надеемся, уже скоро мы будем прославлены с нашим Господом, если окажемся верными. Тогда будет введена новая эпоха, и те, которые ненавидели нас – ослепленные и введенные в заблуждение противником, – склонят свои сердца перед нами как Помазанником Господа, и мы будем иметь блаженную привилегию поднять их, просветить и простить им, помогая прийти к совершенному образу и подобию нашего Бога.
НАСКОЛЬКО НАШИ ТРУДНОСТИ НАХОДЯТСЯ ПОД НАДЗОРОМ?
У некоторых может возникнуть вопрос: В какой степени Бог следит за испытаниями Своих детей? Учитель сказал: “Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?” А как быть с нашей чашей? Разве Бог не является также нашим Отцом? Разве мы не члены Христа? Кто еще, кроме Отца, наливает нашу чашу? Однако мы знаем, что Бог не имеет отношения к злым вещам. Тогда, имеет ли Он какое-либо отношение к бедам, которые приходят на Его народ?
Отвечаем, что нас окружают всякого рода злые силы и плохие влияния. Эти плохие влияния приходят от сатаны и падших ангелов. “Противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить”, и падшие ангелы также ходят вокруг, ища как напасть на Господних детей. Но они не имели бы никакого доступа к нам, если бы Отец этого не позволил. Он не позволит, чтобы какое-то дурное влияние коснулось нас и навредило нам как Новым Творениям, если мы держимся рядом с Ним. Он не допустит нанесения вреда или ущерба, разве что это принесет нам добро, и мы будем иметь от этого хороший урок.
ВСЕ СОДЕЙСТВУЕТ НАМ КО БЛАГУ
Мы имеем оппозицию также со стороны мира. Сатана, князь мира сего, преуспел в ослеплении человеческих умов, ставя заблуждение на место Истины, тьму на место света, чтобы путь праведности и послушания Богу выглядел нелепым, ненужным и крайним. Имеющие ту или иную меру мирского духа оказывают значительное сопротивление Господним детям большей частью естественным путем (кроме прямого влияния лукавого и его подручных). Например, когда приближалось время смерти нашего Господа, Он рассказал апостолам о кульминации Своих испытаний – о том, что Он идет в Иерусалим, что там Его распнут и т. д. На это Петр сказал: “Господи! Не позволь, чтобы Твой ум был занят этим! Ты пришел на землю, чтобы быть великим Царем! Гони прочь мысль, что Ты будешь распят!” Господь обратился к Петру и сказал: “Отойди от Меня, сатана!” В то время он был Господним противником.
Также мир часто становится противником Божьих детей, советуя им в своем пылу думать о более достойном и благоприятном пути. Люди настаивают: “Не воспринимай вещи так радикально, и тебе будет легче”. Это – явное сопротивление нашим обетам посвящения, и когда мы сопротивляемся таким “доброжелательным” советам, люди пытаются нам перечить и склонять нас к своим взглядам и убеждениям. Идеал мира для нас, христиан, был бы следующим: делай добро, трудись для развития общества, поддерживай общественные реформы, устраивай госпитали, создавай приюты для сирот и т. п., но не трать столько времени на изучение старой Библии, иначе тебя будут считать человеком крайних взглядов, еретиком. Вот так мир пытается “по-хорошему” повлиять на нас. И наш Отец позволяет на эти влияния, чтобы нас испытать. Можем быть уверены, что Господь присматривает за нашими испытаниями, чтобы с нами ничего не приключилось, за исключением того, что было бы для нашего духовного добра, пока мы храним себя в Его любви – пока мы полностью пребываем в Нем. Даже сама смерть бессильна прикоснуться к нам, пока не придет на то Божье время.
Наша плоть является постоянным, всегда присутствующим врагом. Она пытается убедить нас: “Нет, нет, не увлекайся этим!” Наша плоть симпатизирует миру. Но наше Новое Творение отвечает, что Иисус шел путем жертвы и страдания, а также св. Павел, св. Петр и св. Иоанн. Тогда плоть подсказывает, что они были особыми. Но мы знаем, что Библия учит, что этим путем должен идти весь Господний верный народ, что все будут иметь преследования (2 Тим. 3: 12).
Не всех распнут, не всех бросят в котел с кипящим маслом и не всех распилят или обезглавят. Мы, очевидно, не будем иметь никаких из этих испытаний, но мы должны пострадать. Поэтому мы убеждаем плоть молчать и радуемся по поводу трудностей, которые имеем, ведь “если терпим [с Ним], то с Ним и царствовать будем” (2 Тим. 2: 12). Мы действительно рады! Но мир говорит, что мы сходим с ума!
ДРАГОЦЕННЫЕ ОБЕТОВАНИЯ ПРИДАЮТ СИЛ
Мы должны помнить, дорогие братья, что ни одна вещь ни в коем случае не навредит нам, если на то не будет воли Отца. Нам обещано, что ни один волос с нашей головы не упадет – образно. И мы имеем гарантию от Господа, “что любящим Бога.. все содействует ко благу”, – тем, кто возлагает на Него свою надежду. Если что-то не будет благословением для нас, оно не будет позволено. Наши испытания и наши скорби, если их воспринимать правильно, должны “произвести в безмерном преизбытке вечную славу” (2 Кор. 4: 17, 18).
Оглядываясь в прошлое, мы можем видеть, что все шедшие узким путем имели преследования. Кто был в согласии с Богом, тот был в несогласии с поведением мира. Было время, когда баптисты, а затем методисты имели преследования по причине наличия большего света, чем другие. Также пресвитериане некоторое время имели преследования по причине большего света. [R5547]
НОЧЬ ПОЧТИ ЗАКОНЧИЛАСЬ
И мы должны надеяться на то же самое сегодня. Преследования придут на тех, кто отважен в своих убеждениях. Господь говорит, что помазание, которое мы получили от Него, мы получили для того, чтобы возвещать Его совершенства (1 Пет. 2: 9). Мы должны рассмотреть себя и увидеть, не держим ли мы наш свет под сосудом. В одиннадцатой главе Послания к Евреям св. Павел перечисляет страдания пророков и древних достойных. Некоторых из них побивали камнями, некоторых перепиливали пополам, иных убили и всячески преследовали. Эти набожные мужи претерпели много ради праведности. “Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы”.
Но ночь почти закончилась. Скоро Господь восстанет. Он прострет Свою руку – Свою силу – и Его дети будут освобождены. Скоро придет славное царствование Мессии. Тогда все, которые будут жить праведно, будут иметь мир. Что ж, дорогие друзья, наш стих очень красив. Он должен ободрить наши сердца и помочь нам идти нашим путем, и в этих заключительных днях нашего паломничества должен принести нам утешение и радость.
R5544 (1914 г.)