ПОСТОЯННОЕ ПРИСУТСТВИЕ ИЕГОВЫ СО СВОИМ НАРОДОМ

“Сам Я пойду, и введу тебя в покой” (Исход 33: 14).
Сыны Израиля вышли из Египта, перешли Красное море и приблизились к горе Синай. Моисей взошел на гору, получил скрижали Закона, затем спустился вниз и увидел народ в идолопоклонничестве, кланяющийся золотому тельцу, которого они сделали. Когда Моисей был еще на горе, Господь сказал ему, что Израиль отвернулся от истинного Бога к идолам и приносит жертву литому тельцу как богу, выведшему их из Египта. Он приказал Моисею идти вниз к народу. Гнев Бога воспламенился против них, и Он предложил Моисею, что Он истребит их и сделает его великим народом. Но Моисей умолял Господа об Израиле, и Господь смилостивился над ним, и сохранил народ от полного уничтожения, и обещал Моисею, что Он и дальше будет их проводником.
Когда Моисей сошел с горы, он понимал, что Израиль тяжко согрешил, поэтому его гнев воспламенился против них. Он бросил скрижали Закона, которые держал в руках, и разбил их, когда увидел и услышал танцы, пир и вопли вокруг идола, которого они себе поставили. Это был народ, освобожденный Богом из египетского рабства. Красное море расступилось силой Иеговы, чтобы они перешли через него. Также они получили на протяжении своего пути различные благословения, замечательные доказательства божественного руководства. Однако, несмотря на все это, наступил бунт и идолопоклонничество! Но разве можно было ожидать от людей, так мало ценивших Бога, чего-то еще, раз они так быстро отвернулись? Даже родной брат Моисея, Аарон, введенный в заблуждение домогательствами людей, посчитал нужным посодействовать им в изготовлении золотого тельца.
Тогда Моисей взял тельца, которого они сделали, сжег его в огне, стер его в прах, рассыпал по воде и заставил детей Израиля пить эту воду. Он упрекнул Аарона, а затем стал в воротах стана и сказал ко всему народу: “Кто Господень, – ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек” (Исх. 32: 26-28).

МОЛИТВА МОИСЕЯ И ОТВЕТ НА НЕЕ

На следующий день Моисей объяснил людям в каком большом грехе их обвиняют, и сказал, что он пойдет к Господу молиться, не совершит ли он примирения за их грех. Потом он обратился к Господу с искренней молитвой, умоляя, чтобы Бог, если Он не простит Свой народ, изгладил его имя из Своей книги. Но Бог ответил: “Того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей”. Он обещал послать Своего ангела перед Моисеем, но заверил его, что Он, тем не менее, не порывает отношений с Израилем за их беззаконие. Он поручил Моисею сказать им, что они жестоковыйные. Моисей повелел им в Господнем Имени снять украшения, чтобы Бог решил, как быть с ними дальше.
Народ послушался Бога. Они сняли свои украшения, смирились перед Господом и поклонились Ему. Моисей с тяжелым сердцем понимал, что если Бог каким-то особым образом не даст ему необходимой мудрости и благоволения для большого задания вести столь упрямый народ к наследству, которое Господь обещал им, если они будут Ему служить, то он будет совершенно неподходящим для такого дела. Поэтому он снова обратился к Богу с искренней молитвой и рассказал о своей тревоге и своем искреннем желании просить Его о подкрепляющей помощи, о Его присутствия с ним на всем пути, умоляя: Это слишком большой труд для меня!
Господь заверил Моисея, что Он пойдет с ним и будет рядом на всем пути в Землю Обетованную, потому что он нашел благоволение в Его глазах. Господь сказал: “Сам Я пойду, и введу тебя в покой”. Тогда Моисей попросил Господа: “Покажи мне славу Твою”. Для этого Бог поставил Моисея в расселине скалы и закрыл его Своей рукой, пока Он переходил, позволив Моисею видеть Свою славу сзади, говоря: “Потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых”.
Когда Бог говорит о Своем присутствии со Своими слугами, мы должны понимать, что Он присутствует с ними не в телесном обличии, в через Свой Дух и через Своих ангельских посланников, поддерживая, благословляя, руководя и защищая от всего, что может быть во вред. Он имеет надзор над всеми их интересами и чутко заботится о них.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ЧТО БОГ ВЕЗДЕСУЩ, ОШИБКА

Общепринятым, однако ошибочным, является суждение, что Бог лично присутствует повсюду. Мы не думаем, что Священное Писание так учит. Такое господствующее заблуждение, что Бог везде присутствует лично и одновременно, привело многих к убеждению, что Он является не личностью, а простым влиянием. Как мы понимаем, Библия представляет это таким образом, что Бог, кроме силы и влияния, которые Он проявляет, имеет личное, телесное присутствие; и что у Него есть столица, где Он пребывает.
“Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих”, – говорит Иегова. Тот, Кто имеет Свой престол в небе, и чьим подножием является земля, – это великий Бог! Конечно, перед нами возвышенный словесный образ, показывающий Его всеобъемлющую силу и власть. Бог в действительности не сидит в какой-то части Своей вселенной и не поставил Свои буквальные ноги в другой части. Язык Священного Писания приспособлен к уму человека и говорит о Боге так, будто Он имеет такие же телесные члены, как люди. Но в действительности нам не известно, на что похоже духовное тело. Это “еще не открылось” даже святым Господа, которые по-прежнему находятся в плоти.
Мы понимаем, что телесно Иегова присутствует в небе. Все в Библии учит нас, что Он очень велик – бесконечен в силе. Читаем, что “с небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле” (Пс. 32: 13, 14). Он увидел людей в их скорби и приготовил для них освобождение “во время”. Но мы должны четко различать между мыслью о Божьем созерцании с небес и мыслью о том, что Он лично присутствует на земле. Силой нашего зрения мы можем видеть на расстоянии одной мили или пяти миль. Мы можем быть отдалены на сто или больше футов и присутствовать силой нашего голоса. Также с помощью современного телефона мы можем присутствовать своим голосом на расстоянии нескольких сотен миль. В этом смысле слова Господь присутствует в любом месте Своей огромной вселенной, и Его сила может проявляться везде. Он имеет средства, с помощью которых может знать обо всех земных делах и вещах, касающихся всего Его огромного владения.
Мы имеем эту силу лишь в очень ограниченной мере. Телеграф, телефон, телескоп и т.п. являются средствами, которыми до некоторой степени распространяется наше присутствие, сила и влияние. Но наши возможности ограничены этой маленькой планетой, разве что мы раздвигаем их с помощью молитвы и таким образом приводим в действие влияния, пределы которых пока не способны понять. Но эта привилегия доступна лишь нескольким в настоящем времени. Следовательно, немногие имеют доступ к Силе, контролирующей вселенную. А те, кто имеет привилегию приходить к могущественному Царю Небес, могут приходить только указанным Им путем, подчиняясь условиям, которые Он установил.
Мы не можем наложить никаких ограничений на силу Иеговы. Изобретения этого Времени Конца, которые увеличили наши возможности общения, соединив таким образом все части земного шара, дают очень слабое представление о безграничных силах Всемогущего Бога. Мы верим, что эти изобретения будут постоянно возрастать и умножаться в течение наступающего века, увеличивая возможности и благословения человечества. Они позволят человечеству в большей мере оценить величие, славу и могущество его Творца, когда люди познают Его таким, каким Он есть, и будут поклоняться Ему в духе и в истине. Однако никакой человеческий ум, даже совершенный, не будет способен понять Могущество Творца Вселенной.

БОЖЬЕ РУКОВОДСТВО В ПУСТЫНЕ

Итак, Бог обещал Моисею, что Его присутствие, Его сила и подкрепляющая благодать непременно будут с ним на протяжении всего пути. Он хотел, чтобы Моисей понял, что он не способен выполнить такое великое дело в одиночку, без помощи извне. Обещание гласило: “Я буду с тобой”. Господнее присутствие с детьми Израиля действительно происходило знаменательным образом – постоянно, со времени, когда они перешли через Красное море, ведомые благословениями или наказаниями в зависимости от того, в чем они нуждались. Он был с ними в столпе облачном днем и столпе огненном ночью, а также в Своем присутствии в славе Шекина, которая покрывала Крышку Умилостивления в Святом Святых Скинии. После того, как на основании указаний Бога была поставлена Скиния, эти проявления Его присутствия, Его силы и Его заботливой опеки никогда не прекращались. Столп облачный и столп огненный вел их во время путешествия, а когда они отдыхали, он был указанием от Бога, что им следует оставаться на месте, пока столп облачный или огненный снова не двинется в путь.
Моисей сказал Господу: “Если не пойдешь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсюда”, то есть это – слишком трудное задание, чтобы какой-нибудь человек проделал его один. Но если Твое присутствие останется с нами, если мне будет показана Твоя воля, и Ты будешь постоянно вести меня, я буду способен вести этот народ пустыней в землю Ханаан. Часто Господь говорил к Моисею в Скинии. Таким образом, мы видим, что обещание о Его присутствии с ним было выполнено. Господь дал ему покой. Моисей прожил сто двадцать лет, однако его силы не ослабели, и глаза не затмились. Помним, что в одно время Моисей понял, что проведение суда народа было слишком большим заданием для него. Он обратился с этим к Господу, и тогда были выбраны семьдесят судей, чтобы разделить его бремя. Дела, которые были слишком трудными для них, они приносили к Моисею. Он обращался к Богу со всеми своими трудностями и тяжестями и получал постоянное благословение.

УРОК ДЛЯ ДУХОВНОГО ИЗРАИЛЯ

Опыт буквального Израиля содержит очень важные уроки для Израиля по Духу. Как люди, которые первоначально были частью мира, мы были приглашены выйти из мира и путешествовать в новую Страну, войти в небесное наследие. Мы шагаем в славное царство, обещанное нам в случае нашей верности. На этом пути имеются испытания и трудности. Но наш Бог обещал нам, как обещал Моисею, Своему слуге, что Его присутствие будет следовать за нами. Иногда может показаться, что Он ушел и оставил нас одних, но в действительности Он так не делает. Он испытывает нашу преданность и нашу веру в Него, иногда позволяя ощущение, что мы лишились Его присутствия.
Не делаем ли мы в то время вывода, подобно древнему Израилю, что Бог уже не с нами, и не возвращаемся ли опять к богам, которым поклонялись раньше – к богам богатства или наслаждения, которым воздают честь окрестные народы? Не предаемся ли мы шумному веселью, мирскому гулянью и греху? Не забываем ли мы весь путь, которым наш Бог вел нас, все великие избавления, о которых свидетельствует наша жизнь в прошлом? Разве может “скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч.. или смерть, или жизнь, или Ангелы, или Начала, или Силы, или настоящее, или будущее, или высота, или глубина, или другая какая тварь.. отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем?” Конечно нет!
Чем ближе наша жизнь к Господу и чем больше вера, тем больше мы будем осознавать Божественное руководство и пользоваться средствами, предоставленными Им для нашего укрепления и поддержки. Мы можем обращаться к Нему в час скорби; мы можем приходить к Нему в молитве, и Он никогда не подведет тех, кто возлагает на Него свое доверие и искренне стремится ходить путем, который Он указал. Если так, то мы можем пускаться в путь с совершенным доверием и непоколебимостью. Посвятив все, что мы имеем, Господу, мы должны искать Его руководства, потому что Его присутствие пребывает с нами во всех делах нашей жизни.
Немногие имеют такое тяжелое бремя, какое носил Моисей. Но все Божьи дети должны нести бремя, и большая ответственность лежит на каждом из нас, кто дал обет перед Богом. Каждый член тела Христа, истинный Божий Израиль, привилегирован иметь постоянное руководство Господа в каждом испытании нашего путешествия пустыней. Небесная манна дана для нашего ежедневного поддержания. Вода жизни течет из ударенной Скалы Веков для нашего ежедневного освежения. Карающий жезл нашего Отца сдерживает нас, когда мы оказываемся в опасности или когда сворачиваем на заказанную тропу. Как нежно Он возвращает нас на правильный путь и лечит наши раны, как милостиво Он прощает наши преткновения и слабости! Понятно, что мы можем полностью доверять нашему небесному Вожатому. Именно так мы можем отдыхать в Нем и беречь себя в совершенном покое. Тот, Кто верно заботился об Израиле по плоти – упрямом и изменчивом народе, – бесспорно, будет более старательно заботиться о Своем подлинном духовном Израиле, который любит Его превыше всего и ежедневно стремится более полно познавать Его волю, чтобы ее исполнять.
Апостол Павел, предостерегая духовный Израиль от неудачи по примеру неверующего буквального Израиля, а также от потери тесной связи с Господом, говорит: “А входим в покой мы уверовавшие” (Евр. 4: 3). Неверие привело Израиль по плоти к неповиновению и порочности, а это, в свою очередь, привело его к окончательному отвержению Господом как привилегированного народа, к которому следовало применять самые драгоценные обетования. Как народ, они навсегда утратили особенное место милости, принадлежавшее им по наследству. Каким уроком это должно быть для духовного Израиля! Тем не менее, мы видим сегодня, большие массы духовного Израиля “по тому же примеру впали в непокорность”. Они также потеряют ведущее место милости, которое было предложено им, когда оно было отнято от неверующего буквального Израиля. Только верный “остаток” буквального и духовного Израиля получит великое наследство, предложенное им Господом.

СЛАВНОЕ НАСЛЕДСТВО ДУХОВНОГО ИЗРАИЛЯ

Доказавшие верность в течение нынешней эпохи унаследуют то самое драгоценное, что Бог мог им предложить, – то сокрытое, что на протяжении веков хранилось в тайне, но теперь открыто истинным святым Бога. Верные прошлых веков унаследуют землю как правители и князья над человечеством в период славного царствования Мессии. К ним будет собран буквальный Израиль, который будет жить в то время. У них будет богатое наследство. Мы не можем сказать с уверенностью, что ждет их в будущих веках славы, однако можем быть уверены, что это будет блаженный удел.
Верные нынешнего века будут подняты и “посажены на небесах во Христе Иисусе” – “Льве от колена Иудина”. Эти верные – двенадцать колен Израиля, которые должны царствовать с Ним. Они – только Малое Стадо, только 144 000, верный остаток буквального Израиля, собранный в начале Евангельского века, и верный остаток Церкви этого века, собранной из язычников (Отк. 7: 4-8, 14: 1-5). Они имеют “мир Божий, который превыше всякого ума” и который никто другой не может познать. “Мир Мой даю вам”, – тихо говорит Учитель. Мы имеем сегодня отдых веры и подтверждение, что вошедшие в этот покой в свое время, если не ослабнут, войдут в полный покой, который “для народа Божия еще остается”. Мы войдем в этот покой, когда получим “изменение” в первом воскресении, когда наше тело будет преобразовано и мы станем подобны нашему Господу, и будем видеть и познаем, как Бог нас видит и познал. Тогда мы получим, как благословение, огромную славу, которую Он обещал – бессмертие, Его собственную природу, – и сядем с нашим Спасителем на Его престоле.
Бог Израиля действительно всегда присутствует с Его истинным народом. Он никогда не забывает о нас, а постоянно следит за нашими интересами, стережет нас во всякое время опасности, обеспечивая все наши потребности (как повседневные, так и духовные), так как знает, что лучше всего для интересов Нового Творения. Он читает каждую мысль нашего сердца; Он замечает каждый порыв посвящения и любви к Нему; Он формирует все влияния, окружающие нашу жизнь, необходимые для нашей дисциплины и очищения, прислушивается к каждому нашему зову о помощи, успокоении, сочувствии и общности с Ним. Он никогда, ни на миг, не может что-либо забыть или перестать стеречь. “Не дремлет и не спит хранящий Израиля” (Пс. 120: 4). Взываем ли мы к Нему в беспокойный полуденный час или в ночной тиши, Он рядом, чтобы подбодрить, поддержать и защитить, независимо от того, способны ли мы осознавать Его присутствие все время, или нет.
Каким блаженным является это заверение о постоянной, неизменной опеке и верности! Ни одно настоящее Божье дитя не лишено таких доказательств драгоценного родства с Отцом – Богом Израиля. Святые, которые были призваны небесным призывом и верно откликаются, являются Его подлинным Израилем в наивысшем смысле, наследниками всех Его наилучших обетований. Какое замечательное наследство нам принадлежит!

R5547 (1914 г.)