АГОНИЯ ГЕФСИМАНИИ – ПОЧЕМУ?

МАРКА 14: 32-42

“Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение” (Матфея 26: 41).
ПОСЛЕ установления Вечери воспоминания Своей смерти, Иисус и Его ученики, воспев гимн, направились из города на Елеонскую гору, высившуюся напротив – примерно за милю. По пути в Гефсиманию ученики, судя по всему, получили несколько важных лекций. В Евангелие св. Иоанна они записаны в 15-17 главах.
Выражение “Гефсимания” означает “Выдавливание масла”, и это название имеет глубокое значение. Если помнить, что иудеи использовали оливковое масло для еды и освещения, и что Иисус является Кормильцем и Светом мира, видим, что для Него эти тяжелые испытания были чрезвычайно важными, потому что они почти смяли Его душу в саду, который использовался для выдавливания оливок и изготовления масла.
Гефсимания была не садом цветов, а садом оливковых деревьев. За предполагаемым местом этого события сегодня бережно присматривают и ухаживают монахи-францисканцы. В саду находится несколько очень старых оливковых деревьев и один вековой дуб. Сад, очевидно, принадлежал кому-то из друзей Иисуса. Говорят, есть доказательство того, что Иоанн Марк, написавший Евангелие св. Марка, был тем юношей, которого разбудил шум в саду во время ареста Иисуса и который вышел к ним в одной ночной рубашке (Мар. 14: 51, 52).

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

По пути в Гефсиманию Иисус пытался запечатлеть в Своих учениках факт, что для них приближается критическая минута. Он процитировал пророчество: “Порази пастыря, и рассеются овцы” (Зах. 13: 7), – и сказал открыто, что все они соблазнятся – попадут в уныние, преткнутся, будут крайне удивлены. Случится то, чего они совершенно не ждут.
Св. Петр, полный уверенности в своей преданности Господу, отверг такую мысль, настаивая, что в его случае это невозможно – что даже если все так сделают, он готов скорее умереть с Учителем, чем отречься от Него. Но Иисус настоял, что св. Петр находится в большой опасности, что он слишком доверяет своей плоти, не обращается к Богу и не бодрствует с молитвой, чтобы не впасть в искушение. Все ученики присоединились к нему и возразили против выдвинутого Иисусом обвинения. Они считали себя преданными и готовыми идти на смерть. Как мало они знали о суровых испытаниях, которые должны были прийти на них!
Бесспорно, перед нами урок для всех последователей Иисуса – тогда и сегодня. Хорошо чувствовать свою полную решимость быть преданным Господнему Делу до последнего вздоха, потому что такая решительность очень важна для победы. Но ошибкой, допускаемой многими, является неумение осознать, насколько суровыми могут стать испытания и искушения, – неумение видеть потребность в небесной поддержке для своевременной помощи. Апостол писал: “Когда я немощен, тогда силен” (2 Кор. 12: 10). Этим он, очевидно, хотел сказать: “когда я полностью предан Господу, тогда чувствую собственную немощность и непригодность, но тогда я силен, потому что полагаюсь, прежде всего, на небесную помощь – бодрствую и молюсь и этим предупрежден об искушениях”.
Безусловно, в конце века – в завершающие дни Евангельской эпохи – на Церковь Христа придут трудности Гефсимании. Выстоять в этих искушениях и испытаниях и выйти из них победоносно смогут лишь те, чья вера в Господа и доверие к Нему сильны – кто бодрствует и молится, чтобы не впасть в искушение, и кто, соответственно, защищен от него. Как наш Господь предостерег св. Петра и других апостолов перед лицом ожидавшего их испытания, так Он предостерег нас перед лицом большого решающего испытания, которое уже рядом. Воспользуемся опытом апостолов, записанным в этой лекции.

“ДУША МОЯ СКОРБИТ СМЕРТЕЛЬНО..”

Придя в сад, Иисус оставил восьмерых апостолов у входа и вместе с Петром, Иаковом и Иоанном углубился в тень деревьев. Всем им следовало бодрствовать и быть осмотрительными перед тем, что должно было произойти, о чем Иисус знал, но что казалось полностью неправдоподобным для апостолов. Они не могли понять мрачного настроения Учителя, даже если разделяли Его чувства. Была полночь; они привыкли идти на отдых рано. Вечернее напряжение и утомительные уроки, данные Учителем, принесли сонливость. Они уснули вместо того, чтобы бодрствовать и молиться. Уснули даже трое, самые близкие Учителю.
Стремясь побыть с Отцом наедине, Иисус отошел на расстояние брошенного камня дальше в тень. Раз за разом в охватившей его агонии Он приходил, чтобы найти человеческое сочувствие, и только убеждался, что те, кто Ему близок, погрузились в сон. Хорошо сказал пророк: “Из народов никого не было со Мною” (Ис. 63: 3). Он топтал точило печали один. Только теперь, закончив давать наставления Своим апостолам и оставив часть из них бодрствовать у входа в сад, Учитель мог предаться мыслям о Себе и о судьбоносных событиях, которые ожидали Его в следующие несколько часов. Оставив троих любимых учеников, Он наконец мог внять чувству гнетущей тяжести, которая неожиданно охватила Его душу. Учитель воскликнул: “Душа Моя скорбит смертельно!” – Я чувствую, что могу умереть уже сейчас, так и не достигнув большой кульминации, которая еще впереди. Читаем, что Он “начал скорбеть и тосковать”. В греческом языке эти слова столь же убедительны и означают полное смущение и большую опечаленность, свидетельствующую об одиночестве, тоске, покинутости.
Ощущение горя, отчаяния, неожиданно посетившее Спасителя, продолжалось некоторое время, потому что Он трижды обращался в молитве к Отцу с просьбой, чтобы этот час мог Его миновать – ужасное притеснение, разрывавшее Его сердце. Евангелист Лука, который был врачом, рассказывает, что тревога Учителя была такой большой, что вызывала кровавый пот. Хотя слов о кровавом поте мы не находим в некоторых более древних манускриптах, однако врачи соглашаются, что с людьми в большой тревоге такое случалось.

ПРИЧИНА ПЕЧАЛИ УЧИТЕЛЯ

Как объяснить большую тревогу Учителя в ожидании собственной смерти, если Он знал о ней заранее и рассказывал Своим ученикам, заверяя их также, как сказано в этой лекции, что Он восстанет из мертвых третьего дня? Почему бы мысль о смерти принесла Искупителю больше тревоги, чем некоторым Его последователями и даже большинству людей?
Сотни мучеников пошли на смерть столь же ужасную и даже еще более ужасную. Сотни показали большую отвагу, стойкость перед лицом такой страшной смерти. Чем было вызвано такое состояние Спасителя и Его настойчивая молитва, чтобы этот час (эта чаша) мог Его миновать?
Чтобы понять этот вопрос и дать на него правильный ответ, мы должны помнить, насколько отличался Учитель от всего остального человечества. Весь мир находится под приговором смерти. Все мы знаем, что наша смерть является делом времени, и умирание может длиться от силы несколько часов. Мы не только лишены надежды избежать смерти, но и на девять десятых уже мертвы, и наши умственные способности в той или иной степени притуплены. Мы беззаботны, небрежны и достаточно агрессивны.
Есть воины, которые перед лицом мгновенной смерти идут в бой без видимого страха; так же ведут себя лошади. Наибольшую отвагу, однако, проявляют те, которые знают, понимают и полностью осознают, что они делают и опасаются смерти, но, несмотря на это, идут вперед, послушные чувству долга и ведомые любовью. Иисус был таким воином. Он, как никто другой, понимал, чем в действительности является смерть. Он, как никто другой, оценивал значение и достоинство жизни.
Иисус оставил небесную славу, отказался от более возвышенной природы на духовном уровне, обменяв ее на человеческую природу (потому что человек согрешил), и, следуя Божественной цели и Божественному замыслу, должен был умереть, Праведный за неправедных, как цена искупления за человека. Такова была для Него воля Отца. Он говорит, что для этого Он пришел в мир. Эта мысль всецело поглощала Его всю Его жизнь. Он отдавал эту жизнь ежедневно, выполняя волю Бога и служа человечеству. Теперь наступило время кульминации.
Небесный Отец обещал нашему Господу, что, в случае верности в исполнении порученного Ему дела, Он поднимет Его из мертвых Божественною Силою к духовному уровню существования и положению, более высокому, что прежде. Иисус не сомневался в верности Отца, как не сомневался в Его силе. Однако замысел Отца и обетование были на условии, что наш Господь выполнит Свою часть верно, и тогда получит воскресение к высшей жизни. Если же в какой-то степени или в каком-то значении Он уступит греху, на Него придет наказание за грех – “Смертью умрешь”. Три с половиной года Своей жизни Он был предан Богу и выполнению Божественной воли. Оставался один вопрос: выполнил ли Он Божественную волю в полной мере, целиком, абсолютно в духе, который угоден Небесному Отцу? Более того, способен ли Он пройти и пройдет ли через испытание в течение следующих нескольких часов с надлежащей отвагой, верой, послушностью, или не способен на это и потеряет все в смерти?

БЕЗ ВСЯКОГО ХОДАТАЯ

Итак, мы видим, насколько с Учителем все было по-другому, чем с каждым из нас, стремящимся идти следом за Ним. Нам нечего терять, потому что мы все (как род) находимся под приговором смерти. Кроме того, последователи Иисуса понимают, что Он был Божьим Сыном и умирал за наши грехи, что Его заслуга возмещает наши изъяны, потому что мы пребываем в Нем и стремимся исполнять волю Отца. И если бы Учителя постигла неудача, никто бы за Него не вступился. Его неудача означала бы вечную смерть. К тому же это подразумевало бы потерю всех особенных благословений, какие Бог обещал Ему в награду за особую верность. Это означало бы потерю большой привилегии выполнять Отцовское дело поднятия человечества из состояния греха и смерти с помощью Мессианского Царства. Словом, в ту ночь в Гефсимании на чашу весов была положена вечная жизнь Учителя, а также все Ее надежды на славу, честь, бессмертие и высокое положение одесную Отца, превыше ангелов, начал и властей.
Не удивительно, что Учителя, осознававшего все это, переполняли мысли! Не удивительно, что Он стремился избежать этого, если Божественный План может исполниться по-другому, стремился обойтись без этих особенных трудностей и ужасных испытаний в часов, которые были впереди. Частью ужасов этих испытаний, бесспорно, был факт, что с Ним должны были вести себя как с преступником, как с богохульником, как с врагом Бога и праведности.
Для испорченной и развращенной души это было бы не по чем, но для Того, Кто был полон любви к Отцу и преданности Ему, такие трудности были ужасными: чтобы Его, Который пожертвовал всем, даже Своей небесной славой и Своими земными интересами, чтобы выполнить волю Отца, считали богохульником, чтобы Его распялиь как преступника, опасного для других! Какая страшная вещь для Его утонченной и благородной души – для Того, Кто, читаем, был “святым, непричастным злу, непорочным, отделенным от грешников”!
По-видимому, именно это бесчестие Иисус имел на мысли, когда молился, чтобы оно Его миновало. Он не молился, чтобы не умереть, потому что знал, что для этого Он пришел в мир и что только через Его смерть можно избавиться от приговора смерти, тяготеющего над человеческим родом. Он неоднократно говорил о Своей смерти, и ни разу не подумал о том, чтобы избежать ее. Он хорошо знал, что “плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия”. Но Он надеялся, что Отец каким-то образом может сделать так, чтобы особенное бесчестие миновало Его в то время. Однако даже в Своей наибольшей печали Учитель молился: “Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет”.

ПОДКРЕПЛЕНИЕ СВЫШЕ

Св. Павел говорит, что трудности Учителя в Гефсимании были связаны с опасением – не опасением умереть, но опасением остаться мертвым, но опасением, что Отец посчитает Его недостойным славного воскресения, обещанного Ему на условии абсолютного послушания. Св. Павел пишет: “Который в дни Своей плоти, когда Он приносил молитвы и мольбы с большим воплем и слезами к Тому, Кто был способен спасти Его от смерти [через воскресение], и был выслушан в том, чего опасался” (Евр. 5: 7, KJV). Он был спасен от смерти и, более того, Отец дал Ему уверение, что Он спасет Его от смерти.
Это объясняет слова, что Божий ангел явился Ему в саду и укрепил Его – дал уверение от Отца, что до сих пор Он был верным, и Божественное благословение будет с Ним в час испытания, который приближается. С этой минуты все опасения и агония исчезли. Если до сих пор Отец был доволен Им, если благословение и улыбка Отца сопровождали Его, то Он может выдержать все, что бы не случилось. Всю оставшуюся ночь и следующий день Иисус был чрезвычайно спокоен, даже в самых тяжелых обстоятельствах. Он утешил тех, кто плакал над Ним; передал Свою мать верному св. Иоанну и т. д.
Видим, что трудности Учителя в той или иной степени повторяются в Его учениках. Имея уверение, что их грехи прощены, что Сам Отец любит их, что Его благодати достаточно для них и что одежда праведности Искупителя покрывает их, последователи Иисуса способны при таких обстоятельствах быть отважными даже перед лицом ужасной смерти. Но надо помнить об одном большом отличии между Учителем и Его последователями: если с Ним “из народов никого не было”, то с нами происходит по-другому; с нами находится Учитель, говоря: “Не оставлю тебя и не покину тебя”. Кроме того, мы имеем общность Духа, который находится между братьями Христа, чьи слова ободрения, когда они бодрствуют с нами и молятся за нас, являются источником силы в каждом времени скорби. С благодарностью за всю Божественную помощь и за то, о чем Он позаботился для нас, мы направляемся в нашу Гефсиманию, укрепившись силой, какую Бог поставляет через Своего Сына.

R5550 (1914 г.)