НЕВЕРНЫЙ КАЗНАЧЕЙ

МАТФЕЯ 26: 14-25, 47-50; 27: 3-10

“Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается” (Матфея 26: 24).
Об Иуде сказано, что он был родом с юга Палестины, тогда как другие одиннадцать учеников Иисуса были галилеянами. Допускают, что казначеем общества апостолов Иуду сделали за его хорошие деловые качества. Друзья Иисуса видели, что Иисусу и Его последователям необходимо отдавать все свое время для проповедования Царства. Не удивительно, что кое-кто добровольно давал деньги, чтобы их поддержать.
Не можем себе представить, чтобы Иисус и Его апостолы выпрашивали денег или ходили с протянутой “шапкой”. Делать так значило бы приуменьшить слова Иеговы, что все золото, серебро и скот на тысяче холмов принадлежат Ему, и думать, что Он нуждается в помощи. Напротив, Священное Писание говорит, что некоторые добровольно давали, чтобы поддержать Учителя, например, Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и другие (Лук. 8: 3). Такие добровольные пожертвования давали понять, что обществу нужен один казначей, сообразительный в денежных делах.
Нет основания думать, что Иуда был плохим человеком в то время, когда Иисус выбрал его быть одним из двенадцати апостолов. Напротив, есть все основания полагать, что его плохой характер развился в самых благоприятных обстоятельствах – в постоянном обществе Иисуса и других апостолов, где он постоянно слышал Послание Царства. Однако отклонение имело свое начало, и Священное Писание дает понять, что искушение пришло по причине жадности, самолюбия, любви к деньгам.

“КОРЕНЬ ВСЕХ ЗОЛ”

Как жаль, что столько порядочных людей отклонилось от стези праведности через любовь к деньгам! Помните, что одним из серьезных обвинений, которые Иисус выдвинул против фарисеев, было их сребролюбие. Поэтому, что странного в том, что проблемы многих христиан ныне связаны с любовью к деньгам. Надо признать, что “корень всех зол есть [по-прежнему] сребролюбие” (1 Тим. 5: 10). Апостол говорит, что через это притворство некоторые подвергли себя многим скорбям, хотя не так серьезно, как Иуда.
Он настолько любил деньги, что был готов изменить своему Учителю за тридцать кусков серебра, которые, если их заработать, стоили от двести до трехсот долларов. Еще другие любили деньги до такой степени, что продали собственную совесть ради получения богатства. Некоторые продали Истину за деньги, полагая, что так они будут преуспевать в бизнесе, если будут защищать неправду. Некоторые продали Церковь за деньги и были готовы проповедовать то, во что не верят, нанимаясь за деньги и добиваясь человеческой похвалы. Некоторые продали национальные интересы, променяв на деньги свой патриотизм.
Бесспорно, каждый в большой степени должен остерегаться предательского влияния любви к деньгам. Но мы должны сделать четкую разницу между деньгами и любовью к деньгам, потому что именно последняя производит разрушение, заманивает в ловушку и пленяет душу. Деньги представляют труд, усилия, накопление, и их следует ценить за то хорошее, что они могут сделать. Зато мы должны избегать любви к деньгам – того, чтобы служить им, делать из них идола, позволять им отвратить наше сердце от Бога. Не будем забывать, что эта любовь к деньгам была главной причиной ужасного падения Иуды.

ИСПОЛНЕНИЕ ПРОРОЧЕСТВА

Ученики, по-видимому, не сразу, а за какое-то время, узнали, что Иуда, который носил денежный ящик, – вор (Иоан. 12: 6). Очевидно, даже тогда, когда он присваивал деньги, собранные для содержания маленького общества учеников, он находил для себя приемлемое оправдание, потому что грех всегда притворен. Возможно, он говорил: “Я отложил денег, и думаю, что придет время, когда Учителю и всем нам они пригодятся, и тогда все оценят мою расчетливую предусмотрительность”. Такие мысли только усиливали его влечение к деньгам и вели деятельный ум к помыслу запродать Иисуса.
Написано, что когда Иуда осознал, что Иисуса осудили, он сожалел о своем поступке и отнес деньги обратно первосвященникам, настаивая на том, чтобы отменить все сделанное. Они высмеяли его, говоря, что это их не касается, и он сам отвечает за невинно запроданную кровь. Но поскольку возвращенные деньги были “ценой крови”, они не положили их обратно в сокровищницу церковную, а купили за них кусок недорогой земли, “землю горшечника”, чтобы она была местом погребения странников. Вот так первосвященники в букве исполнили пророчество, о котором уже, по-видимому, забыли: “И взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь” (Матф. 27: 9, 10).
Из рассказа следует, что Иуда был удивлен, когда Иисуса осудили. Очевидно, он допускал, что Иисус, попав в столь затруднительное положение, признается, что Он – Мессия, и триумфально возьмет верх над Своими врагами. Иуда, по-видимому, думал, что тем самым он ускорит установление Царства, в котором надеялся иметь участие. На свое оправдание он мог бы в конце сказать: “Поймите, это стоило только тридцать сребреников, и можете меня поблагодарить, что я привел к развязке намного быстрое, чем это должно было быть”, – и вышел бы из этого геройски, проявив деловую смекалку и качества, чтобы занять пост Главного Казначея в Царстве. В дополнение, он еще был немного зол на Иисуса за то, что Учитель похвалил поступок Марии с миром из нарда. Очевидно, под действием такого возмущения он с самого начала хотел обсудить со священниками и книжниками предательство.

ЗАБВЕНИЕ – НЕВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧИТЬ ВОСКРЕСЕНИЕ

Мы не пытаемся найти оправдание для Иуды. Невозможно оправдать измену Богу и Его Делу. Мы только обращаем внимание на факт, что каждый преступник должен сперва дать согласие на плохое поведение в своем уме. Другими словами, перед каждым грешным шагом ум, совесть должны претерпеть извращение. Следовательно, слова Иисуса полностью оправданы: “Но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться” (Матф. 26: 24).
Такая измена, такая готовность уступить своего Друга, своего Учителя – Того, Кого он признал Божьим Сыном и через Которого надеялся на Мессианское Царство, – была вероломством наихудшего сорта. Вместе с другими апостолами Иуда был призван следовать за Иисусом и стать участником с Ним в испытаниях и страданиях за верность Истине, быть ложно истолкованным людьми и в случае верности получить с Учителем удел в Небесном Царстве, которое должно благословить мир. Иуда, как и другие, проповедовал Царство, изгонял бесов, исцелял больных силой Бога, действовавшей через имя Иисуса. Он все время находился рядом со Спасителем, знал о безупречности Его жизни, о Его преданности Богу. Поэтому все свидетельствовало о его ответственности и вине.
То, что Иуда покончил с собой (в доказательство выполнения слов Иисуса) значило, что он признал, что ему лучше было бы не родиться. Каждый, кто совершает самоубийство, утверждает то же самое. Но для других самоубийц есть надежда, потому что они находятся в неведении, и Христос умер за всех. Следовательно, они, как и другие, должны окончательно иметь благословения и возможность получить вечную жизнь.
Зато в случае Иуды все это не принимается во внимание, потому что он уже получил привилегии, возможность и знание, и согрешил против этого света и знания. Слова, что он “ушел в свое место” (Деян. 1: 25) – соответствующее место – вовсе не значат, что Иуду или кого-то другого должны были постичь вечные мучения как наказание за грех. Скорее всего этим “местом его” было забвение, безнадежное забвение без возможности иметь воскресение. Он умер, как немое животное, и нет аргумента, который бы показал, что такой характер, имевший столько привилегий, когда-нибудь в будущем получит еще возможность.

СОГЛАСИЕ ДВУХ ЗАПИСЕЙ

Относительно дальнейшей судьбы Иуды один стих Священного Писания говорит, что он пошел и повесился (Матф. 27: 5). Другой стих говорит, что его беззаконие стало поводом для того, чтобы купить поле, а также сказано, что он, когда повесился, упал головой вниз, разорвался посередине, и все его внутренности вывалились (Деян. 1: 18, ВоП). Согласовать обе записи очень просто, и обе правдивы. Иуда, чтобы повеситься, очевидно, выбрал сук, который выступал над обрывом, что позволяло легче осуществить задуманное. Можем себе представить, как он, когда натянутая веревка оборвалась, полетел головой вниз. Тем не менее, описание его смерти для нас не такой важно. Намного более важно заметить, как умерла его душа, как он потерял общность с Богом и Христом и всякую надежду на будущую жизнь. Однако Учитель был добр к нему до конца, давая всякую возможность опомниться и вернуться назад – вплоть до последнего поступка.
Тот факт, что Бог знал заранее с самого начала, что один из Двенадцати предаст Иисуса и что приобретение земли за “цену крови” уже было описано в пророчестве, не снимает ответственности с Иуды за его падение. Иуде навредило не Божье предвидение, а его собственный грешный путь. И так со всеми. Божье предвидение с самого начала о том, что произойдет, не влияет на нас. Он просто знает, как мы поступим по собственной воле, как уступим жадности, греху.
Свидетельство, что Иисус знал заранее, кто Его предаст, не значит, что Иисус знал об этом в то время, когда избирал Иуду. Он знал из Священного Писания, что один из Его учеников предаст Его; и когда Иисус увидел, как Иуда начинает тяготеть ко греху, к жадности, Он знал, что тот, должно быть, совершит этот предательский поступок. Однако ни в коем смысле слова поведение Иисуса не подталкивало Иуду ко злу, а скорее предостерегало, чтобы он делал по-другому.

R5552 (1914 г.)