ИЗДЕВАТЕЛЬСКИЙ ДОПРОС ИИСУСА
МАТФЕЯ 26: 57-68
“Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих” (Исаии 53: 7).
СПРАВЕДЛИВОСТЬ – качество ума, которому каждое разумное существо, цивилизованное или язычник, закономерно и не без основания отдает должное. Поэтому каждый народ стремится иметь в своем действующем законодательстве справедливые законы, и надо признать, что многие законы в мире, в том числе законы Ликурга и цезарей, были достаточно мудрыми и справедливыми.
Однако иудейский Закон, переданный Моисею самим Богом на горе Синай, заслуженно занимает ведущее место. Также законы всех народов, которые в той или иной степени утверждают, что они признают христианство, соответственно пытаются представлять принципы справедливости на наивысшем уровне. Тем не менее, когда доходит до того, чтобы интерпретировать данные законы и применять их в конкретных случаях, видим, что везде существует тенденция находить повод для оправдания и уклоняться от принципов справедливости путем утверждения, что обстоятельства и условия каждый раз требуют нарушения закона и справедливых принципов.
Рассказ о том, как Иисус несправедливо был признан виновным иудейским судом и как был нарушен иудейский Закон, не должен нас удивлять и склонять к мысли, что в других судах в большинстве случаев происходит по-другому.
НЕЗАКОННЫЙ АРЕСТ
Арест Иисуса не был проведен ни по приказу Пилата, ни по приказу Ирода или их военачальников. Иисуса арестовал первосвященник и его окружение, решив на свое усмотрение, что жизнь и служение Иисуса вредит их планам и намерениям, а также всему, что, на из взгляд, является наилучшим для иудаизма. Убийство Иисуса обдумали заранее. Но убийцы пытались найти оправдание для своего поведения, как это делают все убийцы; а так как они были политиками, то стремились сохранить внешнюю форму, которая бы напоминала справедливость, обращаясь к другим, чья совесть была более уязвимой.
В распоряжении священников были значительное количество людей, которые служили охранниками Храма и прилегающих зданий. Они были слугами первосвященника. Вооруженные палками, мечами и лампами, они пошли вслед за Иудой, который знал, что этой особенной ночи Иисус не собирался, как обычно, идти в Вифанию, а решил провести время с учениками в Гефсиманском оливковом саду.
Они привели Иисуса прямо в дом Анны, преклонных лет первосвященника, зять которого, Каиафа, занимал эту должность вместо него. Анна попытался допросить Иисуса, но почти ничего не добился, потому отправил Его обратно к Каиафе, дом которого был рядом, в одном дворе. Когда собрался Синедрион, было приблизительно три часа утра.
Заговор причинить Иисусу смерть был тщательным образом продуман. Несколько часов – с тех пор как Иуда оставил Иисуса и других апостолов на Пасхальной Вечере, и до времени допроса – использовали, чтобы созвать членов Синедриона, находящихся в своих домах, разбросанных по всему городу. Обстоятельства были признаны крайне серьезными, оправдывавшими весь этот замысел убить Того, Кто говорил так, как “никогда человек не говорил”, – убить за то, что Он учил народ, что Его учение ослабляло власть книжников и фарисеев, а также предания старцев (Иоан. 7: 46; Матф. 26: 55).
Теоретической основой ошибочных религиозных учений является убеждение, что невежество и суеверие обязательны для сохранения священнической власти. Вот так Ложь всегда ненавидела Правду, а Тьма ненавидела Свет. Осуждение Иисуса было лишь другой формой триумфа Тьмы над Светом. Но это выглядело триумфом только на первый взгляд, потому что так выполнялся Божий План, готовилось большое Примирение за грех, в результате которого придет окончательное свержение греха, сатаны и смерти, а также утверждение навеки праведности и правды во всем мире.
НЕЗАКОННЫЙ ДОПРОС
Синедрион состоял из семидесяти самых влиятельных иудеев и был церковным судом, решение которого имело большое влияние на римского управителя, в руках которого на то время находилась власть жизни и смерти. Каиафа не только занимал должность первосвященника, но и действовал в этом особенном случае как официальный обвинитель. Собирая Синедрион, он не забыл найти свидетелей, которые, как сказано, были подкуплены, то есть получили взятку, чтобы давать свидетельство. Конечно, никто даже не пытался привести в Синедрион кого-то из тех, кого Иисус освободил от власти бесов, или кому открыл слепые глаза или глухие уши, или кого пробудил от сна смерти. Первосвященник знал, например, о подробностях произошедшего с Лазарем, но не желал подобного свидетельства. Все были готовы к убийству, которое должно было состояться в форме судейского рассмотрения.
Каиафа позвал свидетелей, но увидел, что их свидетельства противоречивы, а по иудейскому Закону по меньшей мере два свидетеля должны были соглашаться между собой, прежде чем можно было рассматривать дело. В конечном итоге двое частично пришли к согласию: они слышали, как Иисус говорил что-то о Храме, что Он может его разрушить и отстроить за три дня. Они, очевидно, не поняли Иисуса. Однако их свидетельства были слишком слабыми, чтобы стать основой для обвинения.
Наконец сам Каиафа прибегнул к тому, чтобы вынудить Иисуса сказать что-то, что он мог бы признать богохульством. На разные вопросы Иисус не отвечал ничего, пока наконец Каиафа не воскликнул: “Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?” Иисус не мог промолчать и не ответить на вопрос. Сделать так означало отречься от этой великой истины и не дать надлежащего свидетельства перед Синедрионом. И Он открыто признал, что Каиафа сказал правду. Каиафа вскочил, надеясь воспользоваться случаем признать эти слова богохульством, но Иисус продолжил: “Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных!” Изобразив на своем лице большой ужас, Кайяфа демонстративно разодрал свои одежды священника, давая понять Синедриону, что он, представитель Бога между ними, услышал что-то действительно ужасное. Обратившись к Синедриону, он спросил: “На что еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали богохульство Его!” Какой ваш приговор? В ответ прозвучало: “Повинен смерти!” По-видимому, только двое воздержались от голоса – Никодим и Иосиф из Аримафеи, которые имели большое уважение к Иисусу. Но какую власть или влияние они могли иметь? Наибольшее, чего они могли добиться, это признать, что все это расследование со стороны Синедриона незаконное, и что Закон запрещает рассматривать дело в суде ночью, чтобы осудить кого-то на смерть. Поэтому Иисуса взяли под стражу и вывели к прилегающий судебный зал, пока Синедрион дождется рассвета, чтобы официально заняться делом. Тем временем над Иисусом, которого первосвященник обвинил в богохульстве и преступлении, служба дворца первосвященника начала всячески издеваться, потому что, не ведая ничего по существу, она решила, что все сделанное первосвященником непременно правильно.
ПОДЧИНЕНИЕ БОЖЬЕЙ ВОЛЕ
Стих “Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам” и заглавный стих нашей лекции находятся в полном согласии и касаются Иисуса во время Его допросов. Иисус не открывал Своих уст в том значении, что не пытался защитить Свою жизнь. Зная, что ничего не случится с Ним без воли Отца, Он радостно позволил всему делу идти своим чередом, не пытаясь препятствовать последствиям. Кто может сомневаться, что Его блестящий ум, Его язык, который говорил так, как “никогда человек не говорил”, мог быстро привести аргумент в Свою защиту, перед которым Каиафа и весь Синедрион дрожали бы, не осмеливаясь Его обвинить! Но Он говорил только то, что нужно было, чтобы представить Истину, которую Его враги назвали богохульством.
Священное Писание дает понять, что последователи Иисуса не должны надеяться на полную справедливость в этом мире, ни того, что их правильно поймут. Они должны помнить, что чаша их трудностей, как и чаша их Учителя, находится под присмотром Небесной Мудрости, и если они послушны Божественному постановлению, то увидят, что их трудности окончательно будут для их наивысшего добра. “Притом знаем, что любящим Бога.. все содействует ко благу”.
R5560 (1914 г.)