СЕЯТЬ И ЖАТЬ
Галатам 6: 1-10

“Что посеет человек, то и пожнет” (стих 7).

Нынешняя лекция намечалась теми, кто организовывает подобные лекции, как урок трезвости. Следует признать, что лица, питающие пристрастие к пагубным возбуждающим средствам и наркотикам, неизбежно пожинают рабскую зависимость от этих пристрастий, которая, в свою очередь, ослабляет их характер. Все хорошие люди, желающие в своем сердце добра себе и человечеству, вынуждены с сожалением признать опустошительный характер злоупотреблений. И не следует пренебрегать любым словом или примером, способным помочь ближним и посодействовать им стать сильными характерами и полезными членами общества.

Однако можем быть уверены, что ничто не освободит целиком и полностью человечество от недостатков падшей природы, кроме назначенного Богом средства – Царства Мессии. Но такое убеждение не должно сдерживать нас от того, чтобы в каждом вопросе открыто становиться на сторону праведности и наилучших интересов человечества.

В то же время не следует попадать в крайности, одобряемые некоторыми, а строго держаться учений Библии в этом вопросе и во всяком другом. Следуя (в нашей лекции) такому пути, наш долг – обратить внимание на факт, что слова апостола не касаются какого-то одного вида злоупотребления. Апостол не обращается к миру. Еще меньше он имеет в виду несчастных пьяниц. Он обращается к посвященному Божьему народу, как об этом сказано в первых стихах Послания.

К посвященным христианам апостол обращается как к братьям, давая советы, как вести себя с ближними, которые, возможно, допустили ошибку или ввязались в некую разновидность греха, но не из-за того, что им нравится грех, а по причине несовершенств плоти или неблагоприятного окружения. Наиболее духовные в Церкви должны прилагать усилия, чтобы вернуть заблуждающегося к состоянию праведности и общности с Богом. Это следует делать кротко, помня, что они сами несовершенны плотью и временами могут непреднамеренно попадать в грех вопреки стремлению сердца.

[R5562] Так они должны “носить бремена друг друга” – помогать друг другу бороться с немощами плоти и осаждающим грехом и, тем самым, выполнять общий закон Христа. Закон Христа – это закон служения и самопожертвования в интересах других. Кто, видя, что брат ошибается, только запрокинет голову, пренебрегая им в своей надменности и высокомерии, типа “ты не такой святой, как я”, еще не оценил должным образом, что такое Закон Христа – закон, который должен руководить всеми членами Тела.

Закон Христа, как обращает внимание апостол, это Закон Любви. Иисус, руководимый этим законом любви, отдавал Свою жизнь не только за друзей, но и за врагов. Поэтому все, считающие себя учениками, последователями Иисуса, должны иметь такой же ум, такой же нрав, такой же дух, и должны стремиться соблюдать тот же закон любви. Апостол говорит: “И мы должны полагать души свои за братьев” (1 Иоан. 3: 16), стараясь помогать им выбраться из трудностей и привести ближе к Господу и Его критериям.

СЛИШКОМ МНОГО САМОУВЕРЕННОСТИ

Апостол показывает, что большой опасностью, которая осаждает всех истинных последователей Иисуса, является высокомерие – слишком высокое самомнение и, соответственно, недостаточно высокое мнение о братьях, особенно о тех братьях, которые оступаются в том, в чем они сами, будучи высокого мнения о себе, еще не оступились.

Одним из первых уроков, который предстоит усвоить, является урок того, что на самом деле мы – ничто, горстка несовершенств, и, исходя только из собственных заслуг, не можем ни устоять перед Богом, ни снискать Его благосклонности. Более того, мы должны научиться, что насколько мы думаем о себе высокомерно, настолько мы неугодны Богу и становимся ничем в Его глазах. Поэтому, если кто-то считает себя кем-то в Божьих глазах, то он должен понять, что он – ничто и заслуживает Божественного внимания только благодаря милости Бога во Христе. Такой обманывает себя и становится препятствием собственному прогрессу на правильном пути.

Поэтому каждый, вместо того чтобы судить или упрекать своего ближнего или брата во Христе, должен показать свои поступки. Он должен внимательно рассмотреть и увидеть, насколько он сделал прогресс в том, что Бог считает угодным в Своих глазах. Он должен пытаться понять, насколько он избавился от гнева, злобы, ненависти, зависти, склок и облекся в благодати Божьего Святого Духа – смирение, кротость, воздержание, долготерпение, братскую доброжелательность, любовь.

Насколько он способен видеть прогресс в себе (согласно этим библейским меркам), настолько у него имеется повод радоваться, при этом ни в коем смысле и ни в коей мере не пытаясь сравнивать себя с другими и, таким образом, оценивать себя исключительно на основе недостатков, которые он может видеть в других. Следуя такому пути, каждый должен стремиться видеть собственные недостатки, нести собственное бремя и, соответственно, не быть бременем или упреком для других – для Господа или братьев.

Если соблюдать это учение, то не останется места для господства в Церкви. Скорее, как говорит апостол, “наставляемый словом, будет делиться всяким добром с наставляющим”, рассказывая обо всех полученных благословениях и более ясном понимании Божьего Слова, которое удалось обрести. Апостол мог также иметь на мысли то, что получивший благословения от учителя может искать возможности вознаградить учителя благодарностью или содействием, или еще как-то помогая ему в его труде обучения всяким хорошим и полезным образом.

В этом содержится определенный принцип. Бог действует по справедливости, и Его нельзя обмануть. Его глаза читают наше сердце, мотивы, намерения. Мы можем какое-то время обманывать себя мнимыми аргументами, но никто не может обмануть Бога. Принцип Божественного устройства следующий: посеянное принесет урожай, а собранный урожай будет того же характера, что и посеянное (Гал. 6: 7).

ТРУДНОЕ ЗАДАНИЕ ХРИСТИАНИНА

Мир не имеет ничего общего с севом и жатвой, о которых говорит апостол. Это касается только Церкви. Она состоит из тех, кто услышал голос Бога, предлагающий прощение грехов через Иисуса Христа всем, ставшим Его учениками, а также Божественную поддержку и зачатие Святым Духом к новой природы и славе, чести и бессмертию. Кто действительно и искренне стал последователем Христа, кто взял свой крест и заключил завет самоотверженно следовать за Учителем, тот – истинный христианин.

Ему предстоит привести свои шаги к согласию с Господним руководством и понять, что последствия в его жизни будут пропорциональны соблюдению Завета Самопожертвования и верности как ученика Иисуса. Он заключил Завет оставить мир, его мечты, помыслы, амбиции – пожертвовать всем ради того, чтобы стать “наследником Божьим, сонаследником же Христу” Иисусу, своему Господу, в небесном наследии (Рим. 8: 17).

Он должен понимать, что недостаточно дать согласие сеять для Духа. Жатва духовных благословений и развития сердца будут зависеть от верности в том, как он сеял. “Кто сеет для Духа” (ВоП), кто живет духовной жизнью, стремится служить воли, то есть Духу, Бога во всех словах, поступках и мыслях, тот пожнет наибольший урожай духовного развития разных качеств, которые должны составлять подобие характеру Иисуса Христа.

С другой стороны, тот, кто сеет для плоти, кто живет по плоти, пытаясь угождать ей, вести себя так, как подсказывает плотской ум (воля), или нравиться плотскому уму (воле) друзей или родных, тот должен рассчитывать на то, что в его случае плоть, если ей способствовать, будет сильнее контролировать жизнь, и он, соответственно, сделает меньше прогресса по Духу.

Другими словами, апостол объясняет, что каждый раз, когда мы обращаем внимание на плотские наклонности своей падшей природы, мы препятствуем своему духовному развитию, и тенденцией таких уступок плоти будет тление, смерть. С другой стороны, в какой степени мы умерщвляем наклонности плоти и стараемся жить в согласии с Духом Господа, в такой степени мы будем становиться сильнее духовно и будем готовы к вечной жизни на духовном уровне, обещанной Богом тем, кто покажет свою любовь к Нему и свою приверженность принципам праведности.

Это не означает, что только полностью подчинившие плоть получат благословение от Господа, однако если мы не покажем Господу, насколько мы ценим духовное, мы не сделаем в этом прогресса, не будем пригодны для вечной жизни и не получим ее. И, наоборот, если наше поведение покажет Господу нашу любовь к истине и праведности и наше желание нравиться Ему, какой бы слабой не была плоть, Он посчитает нас достойными вечной жизни, зная, что когда мы будем иметь совершенные тела в воскресении, мы будем с радостью жить в абсолютном согласии с Божественными постановлениями. В другой раз апостол писал: “Чтобы оправдание Закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу” (Рим. 8: 4).

ВЕРНАЯ НАСТОЙЧИВОСТЬ В ДОБРЫХ ПОСТУПКАХ

В стихах 9 и 10 апостол доводит свой аргумент до конца. Кто хочет делать правильно – кто хочет жить, как начертано Святым Духом через слова Иисуса и апостолов, – тот должен не только положить хорошее начало путем полного посвящения, но и продолжать быть верным, не уставая бороться с грехом и быть верным праведности.

Бог стремится развить и укрепить характер Своего народа; и когда тот будет страдать некоторое время, будет вести борьбу и сражаться против несовершенств плоти, он пожнет награду, обретет новые тела, обещанные Богом – тела Воскресения. Тогда все битвы и испытания придут к завершению, потому что новые тела будут в совершенной гармонии с новой волей, и больше не будет повода для конфликта между обоими. Через них труд благодати величественным образом продолжится, чтобы благословить мир.

Поэтому, говорит апостол, мы не только не должны вести себя резко с теми, кто повелся плохо, не только обязаны смотреть за собой, чтобы сеять для духа, а не для плоти, не только не изнемогать на правильном пути, но, вдобавок, “доколе есть время, делать добро всем, а особенно своим по вере”. Поступая так, мы будем копировать характер нашего Небесного Отца. Он – Источник Благословения. От Него приходят благословения теперешней жизни – солнце и дождь – на праведных и неправедных, на злых и добрых.

Как Небесный Отец постоянно дает благословения, не ища благодарности, так и мы, Его дети, достигшие прогресса и получившие развитие, должны стремиться иметь то же подобие характера, тот же нрав, тот же ум – нрав делать добро каждому и, особенно, искреннее желание делать добро всем Господним детям – всем, кто из Дома Веры.

R5561 (1914 г.)