ПИЛАТ ДОПРАШИВАЕТ ИИСУСА
МАТФЕЯ 27: 11-26
“Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?” (стих 22).
ПИЛАТ был римским управителем Иудеи, представителем императорской власти. Мы не собираемся серьезно обвинять его в смерти Иисуса. Он действовал так, как можно было надеяться, и находился в Иудее не для того, чтобы заниматься иудейскими теориями и улаживать религиозные расхождения, а чтобы удерживать народ Иудеи в спокойствии, порядке и подчинении власти Рима.
Его обязанности, насколько это было совместимо с миром и спокойствием в стране, заключались в том, чтобы справедливо управлять, хотя справедливостью следовало пожертвовать в любое время ради интересов Римской империи. Как говорит предание, Пилат уже слышал об Иисусе и даже виделся с Ним в условленное время, выспрашивая о Его учении.
В последний раз мы видели Иисуса перед иудейским Синедрионом рано утром – еще до того как людям передалось общее возбуждение, до того как друзья Иисуса начали действовать через людей в деле Его ареста и т.д. Спешно, как это только было возможно, первосвященник и представители Синедриона отвели Иисуса в преторию, настаивая, чтобы Пилат осудил Его. Пилат спросил, какое обвинение они имеют против Него. Они ответили уклончиво, что Он – плохой человек и заслуживает наказания, иначе они не обвиняли бы Его вообще. Пилат напомнил им, что по римскому обычаю они имеют большую свободу решать все споры религиозного характера, что он не вмешивается в иудаизм, и они должны разобраться сами. Священники ответили, что это им известно, но они не имеют права выносить приговор смерти. Таким образом, они обнаружили всю глубину своего беззакония – что они сознательно обдумали, как заставить Пилата вынести приговор смерти невинному человеку. Тогда они начали обвинять Иисуса и говорить, что Он бунтует народ – отворачивает его от повиновения и преданности римской власти, что Он говорит людям не платить налоги императору и называет Себя иудейским царем, Мессией.
Это были серьезные обвинения перед римским управителем, которые тот вынужден был принять во внимание. Как мы заметили, это были совсем другие обвинения, чем те, которые были выдвинуты против Иисуса перед Синедрионом. Хотя обвинения были неправдивы, Иисус не защищался. Он знал, что пришло время умереть и не пытался остановить то, что, как Он знал, было частью Божественного Замысла для Него.
ИИСУС ПЕРЕД ПИЛАТОМ
Когда Пилат взглянул на Иисуса, то, очевидно, подумал, что человек с такой добротой на лице вряд ли будет поднимать восстание, которое бы навредило интересам Римской империи. Другое повествование говорит, что Пилат догадывался, что первосвященники и книжники, выдвигая обвинение, действовали из зависти. Он понимал, что учения Иисуса каким-то образом привлекали людей больше, чем учения их религиозных предводителей, и что от него требуют сделать низкий и нечестный поступок ради тех, кто пытается избежать собственной ответственности.
Однако Пилат не мог показать свою симпатию к Назарянину. Он не имел права пренебрежительно трактовать обвинения в адрес любого царя, кроме императора. Поэтому он потребовал ответ от Иисуса: “Ты ничего не отвечаешь? Видишь, как много против Тебя обвинений. Скажи, ты виноват или нет?” Иисус не сказал ничего. Пилат вышел наружу к книжникам и фарисеям, которые сдерживались войти в преторию, потому что день был началом Пасхи. Поговорив с первосвященниками и выслушав их мысль, Пилат поставил Ему вопрос: “Ты Царь Иудейский? Ты это признаешь?” Иисус в ответ спросил: “Ты спрашиваешь, потому что ты что-то видел и что-то знаешь о Моих учениях, или тебе наговорили обо Мне Мои враги?” На это Пилат ответил, что главные из народа Иисуса выдали Его, и сейчас он хотел бы знать, что Он сделал, что они восстали против Него.
Иисус ответил, что Его Царство не от мира сего – не из этого Века, не от этого порядка вещей. Следовательно, Он не находится в конфликте с царством цезаря. Это, очевидно, прояснило Пилату факт, что ни Иисус, ни Его друзья не проявляли мятежных настроений против гражданской власти, как было бы в случае, если бы Он имел отношение к земному правительству. Его Царство, сказал Он, находится в будущем. Пилат спросил: “Значит Ты считаешь Себя царем и говоришь, что где-то и когда-то будешь иметь власть”. В ответ Иисус сказал, что Он был Царем, что для этого Он родился и пришел в мир. Он должен свидетельствовать Истине, и все, кто от Истины (и только такие), способные оценить Его свидетельство. “О, – сказал Пилат, – все задают себе вопрос: Что такое Истина? И никто этого не знает”. Тогда он вышел к иудеям и сказал: “Я не нахожу в Нем никакого преступления; Он не преступник и не выступает против императора и его законов. Он не сделал ничего, что вынуждало бы меня справедливо лишить его свободы или прав”.
Первосвященники и законоучители были обеспокоены. Возможно ли, чтобы в той самый миг, когда они надеялись на распятие Иисуса, Он выскользнет из их рук?! Тогда они начали настойчиво обвинять Иисуса в том, что Он бунтует народ и проповедует везде, и что Его проповедование началось в Галилее. Когда Пилат услышал слово Галилея, то спросил: “Разве Он галилеянин?” Когда ему ответили, что да, Пилат сказал: “Тогда я просто передаю это хлопотливое дело Ироду, царю Галилеи”. Последний в то время также имел свой дворец в Иерусалиме.
Иисуса отослали к Ироду, которому было интересно что-то узнать о Нем. Он много слышал об Иисусе и надеялся видеть какое-нибудь чудо. Ирод задал нашему Господу несколько вопросов, но не получил ответа. Первосвященники и книжники неистово обвиняли Иисуса, что Он царь. Тогда Ирод и его воины насмеялись над Ним и отослали обратно к Пилату, одев Его в светлую одежду – как осмеянного Царя. Такой шаг вежливости со стороны Пилата и любезность в ответ со стороны Ирода позволили преодолеть враждебность, которая существовала между ними некоторое время.
НИ ПИЛАТ, НИ ИРОД НЕ ЗАСЛУЖИВАЮТ ОСУЖДЕНИЯ
Обращаясь опять к обвинителям Иисуса, Пилат сказал: “Вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти; итак, наказав Его, отпущу”. Наказание, или битье, Иисуса, очевидно, было с целью сохранить Ему жизнь – в надежде, что иудеи успокоятся, когда Иисус пострадает.
В это время года Пилат неоднократно освобождал узников по случаю Пасхи. Толпа приветствовала Пилата, желая узнать, освободит ли он кого-нибудь из заключенных. Решив, что это благоприятный случай отпустить Иисуса и освободить Его из рук первосвященников и вождей народа, Пилат обратился к народу: “Хотите ли, я отпущу вам узника, считающего себя Царем Иудейским?” Толпа обратилась к своим религиозным предводителям, а те подговорили требовать от управителя отпустить Варавву, преступника и вора. Пилат воззвал к собравшимся: “А что же хотите, чтобы я сделал с Иисусом, именуемым Мессией?” Толпа под влиянием своих духовных наставников закричала: “Распни его!” Пилат опять спросил: “Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу”. Таким образом, Иисус должен был быть предан толпе, желавшей поиздеваться над Ним и наказать. Пилат обратился к иудеям, которые стояли, ожидая: “Я вам выведу Его скоро, как только накажу, и вы узнаете, что я не нахожу в Нем никакого преступления”.
ПИЛАТ ПЫТАЕТСЯ ОСВОБОДИТЬ ИИСУСА
Иисус вышел, имея корону из терновника на голове и одетый в пурпурную тогу. Пилат обратился к ним: “«Ecce homo!» – «Вот – Человек!» Вот – Тот, Кого вы требуете от меня отдать на смерть. Вот – один из самых благородных представителей вашего рода, человечества. Взгляните на Него в Его печали и унижении. Какое величие характера! Чего бы вы не имели против Него, вы должны успокоиться на вид Его повиновения”. Но они кричали: “Распни, распни Его!” Пилат ответил: “Возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины!” – не вижу в Нем никакого преступления. Тогда иудеи перешли к сути дела, к настоящей причине своей враждебности к Нему, а именно, что Иисус называл Себя Божьим Сыном, а для них это – богохульство. Когда Пилат услышал, он еще больше обеспокоился и переспросил Иисуса: “Откуда Ты?” Но Иисус не дал ему ответа. И говорит к Нему Пилат: “Мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?” Иисус ответил: “Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе”. Тогда Пилат опять искал, как освободить Иисуса, но это могло вызывать беспорядок в городе, в котором занимаемая должность обязывала его удерживать мир и спокойствие. Иудеи же кричали дальше: “Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю”. Это ставило Пилата в неудобное положение. Освободить Иисуса значило стать защитником врага императора, потому что, как ни странно, Иисуса обвиняли Его соотечественники, и никто, кроме Пилата, по существу Его не защищал.
В дополнение ко всему, обеспокоенный Пилат получил известие от жены, в котором она настаивала, чтобы он ничего не имел с враждебным отношением к Иисусу, и рассказала, что она имела необычный сон о Нем. Опять Пилат обратился к людям, возражая их правителям. Выводя этого благородного человека к ним, он воскликнул: “Се, Царь ваш!”. Такие слова, кажется, только довели людей до исступления, и они еще неистовее кричали: “Прочь с Ним! Распни Его! Нет у нас царя, кроме кесаря!”
Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: “Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы”. На это народ закричал: “Кровь Его на нас и на детях наших!”.
Разве так не случилось? Свыше восемнадцати веков иудеи страдали – были вдалеке от Бога, без пророка, без священника, без жертв за грех, без Дня Очищения (Ос. 3: 4, 5). И это действительно так, но приближается время, когда Господь, простив их беззаконие, изольет на Израиль дух благодати и умиления. Их глаза понимания отворятся, и они воззрят на Того, Которого пронзили, и будут еще больше воздавать Ему хвалу (Зах. 12: 10).
Согласившись с толпой во всем, что не противоречило интересам Римской империи, Пилат удовлетворил их требование и отдал Иисуса на смерть, освободив им Варавву, грабителя.
ТАКОЙ ЖЕ ДУХ ПРЕОБЛАДАЕТ ДАЛЬШЕ
Не подумайте, что за прошлые восемнадцать веков человеческая природа изменилась. Скорее следует полагать, что если бы обстоятельства сегодня повторились, Иисуса или Его учеников казнили бы в любой стране при поддержке гражданской власти, которая требовала бы смерти, считая ее обязательной в интересах мира, и особенно при поддержке религиозных правителей и учителей, которые требовали бы жертвы невинных, считая ее обязательной, чтобы дальше использовать легковерие людей.
Мы не удивимся, если похожие трудности придут на некоторых Божьих святых в близком будущем. Страницы истории свидетельствуют о том, что так называемые интересы религии, озвученные религиозными предводителями, всегда имели сильное влияние на гражданскую власть, побуждая к искажению справедливости и нанося смерть невинным. Путь Божьего народа во все времена был путем, который начертил Учитель, – путем полного подчинения воли Бога, полного осознания Божьего присмотра за всеми интересами Его Дела, полного доверия, что последствия произведут для нас в безмерном преизбытке вечную славу.
R5570 (1914 г.)