ДУХОВНО ЗАЧАТЫЕ БОЖЬИ СЫНЫ И ИХ РАЗВИТИЕ
“Если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии” (Римлянам 8: 13, 14).
Только те, у кого правильный дух, правильный нрав, воля, намерения, могут держаться Божественного Закона; и только те, кто находится в совершенном согласии с Богом, могут считаться сынами. Святые ангелы – сыны Бога на ангельском уровне; херувимы – сыны Бога на уровне своего существования; также Христос и Церковь в славе являются сынами Бога на Божественном уровне. Все они сыны Бога, хотя находятся на разных уровнях. Все они водимы Духом Бога. Если же они не имеют этого Духа, то не могут считаться сынами, потому что никто не может держаться Божественного Закона, не имея Божественного нрава.
Пока Адам не согрешил, он был сыном Бога (Лук. 3: 38). Он имел Дух Бога в том смысле, что имел правильный дух, нрав, волю, намерения. Но с тех пор, как он преступил Божественный Закон, он считался грешником. Весь род Адама по-прежнему является грешниками за исключением тех, которые вошли в Христа. Однако в Тысячелетнем веке род Адама также получит привилегию войти в Христа. Христос будет Отцом Вечности – Отцом, дающим вечную жизнь всякому повинующемуся распоряжениям Мессианского Царства. Чтобы достичь такого состояния, в котором возможно Божественное одобрение, человечество должно иметь дух Истины и получить развитие в этом направлении. Прежде чем люди будут считаться (будут признаны) сынами, они должны иметь дух праведности, праведный нрав. Пока они не получат этот дух, они не смогут совершать приемлемое служение, потому что Господь ищет таких поклонников, которые бы поклонялись Ему в духе и в истине.
В своем падшем состоянии человечество не в силах выполнять Божественный Закон. Даже в Тысячелетнем веке люди будут выполнять его только частично, пока не будут приведены обратно к образу Бога во плоти (Быт. 1: 26).
КТО ТАКИЕ БОЖЬИ СЫНЫ?
Согласно Священному Писанию до сих пор на земле было очень ограниченное число Божьих сынов. На протяжении всего Иудейского века Бог был Наставником и Вождем Своего народа через Моисея и пророков, но израильтяне не были сынами Бога и не имели зачатия Духом к сыновнему положению. Напротив, они были только Домом Слуг (Евр. 3: 5). Святой Дух Бога еще не был дан никому из падшего рода, потому что Иисус еще не был прославлен (Иоан. 7: 39).
Священное Писание говорит о Святом Духе как об особенном влиянии, которое приходит от Бога на особенный класс, особенным образом, после особенного события – а не перед этим событием. Приход Духа стал явным в Пятидесятницу, как нечто совершенно другое, отличающееся от всего, что было прежде. Эта сила, это влияние называется по-разному: Святой Дух, Дух Бога, Дух Христа, Дух Истины, Дух целомудрия, Дух сыновства. Разные особенности, описанные этими разными выражениями, имеют отношение к тому же классу, а именно – к зачатым Духом.
Духовно зачатые – особенный класс, состоящий из тех, кто взял свой крест, стал последователем Христа и, в результате, признан Отцом через зачатие Святым Духом. Этот Дух Истины так проясняет Библию, что имеющие Святой Дух могут лучше понять Божье Откровение. Они способны проникнуть в Божьи глубины, в которые нельзя проникнуть без него. Хотя другие, не имея Святого Духа Бога, могут почерпнуть немного истины из Священного Писания, этот особенный класс понимает саму суть Истины.
НЕКОТОРЫЕ ПРИВЛЕЧЕНЫ К БОГУ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ
На мысль приходят некоторые стихи Священного Писания, которые говорят о руководстве Божьим народом до зачатия Святым Духом. Говоря о способе привлечения тех, которые впоследствии становятся Его учениками, наш Господь сказал: “Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня” (Иоан. 6: 44). Это привлечение не является действием Святого Духа зачатия, который становится достоянием всех, кого Бог принимает через Христа как сынов. Напротив, то, что Священное Писание называет привлечением Богом (и каждый из нас испытал это), является, очевидно, естественным привлечением по плоти, но не к грешным вещам, а к святым, при этом с учетом того, чем обладает телесный человек.
Например, когда Бог создал Адама, тот, естественно, любил Бога, желал служить Богу, хотел быть послушным Богу и поклоняться Ему. Все эти желания были естественными, потому что он был в естественном состоянии – в том состоянии, в котором был создан, был чист. Грех ввел человечество в неестественное состояние. Но даже после того, как грех вошел и исказил первоначальный характер, данный Богом, некоторые стремления к Богу остались в человеческом сердце даже в деградированных людях. Им хотелось бы находиться в единстве с Ним, быть рядом, видеть в Нем Защитника и Друга.
Бог привлекает человечество не иначе, как с помощью этой подлинной силы, которую Он привил и которая еще полностью не исчезла через грехопадение рода Адама. Все человечество выродилось, удалившись от образа Бога, но желание поклоняться, проявлять праведность, быть в согласии с Богом у некоторых людей сильнее, чем у других. Насколько кто-то стремится к праведности, настолько он привлечен к Богу и ищет Бога, не удастся ли ему найти своего Творца. Он тоскует о Боге, потому что хочет Его найти.
КАК ПРОИСХОДИТ ПРИВЛЕЧЕНИЕ?
Это привлечение, верим, происходит в случае каждого из нас. Прежде чем мы посвятились Богу, у нас возникло желание прийти к Нему. Оно было чем-то, что пробудилось в нас, хотя существовало и раньше. Что-то произошло, что обратило наши мысли к Богу. Возможно, это была какая-то большая печаль, какая-то беда, которая привлекла сердце к Богу, и с которой пришло ощущение, что с этим горем надо идти к Нему. Вместе с таким желанием, возможно, промелькнула мысль: “Но Бог меня не выслушает”. Совершенно верно, потому что нет другого пути приблизиться к Богу, кроме Искупителя, Который сказал: “Я есмь путь и истина и жизнь”.
Как римский центурион Корнилий нуждался в наставлении, чтобы приблизиться к Богу, так и душа, ищущая Божественной поддержки, нуждается в наставлении. Мы действительно верим, что тысячи и тысячи отвернулись от Бога по причине разных сектантских искажений Его праведного характера. Когда люди начнут осознавать, что наш Бог – любящий, справедливый, милосердный, они обратятся к Нему. Видим, как некоторых привлек к Богу показ “Фотодрамы Сотворения”. Недавно мы слышали об одном адвокате, который сознался, что совсем потерял Бога, но после того, что он увидел во время показа Фотодрамы, он опять вернулся к Нему и посвятился.
Это, верим, и есть путь, которым мы привлечены к Отцу, Чье влияние связано со всем прекрасным и гармоничным в природе. Пока у нас не возникнет желание вернуться к Богу, мы не готовы к тому, чтобы наш великий Ходатай вел нас, потому что когда мы приходим к этому Ходатаю, Он открыто говорит: “Я могу принять вас на одном условии”. Это условие, как говорит Он, – взять свой крест и следовать за Ним (Матф. 16: 24). Соответственно, не было бы разумным говорить кому-то об узком пути, пока он не привлечен к Богу. Итак, мы видим достаточно большую разницу между привлечением Отцом (на чем везде делается ударение) и тем, что Священное Писание называет Духом Бога. Этот Дух дан только сынам Бога. “Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии” (Рим. 8: 14). Этот Дух держит их и ведет различными путями: иногда давая в их руки имущество, иногда забирая его, иногда позволяя болезни. Такие трудности сынов Бога помогают им возрастать в благодати, знании и любви, чтобы стать пригодными и приготовленными к положению на духовном уровне.
ДУХ, ВЫЛИТЫЙ НА ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
В Тысячелетнем веке дела будут обстоять несколько иначе. Христос будет иметь представителей в земной части Царства, и через них Божье Слово достигнет людей. Кто в то время будет привлечен к Богу, тот получит привилегию прийти к единству с Ним через посвящение. Люди получат Божий Дух в значении благословения, но не в значении зачатия, как сейчас получает Церковь.
Древние Достойные будут земными представителями Мессианского Царства, тогда как Христос будет великим Учителем в славе, от Которого через этих земных представителей будут приходить все указания. Как только люди начнут получать настоящее, достоверное знание о славном характере Бога, они начнут понимать, насколько они уступают. Тогда они будут в состоянии принять эти указания.
Тем не менее, никого не будут вынуждать принимать их, но тот, кто будет проявлять несогласие с Царством, получит ограничение. Пророк Захария, говоря о земных делах под властью Царства, пишет: “И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них” (Зах. 14: 17). Если интерпретировать выражение “дождь” символически, то, понятно, для таких народов не будет Божественного благословения: не будет дождя, а значит не будет урожая. Но дождь, благословение, придет на тех, кто будет в согласии с Господом.
Когда люди придут к единству с Богом, они посвятят свою жизнь и свое тело Его службе. Тогда они начнут получать благословения в уме и теле, и в таком значении будут получать больше Господнего Духа – Духа Его ума. Так через Истину и Божественные суды того времени Господь “изольет от Духа Своего на всякую плоть” (Иоил. 2: 28). По мере принятия Его Духа люди будут приходить к состоянию сыновства. Но даже в то время они еще не будут сынами в полном смысле слова. Мы могли бы сказать, что Церковь также еще не является сынами в полном смысле слова, но мы будем действительно сынами тогда, когда испытаем изменение в нашем воскресении. Так и в Тысячелетнем веке, когда люди будут приходить к согласию с Божественно устроенным Мессианским Царством, они будут приближаться к критерию сыновства. В конце Тысячелетнего века они достигнут такого умственного состояния, которое имел Адам, когда был совершенным. Все это благословение они получат через Христа и Его Церковь.
ТРУД ДУХА В ЦЕРКВИ
Поскольку наш Господь даст вечную жизнь человечеству, Он назван “Отцом вечности” – Отцом, Который дает вечную жизнь (Ис. 9: 6). В Тысячелетии все желающие и повинующиеся станут Его детьми. Тогда, в конце Мессианского Царства, дети Христа будут переданы Большому Отцу*. Поскольку они должны быть сынами Христа, Который является Сыном Бога, то Небесный Отец будет их Дедом. Тогда весь мир вернется к гармонии с Богом как сыны Христа.
---------
*Grand-Father (анг.) – (игра слов) означает “Большой, Величественный, Отец” и “Дед”.
---------
Однако в Евангельском веке Бог не занимается миром. Вся естественная красота в мире является результатом общей деятельности Божьей Силы. Наш стих имеет отношение не к этой деятельности Божьей Силы, Духа, а к Его влиянию на сердца людей. В Новом Завете это касается тех, которые стали Его народом через полное посвящение и, затем, через зачатие Святым Духом как Новые Творения во Христе (2 Кор. 5: 17). Все они имеют особую Божественную опеку. Священное Писание говорит о Духе Истины, Духе Отца, Духе Христа. Это – синонимы, свидетельствующие о Божественном влиянии, действующем на народ Бога. Будучи зачатыми Духом, мы должны помнить, что, по словам апостола, мы должны быть усовершенствованы. Мы должны достичь определенного развития. Делая продвижение, мы окончательно родимся в Первом Воскресении. Только тогда, и не раньше, придет совершенство. Тем временем, чтобы мы были готовы к этому воскресению, мы должны пройти определенное развитие.
ГОТОВЯСЬ К ДУХОВНЫМ УСЛОВИЯМ
В нашем контексте апостол рассказывает, как достичь упомянутого уровня жизни, как приготовить себя к рождению от Духа в свое время. Он говорит, что такого развития можно достичь через Дух, Силу Бога. Этот Дух действует различными путями. Например, Божье Послание касается Церкви. Следовательно, чем больше мы понимаем План Бога, тем больше в нашем сердце эта Сила, глубже наше посвящение Божественной воле, больше наша преданность и наше желание делать угодное Богу .
Изменение в нашем сердце происходит ни через людей, ни от людей. Бог начал этот труд в нас, и мы должны обращаться к Нему, чтобы Он закончил то, что начал в нашем сердце через данное нам Послание. Поэтому мы обращаемся к Нему в молитве, изучаем Его Слово, чтобы знать его содержание и уметь внедрять его в нашей жизни. Как мы нуждаемся в еде, чтобы укрепить наши смертные тела, так нам нужна духовная еда, чтобы укрепить Новое Творение. Этой духовной еды мы получаем от Бога вдоволь, чтобы обрести духовные силы и понять Его волю лучше, чем до сих пор.
Деятельность Бога через Святой Дух является постепенным трудом. Мы были настолько озадачены ошибками наших прежних верований, что не были готовы сразу понять Божьи глубины. Нам нужно учиться и собираться с теми, кто имеет такую же драгоценную веру. Это помогает понять глубокие вещи.
БОЖЬЯ ВОЛЯ ДЛЯ НАС
Когда мы начинаем понимать вопрос более ясно, наши взгляды на данную вещь постепенно меняются. Когда мы впервые пришли к Богу, мы думали, что Божья воля для нас в том, чтобы мы угождали себе, вели хорошую, моральную жизнь, заботились о собственном теле, и если мы – Божий народ, то должны иметь всего вдоволь, а те, кто не живет в согласии с Богом, должны быть уничтожены. Так думают телесные люди. Апостол говорит, что телесный человек не способен понимать то, что от Божьего Духа, потому что о нем надобно судить духовно. Бог вовсе не собирается так обращаться с нами.
Постепенно мы начинаем понимать, что наш Небесный Отец готовит нас к духовным вещам, показывая, как разрушать земное состояние и как это произойдет. Это что-то совершенно новое для нас, и мы спрашиваем себя: “Неужели Бог хочет, чтобы я умерщвлял, уничтожал земное состояние? Разве я не должен развивать свои таланты и жить нормальной жизнью?”
Телесный человек говорит: “Следуй привычным вещам, делай то, что тебе нравится, пока это не затрагивает интересов других”. Но Новое Творение не должно прислушиваться к естественным склонностям плоти. Мы просили Господа преобразовать нас, обновить наш ум и окончательно дать нам то, что Он обещал. Поэтому мы уже не от мира, и наш путь должен быть таким, как начерчено в Священном Писании.
ТРУД НОВОГО ТВОРЕНИЯ
Наш стих не имеет в виду, что мы должны умерщвлять наше тело так, как думают некоторые. Как свидетельствует история, в прошлом были усердные души, которые бичевали собственное тело, доводя его до нестерпимой боли, а тогда одевали власяницу и т. д. Иногда они так истязали плоть, что кожа покрывалась язвами. Другие умерщвляли тело, позволяя ходить по себе и т. п. Мы не отрицаем, что каждый, кто так делает, очевидно, имеет для этого причину, и мы не думаем, что эта причина плохая, однако, верим, что делающие так имеют неверное представление о значении нашего стиха.
Под выражением “умерщвляете дела плотские” Священное Писание имеет в виду, что Божий народ должен умерщвлять в себе все естественные привычки, которые не находятся в согласии с Духом Бога. Мы все родились грешными, говорит Библия, и потому не должны следовать склонностям нашей падшей природы. Мы должны иметь Дух Бога, Святой Дух, который будет вести нас путем, которым мы должны идти. Мы должны умерщвлять всякую склонность тела, которая не имеет одобрения нового ума. Некоторые качества смертного тела должны быть уничтожены, поэтому с ними все время приходится сражаться. Другие качества надо использовать в служении праведности. Когда-то мы находились под грехом, однако сейчас мы имеем новый ум. Поэтому мы должны воспринимать ветхую природу только как земной сосуд. Под руководством Святого Духа мы должны знать, как это делать. Первый шаг в этом направлении – считать наше тело мертвым. Если мы будем считать его мертвым для греха и для всего, что имеет земную природу, оно будет считаться живым в том значении, что в нем пробудятся, оживут все тенденции, свойства, которые можно задействовать в служении Богу. Это второй шаг.
ЕЖЕДНЕВНАЯ БОРЬБА ДУХОВНО ЗАЧАТЫХ
После зачатия Духом мы становимся Новыми Творениями. Теперь мы в каждом смысле слова свободны от нашего тела. Но если окажется, что какая-то часть нашей человеческой природы оказывает сопротивление Богу и Его воле, мы должны, как только это обнаружим, умертвить ее. Такой процесс является постоянной борьбой, постоянным сражением против ветхой природы. Апостол недвусмысленно называет его борьбой между плотью и Духом. Сражаясь против некоторых элементов, которые по праву мертвы, мы обнаруживаем, что плоть в действительности не мертва. Но когда мы живем по Духу, а не по плоти, то ни Бог не будет признавать плоть, ни мы. Мы будем признавать только Новое Творение.
Битва происходит ежедневно. Все наши члены должны быть приведены к согласию с Богом и Его волей. Мы должны пытаться смотреть на все с Божественной точки зрения. Мысль не в том, что нам когда-то удастся сделать смертное тело совершенным, а в том, что пока мы живем на земле и имеем дело с этим телом, наша обязанность и привилегия – заставить тело выполнять волю Нового Творения.
Наше тело было рабом Греха. Теперь мы говорим: “Я имею право его контролировать. Я – Новое Творение, а это – мое тело. Мне придется увеличить власть над ним и больше употребить его в служении Господу. Я не собираюсь делать бессмысленные вещи – прыгать с крыла дома, чтобы увидеть, останется ли мое тело живым, – но под руководством Святого Духа я должен взять от него все, что могу, для служения новому Господину”. Все это нужно для развития нашего характера.
Бог позвал Церковь к славе, чести, бессмертию и сонаследованию с Христом. Если мы не станем победителями, мы никогда не будем готовы к такому возвышению. Это высокое положение не будет дано никакому смертному только потому, что, по его словам, он хочет быть чем-то другим, чем является в действительности. Напротив, мы должны совершать наше спасение со страхом и трепетом. Тот, кто говорит, что он полностью посвятился Богу, должен показать это путем отказа от всего, что противоречит Божественной воле. Кто стремится созидать характер, тот должен “укрепляться Господом и могуществом силы Его”. Кто будет следовать этим путем до конца, тот будет принадлежать к классу, который Он зовет и который будет достойным получить место, данное “больше чем победителям”.
РАДОВАТЬСЯ В СКОРБИ
Мир будет иметь тысячу лет, чтобы привести свои тела к гармонии с волей Бога. Постепенно человечество достигнет состояния, в котором будет полностью подчинено Господу. Каменные сердца будут взяты. Всем, кто через послушание придет к этому состоянию, Бог с радостью даст вечную жизнь.
С Церковью все по-другому. В Евангельском веке Господь выбирает и направляет тех, кто по собственной воле стремится возлагать свою жизнь в Его службе. Они любят Его, и Ему угодно называть им Своими святыми. От этого класса Он не скрывает ничего хорошего. Глаз не видел того и ухо не слышало о том, что Бог сберег для любящих Его – для тех, кто через посвящение был зачат Святым Духом, кто идет вперед от благодати к благодати и живет не по плоти, а по Духу. Для этого класса Бог предусмотрел самое лучшее, что у Него есть.
К этому классу Священное Писание обращается словами: “Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие”. Некоторые могут сказать, что это трудно. Но все христиане соглашаются, что вполне возможно достичь такого состояния развития, когда можно радоваться во всех скорбях, в которых плоть подлежит умерщвлению. Мы любим то, что не любят другие, не потому, что мы отличаемся от других людей, а потому, что видим причину, почему эти скорби позволены. Мы знаем, что таков Божий план для нас, и на основе этих доказательств умерщвления воли плоти, плотских вещей, мы видим, как мы возрастаем в милости нашего Небесного Отца.
В таком сердце господствует Божий покой. Оно знает, что все его дела находятся под Божественным присмотром. Мир имеет свои скорби, опасения и предчувствия. Но тот, кто полагается на Господа, имеет покой, который мир не может ни дать, ни взять. Однако мы не можем объяснить это миру, потому что он не в состоянии это понять.
R5582 (1914 г.)