“ГДЕ БЫЛ ПРЕЖДЕ”
Луки 24: 50-53; Деяния апостолов 1: 1-11

“Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего [туда], где был прежде?” (Иоанна 6: 62).

Сорок дней, последовавшие после воскресения нашего Господа, были достаточным временем для Божественной цели. Ученики избавились от своего первого смущения, вызванного распятием Того, Кто, как они полагали, собирался занять престол правления Израилем и миром. Мы можем видеть мудрость Божественного метода сообщения фактов ученикам. Они не были встревожены, как в случае, если бы Иисус явился им во свете, ярче солнца, как позже явился Савлу из Тарса. Постепенно они усвоили, что их Господь уже не мертв, а жив; что Он больше не человеческое существо, а духовное; что Он больше не подвержен человеческим ограничениям, а, наподобие ангелов, может приходить и уходить как ветер, появляясь и исчезая по желанию.
Это был медленный урок. После трех явлений в первый день они высматривали Его ежедневно, пока не наступила суббота, когда состоялось следующее явление. Эта задержка только заострила их аппетит, их стремление знать о Нем больше. Тем временем, они могли размышлять и действительно размышляли над всем, что Иисус сказал им в течение Своего земного служения. Они поняли, где они ошибочно приняли Небесное Царство за земное, или, по меньшей мере, ошиблись относительно времени установления Царства Мессии.
Урок, данный по пути в Эммаус, был весьма впечатляющим. Он касался пророчеств об Иисусе, и объяснял, как эти пророчества исполнялись: некоторые из них уже исполнились, а некоторые еще должны были исполниться в будущем. Они хорошо заметили, что их сердца пылали, когда Он объяснял это!

ВАЖНЫЙ УРОК

После четырех явлений, по-видимому, прошли две полные недели без единой манифестации. В то время напряжение утихло, и начали напоминать о себе земные дела. Что будут делать ученики? Мысленно они посчитали разумным вернуться к их прежнему занятию, от которого Иисус позвал их быть рыбаками людей; но никто из них не хотел начинать обсуждать эту теми с другими. Св. Петр, всегда первый в мысли и поступке, вконец заявил: “Иду ловить рыбу”, – возвращаюсь к прежнему занятию рыболовством. Этих слов было достаточно. Другие были того же мнения, и старая артель быстро реорганизовалась.
Именно по причине такого решения Иисус повременил с вознесением. Он хотел показать им, что продолжение ловли людей может происходить и в Его отсутствие с Его благословения. Учитель присматривал за их интересами, и та ночь принесла им “невезение”. Они ничего не поймали. Наступило разочарование, но это было “хорошо для них”. Написано: “Любящим Бога.. все содействует ко благу”, – даже их финансовые неурядицы.
Утром Иисус стал на берегу и позвал их, спрашивая, нет ли у них рыбы, чтобы продать. Они ответили, что не поймали ничего. Учитель повелел: “Закиньте сеть по правую сторону лодки”. Они могли бы сказать, что такой совет бессмысленный, но готовы были сделать что угодно, чтобы избавиться от “невезения”. Когда они забросили сеть, как было велено, та быстро наполнилась большой рыбой. Тогда они поняли, что человек на берегу должен быть их воскресшим Господом, Который таким образом опять показался им.
Рыбаки поспешили к берегу. Им был известен только один случай, подобный этому, когда в прошлый раз Учитель дал им такой же большой улов. Св. Петра посчитал, что лодка двигается слишком медленно. Он боялся, что Учитель по какой-то причине исчезнет. Накинув на себя рыбацкую одежду, он поплыл к берегу. Учитель не ушел, а пригласил Петра и товарищей позавтракать рыбой, которая уже была на огне.
В этом был большой урок. Их Учитель мог дать приготовленную рыбу, когда было нужно, и мог дать им именно такой успех в их рыболовстве, какой считал наилучшим. Тот, Который мог так позаботиться об их нуждах в этом случае, мог сделать так и в будущем, если пошлет их снова, уполномоченных говорить в Его имени. Никто из них не спросил чужестранца о том, как Его зовут. Хотя Его черты и одежда были другие, они знали, что это еще одно явление их Господа, Который больше не был человеческим существом и мог являться в разном обличии, как это и сделал.
Дав урок, Иисус исчез! Он имел еще одну встречу со Своими последователями в Галилее. Это была запланированная встреча. Иисус сообщил, что встретит Своих последователей там. Св. Павел говорит, что около пятисот братьев видели Его и были свидетелями воскресения (1 Кор. 15: 6).

ПРОЩАЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ НАШЕГО ГОСПОДА

Наша нынешняя лекция касается главным образом вознесения Иисуса. Все происходило вблизи Иерусалима – в Вифании. Наверное, Он встретился со Своими последователями в Святом Городе – возможно, ранним утром, как было условлено. Затем Он повел их в Вифанию, разговаривая по дороге, объясняя то, что им было полезно знать – в чем они должны были полностью убедиться, до того как Он оставит их и они будут иметь надлежащую веру, чтобы приготовиться к благословениям, которые Господь должен был послать.
Св. Лука, также написавший книгу Деяния Апостолов, говорит, что сущностью учения Иисуса в течение сорока дней было Царство Бога. Но они по-прежнему не понимали, да и не могли понять полностью, пока не получили зачатия святым Духом. Поэтому Иисус заострил их внимание на этом, говоря, что они не должны покидать Иерусалим или заниматься делом проповедования, а должны просто ожидать обетования от Отца, о котором Он прежде рассказывал им, – дара святого Духа. Он объяснял, что Иоанн Креститель, как все знают, использовал водное крещение, но Он хочет, чтобы все Его последователи получили лучшее крещение и квалификацию – крещение Духа в Пятидесятницу.
В этом последнем случае, который был, по-видимому, седьмым явлением, ученики наконец не выдержали и задали очень важный вопрос: “Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?” Царство было отнято у Израиля еще во дни Седекии, царя Иуды. В то время Иегова сказал, что низложит Царство, пока не придет Мессия – “доколе не придет Тот, Кому [принадлежит] он, и Я дам Ему” (Иез. 21: 25-27).
Ученики считали Иисуса Мессией и полагали, что наступило время у Отца, чтобы дать Ему Царство. Но они были свидетелями противоположного: Небесное Царство потерпело насилие от рук правителей; законный Наследник престола был убит, а затем встал из мертвых. Тогда у них опять появилась уверенность по поводу Царя, и они спросили, не в это ли время или в некотором времени в будущем, когда придет Учитель, будет установлено Его Царство (Деян. 1: 6, 7).
Ответ Учителя был многозначительным: “Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти”. Учитель дал понять ученикам, что в назначенное время они будут знать времена и сроки, но пока знать для них еще не время. Следовало терпеливо ждать. Пусть они развивают терпение, укрепляют свою веру, свой характер в целом.
Вряд ли было бы целесообразным для Отца сообщить им о долгом периоде длиною почти в девятнадцать столетий, прежде чем Царство Мессии будет установлено. Это не было бы во благо Его народу, который мог бы разочароваться по причине долгой отсрочки своих надежд. Поэтому Учитель просто показал, что они должны ходить верой, а не видением, и не должны особо надеяться что-то понять о Божьем плане, пока не получат помазание Святым Духом.
После получения Духа они будут полномочны стать Божьими представителями и возвещать Послание; для этого им периодически будет даваться “пища во время”. Так они не будут во тьме с миром, и день Господний не придет на них как тать ночью или как сеть. Благословение Пятидесятницы, которое они получили, полностью приготовило их к труду служения, даже если оно не покрывало их естественных изъянов. После того как они получили святой Дух, сказано, что другие “приметили, что они люди некнижные и простые” (Деян. 4: 13).

ВОЗНЕСЕНИЕ НАШЕГО ГОСПОДА

Вознесение нашего Господа было впечатляющим – насколько это касалось Его Церкви, а не мира. О мире Он уже сказал: “Еще немного, и мир уже не увидит Меня”. Мир не видел нашего Господа в течение сорока дней, когда Он показывался Своим ученикам; потому что Он не показался никому, кроме Своих верных, посвященных. Видимые явления, такие полезные для Его учеников, закончились действительным вознесением Господа на воздух в теле, в котором Он только что был с ними. Поскольку они еще не были духовно зачатыми, им, без сомнения, нужна была именно такая манифестация, чтобы помочь вере, чтобы привести их к пониманию, что они больше не увидят Учителя, пока Он не придет в силе и великой славе, чтобы собрать всех Своих святых к Себе и благословить мир.
Наш заглавный стих вспоминает о том, что Иисус заранее рассказал об этом вознесении. Однако не следовало понимать, что взойти туда, где Он был до этого, означало просто вернуться в предыдущее место. Скорее это нужно было понимать, как возвращение к предыдущему состоянию – духовному состоянию, которое Учитель оставил, чтобы стать плотью, чтобы искупить мир.
Когда Иисус расстался со Своими учениками, исчезая в облаках, мы полагаем, что тело, в котором Он явился перед этим, распалось, дематериализовалось. Он использовал его только для того, чтобы помочь утвердить веру учеников и позволить ему быть средством для наставления, для подтверждения, что Иисус ушел на постоянно – что им больше не следует надеяться увидеть Его в каком-то явлении. В этом была лекция.

СПОСОБ ВОЗВРАЩЕНИЯ НАШЕГО ГОСПОДА

Один из евангелистов рассказывает, что после исчезновения Иисуса ангелы материализовались и обратились к ним, говоря: “Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо”. Это высказывание вынудило некоторых поверить, будто в Своем втором пришествии Иисус материализуется и явится во плоти. На наш взгляд, они серьезно заблуждаются. Мир больше не должен видеть Иисуса; а Церковь должна видеть Его только глазами веры до времени, когда она испытывает изменение, в конце века. Тогда мы увидим Его таким, как Он есть – не таким, каким Он был, потому что мы будем подобны Ему. Тогда мы познаем, как теперь познаны сами (1 Кор. 15: 50-52; 1 Иоан. 3: 2).
Стоит заметить, что ангелы сделали большое ударение на способе ухода, и этот способ соглашается с тем, что Библия говорит о Втором Пришествии нашего Господа. Он ушел тихо, тайно, незаметно для мира, и должен вернуться как тать ночью; и никто не будет знать о Его возвращении, кроме тех, чьи глаза понимания будут открыты, чтобы различать знаки присутствия Сына Человеческого. Это будут Его преданные, немногочисленные святые. Поэтому Иисус объяснил, говоря, что при Его Втором Пришествии некоторое время будет так, как было во дни Ноя – человечество будет есть, пить, насаждать и жениться, и не будет знать о Его присутствии (Матф. 24: 37-39).

R5588 (1914 г.)