ДУША ДОЛЖНА ВЫЙТИ ИЗ МОГИЛЫ, А НЕ ТЕЛО
“Будет воскресение мертвых, праведных и неправедных” (Деяния Апостолов 24: 15).
Если вспомнить, что в течение веков люди привыкли к путанице относительно учений Священного Писания, то естественно возникает вопрос: “Какое доказательство мы имеем, что не тело спит в смерти, и что душа не перешла в высшие миры?” Отвечаем, что в Священном Писании мы не находим ни одного намека на нечто подобное. Библия ничего не говорит о воскресении тела, зато много – о душе. Раз за разом Божье Слово называет смерть сном. Каждую ночь тело засыпает, если оно в хорошем состоянии, и этот естественный сон тела употреблен в Священном Писании, чтобы иллюстрировать состояние всех умирающих адамовой смертью.
Чтобы вопрос стало ясным в нашем уме, мы должны вернуться к началу и посмотреть, что такое душа. Прежде всего, читаем в Книге Бытие (1: 27), что Бог создал человека – не человеческое тело, а человека. Сразу возникает вопрос: Что же такое человек? Отвечаем, что человек это не единица веса, а разумное существо, личность. То, что Бог сформировал из праха земного, не было человеком, а только формой, телом, которое должно было стать человеком. Затем Бог вдохнул в его ноздри “дыхание жизни” (это еврейское выражение означает дыхание, жизненную силу, общую для всех животных существ). Это вовсе не был особый вид жизни, отличающийся от того, что имеют низшие животные. Напротив, это был тот же вид жизни, который дан рыбам, птицам и хищникам, – сила, чтобы жить.
Человеческому роду был передан тот же вид жизни, что и животным. Жизненность, общая для всех животных существ, наполняет тело и придает энергию. Разница между человеком и низшими животными заключается в том, что хотя они имеют тот самый вид жизни, человек имеет высший разум. Человеческая голова устроена по-другому, и человек может думать о том, что его окружает, тогда как низшие животные не способны думать, и человек имеет лучший мозг. Человек с деформированной головой не может характеризоваться такой же широтой мышления, как человек с лучшее сформированной головой – менее деградированный. Одни потеряли больше из первоначального совершенства, из первоначального умения мыслить, данного человеку при его создании, а другие – меньше.
СВЕЧА В КАЧЕСТВЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ
Внимательное изучение записи Бытия о создании человека выявляет факт, что когда в тело, сформированное Богом из праха земного, вошло дыхание, это сочетание образовало душу, чувствительное существо, обладающее индивидуальностью. Само по себе тело не является индивидуальностью, и дыхание жизни не содержит в себе ни силы, ни чувствительного существа. Но когда эти две составляющие собраны вместе, они творят разумное существо.
Возможно, наилучшую иллюстрацию этого дает свеча. Она состоит из фитиля и жира или воска. Пламя появляется под действием внешнего влияния – искры огня. Когда огонь коснется фитиля, воздух и воск (жир) способствуют образованию света.
Пусть свеча представляет тело, воздух – дыхание жизни, жизненную силу, а пламя – существо, личность. Только Бог может зажечь спичку – создать человеческое существо. Жизнь, пришедшая в начале от Бога, была дана Адаму на определенных условиях, содержала определенные ограничения, а именно: она должна была продолжаться вечно, если человек будет оставаться послушным Богу; но если он не повинуется, Бог заберет у него жизнь.
Адам не повиновался, и его душа была осуждена на смерть (Иез. 18: 4, 20). Согрешило не тело, и не тело было осуждено на смерть, чтобы душа осталась чистой. Напротив, “Душа согрешающая, та умрет”. Приговор смерти, вынесенный Адаму, коснулся его души. Как искра жизни создала душу, так и отнятие искры жизни прекратило существование души. Вернемся к примеру со свечой: если кто-то дунет на нее, пламя погаснет, что даст противоположную картину. Но перед тем, как отец Адам умер, перед тем как искра жизни полностью погасла, он передал эту искру жизни своим детям, а те, в свою очередь, передали эту искру жизни другим. Вот так искра жизни передавалась из поколения в поколение. Если, перед тем как сказать: “Я потушу свечу”, – мы зажгли ею другие свечи, то погасшее пламя первой свечи не будет иметь влияния на другие. Однако, очевиден факт, что переданная искра жизни уже была слабее. Хотя Адам в неблагоприятных условиях прожил девятьсот тридцать лет, его дети, как правило, не могут жить так долго, и средняя продолжительность жизни сегодня составляет тридцать три года.
В КАКОМ ЗНАЧЕНИИ МЕРТВЫЕ СПЯТ?
Священное Писание везде утверждает, что душа умирает. Может возникнуть вопрос: Если душа умирает, то какую надежду будущей жизни имеет человечество? Библия отвечает, что с самого начала Бог предвидел все, что произойдет, и в Своем Плане постановил, каким будет возвращение к жизни, оживление умерших человеческих душ. Ничего не находится вне пределов Его знания или власти. Он нигде не говорит, что будет оживление тела. Речь идет об оживлении души.
Саддукеи во дни Иисуса не верили в воскресение мертвых. Поэтому, когда они услышали, как Иисус сказал, что все находящиеся в гробах однажды услышат Его голос и выйдут, они восприняли Его высказывание как безрассудное. Подошедши к Нему с вопросом, который по их мнению должен был разоблачить ошибочность Его учений, они сказали: “Допустим, жена имела семь мужей, и все они умерли раньше, чем она; в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?” (Лук. 20: 27-40).
Иисус ответил, что они ошибаются, потому что не понимают Писаний и не оценивают Силы Всевышнего. Он повторил Свои слова, что будет воскресение мертвых, и напомнил, что Бог подразумевал это, когда говорил к Моисею возле пылающего куста: “Я.. Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова”. Аргумент Учителя заключался в том, что это выражение само по себе является доказательством воскресения, потому что Бог вряд ли упоминал бы тех, которые навеки перестали существовать; что Божья цель в воскресении установленная и неизменная, и те, кого люди называют мертвыми, “у Него все живы”: с Божьей точки зрения они спят, а не уничтожены. Божье Слово, следовательно, говорит о мертвых как о спящих.
Везде в Ветхом Завете мы читаем о разных людях, что они были забраны к своим отцам или что они уснули со своими отцами. Уснуло ли тело? Нет, оно было абсолютно мертво – вернулось в прах, из которого было создано. Что же тогда уснуло? Уснуло то, что Бог считает личностью, – душа. Души хороших и плохих спят, потому что написано, что будет “воскресение.. праведных и неправедных”. Отцы Авраама не были святыми, а язычниками. Он был призван от своей родни стать слугой Бога. Когда Авраам, умерев, пошел к своим отцам, он пошел в то же место, что и они – в Шеол Ветхого Завета, в Гадес Нового Завета, в могилу, в состояние смерти. Обо всех царях Израиля, хороших и плохих, а также о пророках читаем, что они отошли к своим отцам. Они спят в смерти.
ВЕЩИ, НА КОТОРЫЕ ОБЫЧНО НЕ ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЯ
Когда Иисус вошел в комнату, где малая дочь Иаира лежала мертвой, Он сказал: “Не плачьте; она не умерла, но спит!” Он не говорил, что она находится в небе или в чистилище, или в аду. Так же Он сказал о Лазаре: “Лазарь, друг наш, уснул”. Его ученики ответили: “Господи! если уснул, то выздоровеет”. Они не поняли слов Учителя. Наконец Иисус сказал им открыто: “Лазарь умер.. но пойдем к нему”. Затем они пошли к гробу, где находился Лазарь.
Когда Иисус встретил Марфу и Марию, Он не говорил им, что Лазарь пошел на небо, да еще с арфой в руках и т.д. Ничего такого Он не говорил. Все, что Он сказал, было: “Воскреснет брат твой!” – будет жить снова. Марфа ответила: “Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день” – великий День, седьмой тысячелетний день, День Христова Царства, когда все мертвые должны выйти. Чтобы подбодрить ее, Иисус сказал: “Я есмь воскресение и жизнь”, – то есть, если будет воскресенье, то только благодаря Моей силе, и почему бы сейчас об этом не попросить Меня? Но Марфа не поняла. Тогда Иисус сказал: “Где вы положили его?” Марфа и Мария отвели нашего Господа туда, где был Лазарь. Когда Иисус приказал отнять камень от гроба, Марфа не согласилась, говоря, что с тех пор, как ее брат умер, миновало четыре дня, и он уже, по-видимому, воняет. Читаем, что Иисус сказал: “Лазарь! иди вон!” – из пещеры, где он лежал. Иисус не говорил: “Лазарь, сойди с неба”, и не говорил, чтобы он поднялся из преисподней (Иоан. 11: 1-46).
Лазарь был совершенно мертв, потому что умер за четыре дня до того, как пришел Иисус. Однако с Божественной точки зрения он спал, как сказал Учитель, то есть его душа не была уничтожена. Согласно Священному Писанию душа можно перестать существовать. Однажды наш Господь сказал Своим ученикам: “И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне” – во второй смерти (Матф. 10: 28).
ЧТО ПРИНЕСЛА СМЕРТЬ ХРИСТА?
Душа является личностью, которой Бог пообещал, что она будет иметь возможность прийти к знанию о вечной жизни. Всякая возможность существует во Христе. Как говорит св. Павел: “Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми” (Рим. 14: 9). Он жил как человек и умер, чтобы иметь право господствовать над всеми теми, кто отправился в темницу смерти. Поэтому Священное Писание говорит нам, что непременно должно быть воскресение мертвых.
Наш Господь говорит, что все услышат Его голос и выйдут из могилы (Иоан. 5: 28, 29). В 1 Коринфянам 15 гл. св. Павел объясняет, как это может быть. Он обращает внимание на то, что смерть Христа была за всех: “Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке”. Дальше он продолжает показывать, что первым выйдет класс Церкви. Также он говорит, что если нет воскресения мертвых, то наше проповедование бесполезно, и наша надежда неосуществима. Он заключает, что с тех пор, как Христос восстал из мертвых, есть уверенность в воскресении.
ВОСКРЕСЕНИЕ ТЕЛА
Восстановление тел миллиардов умерших было бы совершенно нелепым предположением. Ученые говорят, что человеческий организм меняется каждые семь лет, что старая ткань постоянно меняется на новую, поэтому человек, который достиг возраста сорока девяти лет, имел за свою жизнь семь тел. Однако изменение тела не затрагивает личности человека. Можно потерять руку, ногу или глаз, но человеческая душа остается, потому что она является интеллигентным человеческим существом, результатом сочетания материи и жизненной силы. Бог предлагает восстановить душу, личность. Он никогда не говорит о воскресении тела.
Теория воскресения тела вовлекла теологов в многочисленные трудности. Несколько лет тому назад в прессе появилась история о том, как откопали гроб одного человека, которого похоронили под яблоней, и увидели, что корни яблони проросли сквозь гроб и вобрали тело, и что между корнями можно было увидеть что-то похожее на руку, плечо, ногу и так далее. Другими словами, дерево начало жить на человеческом теле. Яблоки с этого дерева продали разным людям и отвезли в разных направлениях. Некоторыми из них кормили свиней и т.д. Придерживающиеся теории воскресения тела имеют сложную проблему для решения, пытаясь приспособить свою теорию к этим фактам. В Библии нет ни одного выражения, которое говорит, что тело, которое умирает, должно выйти из могилы в воскресении. Напротив, читаем: “И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет”. Для Него не должно будет никаких трудностей создать тело. Божественная Сила способна справиться с любой крайностью. Саддукеи сомневались в силе Бога.
УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУДО
Мы признаем, что создать тело с такими же извилинами мозга, такую же личность, такую же душу, такое же чувствительное существо является большим чудом, какое мы не в силах себе представить. Однако именно это Бог намеревается сделать для всей человеческой семьи – для миллиардов людей.
Нам остается держаться Божьего Слова, отвергая все чуждое, откуда бы оно не исходило, и “в кротости принять насаждаемое слово, могущее спасти наши души”. Мы должны пренебречь всем, что не имеет библейской основы. Ни одна предложенная человеком вещь не может сравниться с тем, что мы находим в Божьем Слове. Библия является олицетворением величия, красоты, справедливости и любви.
В пророчестве Исаии читаем, что Иисус “предал душу Свою на смерть”, что “душа Его принесла жертву умилостивления” (Ис. 53: 12, 10). Также читаем: “Ибо Ты не оставишь души моей в аде [могиле] и не дашь святому Твоему увидеть тление!” (Пс. 16: 10). Объясняя это пророчество, апостол Петр говорит, что Бог не оставит душу Иисуса в Гадес – могиле (Деян. 2: 22-31). И действительно, душа Иисуса не осталась в могиле.
Говоря о Своем воскресении, Иисус сказал: “И живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти” (Отк. 1: 18). Бог поднял Его из состояния смерти третьего дня. В то же утро, когда Он воскрес, Он сказал Марии: “Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему!” (Иоан. 20: 17). Он был Первым, кто сошел к могилу, затем был поднят из мертвых и поднялся превыше ангелов, начальства и власти, и всякого имени, которое названо (Еф. 1: 20-23; Фил. 2: 9-11).
Поскольку наш Господь прошел сквозь все это, апостол говорит, что Тот, Кто вывел Господа Иисуса из могилы, способен вывести и нас. Он советует нам не скорбеть, как те, которые не имеют надежды, потому что если мы верим, что Иисус умер и был поднят снова, то должны верить также, что Он вернет всех, которые находятся в состоянии смерти, обратно к жизни (1 Фес. 4: 13, 14). Нужно верить, что “все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут” (Иоан. 5: 25-29) – и что первой выйдет Церковь. Написано: “Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет” (Отк. 20: 6).
Другие выйдут к воскресению, и над ними вторая смерть может иметь власть. Освободятся ли они когда-то от смерти будет зависеть от их поведения в то время, когда им будет дана возможность – когда они познают богатства Божьей благодати и получат возможность вернуться к полному согласию с Ним и обрести вечную жизнь.
R5611 (1915 г.)