ТРАГЕДИЯ САМСОНА

СУДЕЙ 13: 8-16, 24, 25

САМСОН РОДИЛСЯ НАЗОРЕЕМ – ПРЕДСКАЗАНИЕ О ЕГО РОЖДЕНИИ – ЕГО МИССИЯ, ИЗВЕСТНАЯ ЗАРАНЕЕ – ЗНАЧЕНИЕ МИССИИ – КАК ОН СУДИЛ ИЗРАИЛЬ? – СЛАБОСТИ САМСОНА – ПРЕДАННОСТЬ БОГУ – ПОБЕДА В СМЕРТИ

“Итак берегись, не пей вина и сикера” (Судей 13: 4).
Все иудеи, которые произнесли обет, именовались назореями. Их не надо путать с жителями города, именуемого Назаретом. Иисус был жителем Назарета, но Он не был под обетом назорейства. Обет назорейства заключался в том, что такой человек избегал крепких напитков в любой форме и не обрезал свои волосы.
Самсон от рождения был под таким обетом, который, по указанию Господнего ангела, был произнесен за него родителями. В определенном смысле этот обет означал полное, наивысшее посвящение Богу и Его службе. Дважды перед рождением Самсона ангел Господа разговаривал с его родителями, чтобы мать в своем уме осознавала важность воздержанности, чтобы ее ребенок родился под благоприятными влияниями. Несомненно, его отец и мать понимали, что родители могут дать умственную и физическую силу своим детям, и были внимательны, чтобы хорошо повлиять на своего потомка.
Хотя жизнь, мужская сила, приходит от отца, мать принимает большое участие в формировании характера. Помня об ослабленном состоянии матери перед рождением ребенка, отец может и должен осознавать это и оценивать свою привилегию окружать мать положительными интеллектуальными и духовными влияниями. Так отец формирует мысли матери и направляет их в полезном направлении, тогда как мать, в свою очередь, способствует высоким, благородным идеалам своего ребенка, чтобы он был из хорошей семьи и принес ей доброе имя, был благословением для окружения и, превыше всего, мог стать слугой Бога.
Согласно Божественному обетованию, Самсон должен был стать одним из судей Израиля, одним из его освободителей. Потребность в освобождении очевидна из контекста. Филистимляне (по-другому чужестранцы) проживали на юго-западе Палестины. Судя по всему, они были грабителями и охотились на израильтян, заходя далеко вглубь. Они были воинственным народом и, по-видимому, хорошо понимали в ремесле. Их хитрость показана в том, что они не только разоружили израильтян, но и запретили им изготовлять любые железные орудия или заниматься кузнечным делом. Так они держали их в кабале, требуя платить дань.
Сделанное Самсоном для своего народа не надо измерять самим лишь вредом, нанесенным филистимлянам тем или иным образом, когда он вел себя раз как воин, раз как стратег, поджигая поля пшеницы, ловко используя для этого лисиц и т. п. Бесспорно, его главным заданием было возрождение духа своего народа, который был подавлен и потерял надежду под гнетом врагов. Урок того, что может сделать молодой человек, который посвятил свою жизнь, чтобы служить своему народу и освободить его от врагов, должен был стать большим побуждением к патриотизму, воодушевлением, чтобы вернуться к Господу и надеяться получить за это Божественную милость и благополучие.

О ЧЕМ НАДО ПОМНИТЬ?

Не будем забывать, что иудеи не были христианами и что принципы, изложенные Иисусом и апостолами для христиан, не касались иудеев. Моисей и народ Израиля, согласно Писаниям, были Домом Слуг (Евр. 3: 5, 6). Им были обещаны Божественные благословения, если они будут служить верно, повинуясь Божественному Закону, который не призывал их быть святыми в христианском смысле этого слова, как это касается Церкви Христа.
Другое отличие между иудеем и христианином заключается в том, что первому обещаны земные благословения в награду за верность, тогда как последнему – духовные благословения и земные лишения, испытания веры и послушания, любви и преданности. Если не держать в уме такое отличие между двумя веками и двумя Законами, мы постоянно будем в затруднении.
По Закону Самсон считался очень верным слугой Бога. Его верность заключалась в преданности Божественным требованиям, Божьему делу и Израилю – народу, который находился в завете с Ним. Его вера постоянно проявлялась во всем, что он делал, и вся его жизнь была задействована в службе своему народу. Поэтому св. Павел в Евр. 11: 32 причисляет его к Древним Достойным, когда упоминает тех, которые верою одерживали победы и приняли свидетельство, что они получили Божественное одобрение.
Самсон никогда не был ни христианином, ни примером для христиан. Во многих отношениях он жил по плоти, невзирая на благородное самопожертвование в служении Господу. Однако мы должны помнить, что он никогда не был зачат Святым Духом. Только после Пятидесятницы можно было получить зачатие Господним Духом и стать “Новыми Творениями во Христе”. Правда, читаем, что Дух Господа был на Самсоне, но следует держать в уме различие и большую разницу в деятельности Духа Господа, который сходил на пророков и других Древних Достойных, и они были ведены, чтобы делать то или иное для выполнения Божественных целей или писать то или иное на основе Божественной воли. Такое подсознательное действие Святого Духа полностью отличалось от его действия в случае христиан, зачатых Духом во время Евангельского века.
Мы должны получить Дух принятия, Дух сыновства, Святой Дух, который, проникая в нашу жизнь, сделает нас более похожими на нашего Небесного Отца. Во всех духовно зачатых это можно видеть на примере возрастания в благодати, знании и любви вследствие развития и проявления плодов и благодатей Святого Духа – повиновения, доброты, терпеливости, долготерпения, братской доброжелательности, любви.

ПОБЕДА В СМЕРТИ

Несчастье Самсону принесла женщина. Он доверился ей, а она ему изменила. Он рассказал ей, что находится под обетом и должен не только сдерживаться от спиртных напитков, но и не имеет права обрезать волосы, потому что если он нарушит обет, его особенная сила и власть исчезнут. Когда он спал, его коварная подруга обрезала ему волосы, а затем разбудила словами: “Филистимляне на тебя, Самсон!” Обет был нарушен; он остался без особой силы, такой удивительной прежде. Теперь враги Самсона торжествовали. Выколов ему глаза, они держали его как раба, вынуждая молоть на жерновах. Однажды во время большого пиршества они вывели его как добычу. Самсон стал между двумя массивными столбами, которые поддерживали крышу большого здания. Помолясь Богу, он обхватил их и повалил все здание, нанеся вред филистимлянам, убив их начальников и сделав этим поступком для освобождения своего народа больше, чем всеми другими поступками в жизни.
Вера Самсона в Бога и желание выполнять Его волю проявлялись на каждом шагу в его жизни – если смотреть под соответствующим углом зрения. Он был “свидетельствован в вере”.

УРОКИ ДЛЯ ХРИСТИАН

Один из уроков, который мы можем почерпнуть из опыта Самсона, заключается в том, что в жизни важна цель. Никто не может взять из жизни то, что лучшее, если он не имеет перед собой конкретной цели. Родители должны поощрять своих детей стремиться не к тому, что неосуществимо, а к тому, чего те могут достичь в жизни.
Парни и девушки в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет проходят мобилизацию жизненных сил, которые, если их направить в верное русло, могут воспитать из них благородных мужчин и женщин. Но если их повернуть в ошибочном направлении, они сделают их злыми, или же молодые люди полностью разочаруются и потеряют интерес к жизни. Каждый родитель и каждый наставник должен учесть эти факты и строить соответствующе свои отношения с молодыми людьми.
Кроме того, в молодости проявляется стремление к благородству, к осознанию того, что жизнь имеет ценность, что ее можно прожить только раз и что направленность в начале имеет много общего с последствиями в конце. В такое время верный родитель или наставник может добиться значительного успеха, представляя открытому уму рассудительные обязанности, которые тот имеет перед Создателем, и блаженную привилегию положить свою жизнь за праведность против зла, за Правду против неправды. Если бы эти вещи удалось оценить, число моральных героев в мире было бы намного больше.
Еще один урок, связанный с обетами. Обет – добровольная вещь. Никто не обязан давать обет, но обет, раз данный, следует верно исполнять, если мы хотим иметь благословение. Мы советуем давать обет не людям, общественным или религиозным организациям, а Господу, обещая верность Ему и Его Делу. Тот, кто дал обет, должен помнить, что лучше не давать его вообще, чем нарушить, потому что нарушение ослабляет совесть, зато соблюдение ведет к укреплению всей жизни и делает такого человека более пригодным, более подготовленным к Господней службе сейчас и впоследствии. Господь ищет среди Своего народа сильные характеры для деятельной службы.

R5612 (1915 г.)