ПРАБАБУШКА ЦАРЯ ДАВИДА

РУФИ 1

ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ – ЕЖЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ИЗРАИЛЯ – СКРЫТОЕ ОТ ГЛАЗ – БОЖИЙ НАРОД СБИЛСЯ С ПУТИ – ВОЗВРАЩЕНИЕ НОЕМИНЬ – ВОЗВРАЩЕНИЕ РУФИ – ЧЕГО ЭТО СТОИЛО ЕЙ? – ЧТО ОНА ОБРЕЛА?

“Народ твой будет моим народом, и твой Бог – моим Богом” (Руфи 1: 16).
Говорят, когда Бенджамин Франклин был американским послом в Париже, он провел один вечер в обществе местных литераторов, во время которого его попросили предложить что-нибудь для чтения. Вынув из кармана рукопись, приготовленную для такого случая, он сказал: “Читая одну древнюю книгу, я натолкнулся на очень хороший литературный отрывок, который, верю, будет для вас таким же интересным, как для меня. Я сделал копию с него, и если вы позволите, я прочитаю ее”. Это была история из нашей лекции, и даже целое повествование из Книги Руфи. Аудитория была в восторге и требовала, чтобы сказать, где в древней истории можно найти такой красивый, идеалистичный рассказ. Каково же было ее удивление, когда он сказал, что скопировал его из Библии. На то время Франция, особенно ее официальные и литературные круги, была агностической и даже атеистической.
История из Книги Руфи дает нам возможность коротко взглянуть на жизнь израильтян, показывая, что в народе господствовал глубокий дух религии, спрятанный за всяческими войнами, пленениями и т. п., которые, понятно, больше всего интересуют нас, когда мы изучаем историю каждого народа.
Данная история берет свое начало в Вифлееме, “городе Давида”, где спустя столетия родился Иисус, “Сын Давида и Господь Давида”. Религиозные настроения семьи показаны в ее именах. Елимелех, имя мужа, означает “Мой Бог – Царь”. Имя его жены – Ноеминь, как говорят, означает “Приятность Иеговы”. У них было двое молодых сыновей по имени Махлон (“Болезненный”) и Хилеон (“Тоскующий”).
Обессиленная нападениями врагов, частыми потерями плодов своего труда и, наконец, сильной засухой, почти приведшей к голоду, семья оставила дом, перешла Иордан и оказалась в земле Моавитской, где прожила десять лет. Там двое сыновей женились. Впоследствии оба умерли, оставив вдов. Через некоторое время умер и Елимелех. Очевидно, что оставление Земли Обетованной, Земли Завета, чтобы жить среди народа идолопоклонников, которые никоим образом не были в отношениях завета с Богом, вряд ли имело полезное влияние на семью, потому что когда Ноеминь решила вернуться в родную землю, у нее не было с собой почти ничего.
Стоит научиться лекции, что ничего хорошего не будет с того, что мы пожертвуем наши религиозные интересы ради земных. Для всех христиан девизом должно быть: “Бог – первый”. Вряд ли можно сказать, что они отправились в Моав, чтобы проводить миссионерский труд, потому что хотя моавитяне были потомками Лота, а, значит, были родственны с израильтянами и до некоторой степени имели тот же язык, однако Божий Завет был только с потомками Авраама, а другие были отчуждены от общества израильского, чужие, пришельцы, как и все язычники. Поэтому вряд ли стоило пытаться обращать моавитян, потому что Бог не позвал моавитян, а только израильтян, как читаем: “Только вас признал Я из всех племен земли” (Ам. 3: 2).
Как бы то ни было, многие христиане допустили ту же ошибку, что и упомянутая семья, и, как подлинно христиане, они более ответственны, потому что христианин имеет высшие отношения с Богом и должен иметь более ясное знание о Его воле и больше “духа здравомыслия”. Было неразумно брать двух мальчиков в языческую землю, где они, наверное, испортились бы. Вместо этого следовало употребить всякое рассудительное влияние, чтобы сохранить их преданность Иегове.
Все это Ноеминь, по-видимому, понимала, о чем свидетельствуют ее слова: “Моя горечь слишком тяжела для вас, потому что рука Господня обратилась против меня” (МВО). Но опять мы видим, что рука Господа против нее в действительности была для ее пользы, имела нужное влияние и привела ее обратно в Землю Обетованную.

ДВА ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРА

Ноеминь (“Приятность Иеговы”), должно быть, имела красивый характер. Это видно из глубоких чувств, которые проявляли к ней ее невестки. Обе решили присоединиться к Ноеминь и пойти с ней на ее родину, оставив свои дома. И они пошли. Но Ноеминь напомнила им, что они будут чужими в незнакомой земле и будут скорбеть о доме, как она скорбит, и ласково попросила их подумать и вернуться домой, к родне, к своим обычаям и обрядам и опять выйти замуж.
Одна из них согласилась и на прощание поцеловала ее, тогда как вторая, Руфь, обратилась к ней с пылкими словами, которые навсегда стали классикой литературы: “Не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог – моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою”. Когда мы говорим, что Руфь была обращена, то, конечно же, не считаем, что она стала христианкой или наследницей христианских обетований, потому что ничего такого не было, пока Иисус Своей смертью не открыл “путь новый и живой” за завесу. Она была обращена к иудаизму, и это стало новым свидетельством о верной жизни Ноеминь (стихи 16, 17).

ЦЕННОСТЬ РЕШИТЕЛЬНОГО ПОСТАНОВЛЕНИЯ

Стоит заметить такую вещь, как решительность, с которой Руфь приняла для себя решение. Это не было предложение попытаться некоторое время пожить в Иудее, чтобы посмотреть, хорошо ли ей будет там. Это было постановление до смерти. В этом отношении все действительно обращенные похожи между собой. Христианин, например, не может стать настоящим христианином, пока не совершит такого однозначного, решительного посвящения, чтобы оставить мир, его дела, его прелести, его надежды и амбиции и отдать себя и быть использованным до смерти в служении Господу. Ценность решительного постановления в жизни трудно переоценить. Тысячи жизней были потеряны из-за отсутствия твердого решения. Решительность перед Богом – единственное условие, на котором мы можем надеяться “сделать твердым свое звание и избрание”.
Верные Божьему обетованию, данному иудейскому народу, Ноеминь и Руфь получили благословение, вернувшись к Господу, к Его народу, к Его Земле Завета и Обетования. Мы должны помнить, что все обетования для телесного Израиля были земными, тогда как все обетования для Духовного Израиля – небесные.
Благородство и мудрость характера Ноеминь очевидны из поведения, которого она и Руфь придерживались после возвращения в Вифлеем, не имея по существу ни гроша, ни возможности возобновить дела своего мужа и сыновей в их части в земле. Она не просила милостыни и не говорила Руфи просить. Не было ни притворного сетования, ни поддельной скромности. Руфь пошла, как и другие бедные женщины, собирать колосья после жнецов. По Закону это было частью Божьей заботы о бедных, и никто не имел права обжинать края поля, а должен был оставить их для бедных. Ноеминь посоветовала Руфи пойти собирать колосья на поле своего богатого родственника по имени Вооз.

ПРАБАБУШКА ЦАРЯ ДАВИДА

Как и предполагала Ноеминь, зажиточный Вооз заметил скромную молодую женщину, которая ежедневно собирала колосья на его полях. Он узнал, что она его родственница через замужество. Придерживаясь правил иудейского Закона, он взял Руфь в жены. Их сына звали Овид, а его сына – Иессей. Давид был самым молодым из сынов Иессея. Вот так Руфь, язычница, вошла в царскую семью как прародительница наибольшего Сына и Господа царя Давида – Иисуса.
Библия – очень честная Книга. Она не скрывает факт, что Раав, блудница из Иерихона, вошла в иудейский народ через замужество и стала прародительницей царя Давида, Соломона и Иисуса. Она не скрывает факт, что Руфь от рождения была чужой, из язычников, и в свое время держалась идолопоклонничества. Никакая другая книга не является такой честной. Похоже Новый Завет с удивительной искренностью рассказывает подробности о том, как ученики изменили своему Учителю; как все оставили Его и убежали; как благородный св. Петр отрекся своего Учителя клянясь; как люди заметили, что св. Петр и св. Иоанн, когда они проповедовали в храме, были людьми некнижными и неграмотными.
Похоже изъяны и грехи царя Давида и других из царского рода не были скрыты или приукрашены. Все они явлены и получили упрек. Также сказано о наказании за них и о раскаянии преступников. Мы считаем нужным доверять таким искренним авторам, так же как доверяли бы таким авторам при написании истории сегодня. Действительно, нам не известна ни одна современная история, которая могла бы сравниться своей искренностью с рассказами Библии.

КАК СТАТЬ ХРИСТИАНИНОМ?

В этих исследованиях мы вовсе не обращаемся с пылкими призывами, а скорее советуем словами Иисуса, чтобы каждый, решая для себя присоединиться к Господу и стать последователем Христа, спокойно “сел прежде и вычислил издержки”, как советовал Учитель. Однако мы решительно настаиваем на важности решения, твердого решения, как неотъемлемой составляющей, чтобы иметь покой в уме, чтобы достичь нужного христианского развития и получить наследство со святыми на условиях Евангельского века (Кол. 1: 12).
Кто решает отдать свое сердце Богу, тот обязан знать, что “нет другого имени под небом, данного человекам”, кроме имени Иисус, благодаря которому мы можем вернуться к Божьей милости и получить право войти в Дом Сынов. “В Его имени” означает “во всем, с помощью всего и через все, что Его имя подразумевает”, иметь веру в Бога, быть послушным Его требованиям и так далее. Когда решение принято, это означает: “Бог твой будет моим Богом”. Принятие решения означает присоединение к Дому Сынов через Христа. Обратите внимание, что мы не советуем присоединяться к тому или другому вероисповеданию, как этого не советует Библия. Чтобы стать членом Дома Сынов, она советует каждому присоединиться к Господу – к Христу – и через Него к Отцу, чтобы стать наследником Божьим и сонаследником с Иисусом Христом. Кто это сделает, того имя будет записано не в земном списке членства, а в “Книге Жизни Агнца” – будет “написано на небесах”.
Следующим шагом должны быть слова: “Народ твой будет моим народом”. Все из Божьего народа, где бы они не находились, являются братьями одной семьи – среди римо-католиков или баптистов, среди методистов или пресвитериан, или лютеран, или сторонников англиканской церкви, или даже вне всех вероисповеданий. Божий народ – один, потому что все одним духом крестились в одно духовное Тело, Глава которого – Христос, и Дух Которого должен наполнять всех Его членов (1 Кор. 12: 13).
Мы должны не только искать Божий народ, но и признавать его, общаться с ним – с белыми и черными, богатыми и бедными, учеными и неграмотными, – “ибо все вы одно во Христе Иисусе” и “один у вас Наставник –Христос”. Правильным поведением всех, вошедших в Христа, является стремление расспрашивать о “путях древних” и искать их – следовать за Иисусом и апостолами, познавать их учения, их поведение и не попадать под влияние современных течений, философий и наук, ложно так именуемых, или же вероучений и теорий Средневековья. “И будут все научены Богом” – вот обещание, которое принадлежит всему Дому Веры. Божье Слово является “пищей во время” и дано, чтобы укреплять, созидать и приготавливать к участию в Царстве.

R5613 (1915 г.)