ГОЛОС ГОСПОДА

1 ЦАРСТВ 3: 1-13, 19, 20

САМУИЛ ПОСВЯЩЕН ГОСПОДУ МАТЕРЬЮ ЕЩЕ ДО СВОЕГО РОЖДЕНИЯ – НАЧАЛО СЛУЖЕНИЯ –ВЕРНОСТЬ В СЛУЖЕНИИ – ПРИЗВАННЫЙ К БОЛЕЕ ВОЗВЫШЕННОМУ СЛУЖЕНИЮ – САМУИЛ – ПЕРВЫЙ ПРОРОК ИЗРАИЛЯ, ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ – ПОСЛЕДНИЙ

“Говори, Господи, ибо слышит раб Твой” (1 Царств 3: 9).
Сегодняшняя лекция позволяет нам глубже взглянуть на семейные отношения в Израиле незадолго после дней Самсона и Руфи. Она показывает глубокие религиозные чувства, которые были распространены среди многих в народе. Палатка Господа, в этом исследовании названная Храмом, располагалась в Силоме, несколько миль к северу от Иерусалима. Священником, который ухаживал за Палаткой, был Илий. По божественному указанию народ ежегодно ходил поклониться Господу, принести жертву и т. д. во время Праздника, на Пасху.
До рождения Самуила его отец и мать ежегодно были среди таких поклонников. Во время одного из таких посещений Анна искренне молилась Господу о сыне, давая обет, что если ее просьба будет удовлетворена, ее сын будет посвящен Господней службе на всю жизнь. Ее молитва была выслушана. Родился мальчик и был назван Самуилом, что означает “В Имени Бога”. Когда он был отнят от груди, то был представлен Господу через Илия, священника, чтобы быть его слугой, помощником в службе Палатки и в службе дома священника, который был соединен с Палаткой. Можем предположить, что слова “отнят от груди” говорят не о времени, когда ребенок перестал получать материнское молоко, а когда был способен обходиться без материнской опеки – возможно, в возрасте десяти лет.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЗА ДЕТЕЙ

Трудно сказать, какое значение для ребенка имеет хорошее рождение здоровыми родителями и, прежде всего, мудрыми и богобоязненными родителями. Немногие осознают достоинство и ответственность родительского положения. Многим известно, что жизненность и телосложение переходят к ребенку от отца – будь то слабая или сильная жизненность, слабое или крепкое телосложение. Мать, понятно, также имеет к этому отношение, поскольку удел, отведенный ей природой, заключается в кормлении, присмотре за ребенком до времени его отнятия от груди.
Однако немногие родители осознают еще более важную часть ответственности матери перед ребенком. Состояние ее ума в период беременности кладет отпечаток на ее еще не родившегося ребенка. Ее раздражительность, непостоянство, неудовлетворение или ее спокойствие, радость, высокие идеалы влияют не только на ее собственное счастье, но кладут почти неизгладимый отпечаток на ее потомство. Учитывая это, мы видим, какая серьезная ответственность – быть матерью, а также отцом!
Более того, мы должны помнить, что состояние ума матери в значительной степени находится под влиянием и контролем ее мужа. Он обеспечивает свою жену, заботится о ней. В этот важный период жизни его ответственность – установить перед женой высокие идеалы, благородные чувства, полезные мысли, мирное и спокойное окружение. Тем самым, родители, разумно сотрудничая, могут приводить на свет детей даже более благородных, чем они сами, поскольку их идеалы могут быть лучше, чем условия их рождения; или, наоборот, они могут приводить на свет детей худших от себя, хотя условия детей, возможно, более благоприятны, чем те, которые были у их родителей.
Библия говорит, что все мы рождены во грехе – “в беззаконии зачаты, и во грехе родили нас матери наши”; но, как видим, это состояние падшего рода может быть в значительной степени усилено или ослаблено умственным состоянием родителей, осознающих свое положение. Но как часто на свет появляются нежелательные дети, из-за чего они явно обделены всю свою жизнь! Какими благоприятными, по сравнению с этим, являются условия ребенка, которого ждали, о котором молились, к которому готовились и о состоянии ума которого родители хорошо позаботились! Самуил, о котором идет речь в сегодняшней лекции, был именно таким ребенком – таким человеком.

БОЖИЙ УПРЕК ДЛЯ ИЛИЯ

Наш урок начинается высказыванием, что отрок Самуил “служил Господу при Илии”; иначе говоря, был слугой Господа в силу того, что служил Илии, который был Господним представителем и священником. Слово Иеговы было желанным в те дни, но Бог редко давал послания. Возможно, послание Господнего ангела, который явился отцу и матери Самсона, приблизительно пятьдесят лет перед этим, было последним прямым общением Господа с кем-то из Его народа Израиля. “Видения [были] не часты” – видений и откровений не было. Божественный план был скрыт. Ответы Господа через Урим и Туммим на запросы людей прекратились.
Допускают, что Илий в то время имел приблизительно семьдесят лет, а некоторые считают, что даже все восемьдесят. Его зрение ослабло. Он спал в одной комнате, а малый Самуил, его слуга, в другой. Последний слышал голос, который звал его, и трижды ходил к Илии спрашивать, как он может послужить, на что слышал в ответ, что это ошибка, что его не звали. Но в третий раз священник Илий понял, что Самуила зовет Бог, и объяснил отроку, что если он услышит голос снова, то должен ответить: “Говори, Господи, ибо слышит раб Твой”. Так и произошло. Голос послышался опять, и, по-видимому, в этот раз Самуилу явился ангел Господний. Затем Господь дал Самуилу послание относительно Илия – предвещая жалкий конец жизни двух его сыновей, собственную смерть Илия и то, что семья Илия никогда больше не будет служить Господу как священники. Из этого можно сделать вывод, что сыновья Илия злоупотребляли своим положением священников, получая из жертв больше, чем полагалось по божественному распоряжению, и, вдобавок, они вели себя распутно, вовлекая народ в беззаконие, тогда как Господним слугам и священникам следовало наставлением и примером вести народ к праведности.

БОЖЕСТВЕННОЕ НЕОДОБРЕНИЕ СЛАБОГО ХАРАКТЕРА

Уже не в первый раз Господь упрекнул Илия относительно недостойного поведения его сыновей и сообщил о том, что произойдет. Несколько лет до этого ему было передано послание о том же; и хотя Илий, очевидно, был верен и предан Богу, он не сдерживал своих сыновей, поэтому имел удел в наказании, постигшем их.
Утром Илий спросил Самуила, говорил ли Господь что-то еще и что именно. Для Самуила было испытанием сказать своему другу и благодетелю, который был для него как отец, о Господнем порицании и вынесении суда ему и его семье; но Илий настаивал, чтобы знать все подробности, и читаем, что “объявил ему Самуил все”. Часто такое случается и с Господними верными слугами: кротость их сердца, сочувственность могут вынуждать их скрывать, покрывать дела, о которых из чувства долга они должны были бы смело рассказать. Во всяком случае, личную совесть следует развивать, и, конечно же, Слово Бога должно быть наставником.
Когда Илий услышал, что Господь возвестил о его семье, он, не таясь, ответил: “Он – Господь; что Ему угодно, то да сотворит”. Каким бы верным и смиренным он не казался, знаем, что его характер не удовлетворял Бога. Есть много подобных Илии, желающих без сетования принимать наказание, определяемое Богом, однако Господь предпочитает более сильные характеры. Илий больше нравился бы Богу, если бы имел большую твердость характера – более ясное осознание своей обязанности перед Господом (как Его слуга) и перед своими детьми (как их отец). Можем быть уверены, что сильные характеры больше нравятся всем. С ними в некоторых отношениях труднее, но, несмотря на это, твердость характера является чем-то наподобие брильянта, высоко ценимого всеми мудрыми мужчинами и женщинами, а также Господом.
Самуил возрастал в милости у Бога, Илия и всего народа Израиля по мере того, как те больше познавали его; и они поняли, что Дух Господа был с ним и что он будет представителем Бога между ними.
Во времена Самуила не все могли быть священниками, а только те, которые были из священнического колена. Не все могли быть пророками, а только те, которых Богу было угодно употребить как Свои словесные орудия. Как сказал св. Петр: “Люди говорили от Бога, будучи носимы Святым Духом” (Жив. Поток). Но, как продолжает св. Петр, пророчества не были, в целом, понятны тем, кому они были сказаны. Они были даны с той целью, чтобы стать понятными Церкви нынешнего века, в свое время, по мере того как Святой Дух позволит их понять – “во время”.
Как Самуил назван первым из пророков Израиля, так Господь говорит, что Иоанн Креститель был последним из этих пророков, и что “из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя”. Возможно, нас удивляет, когда мы узнаем из Библии, что хотя должности пророка и священника в древние времена были предназначены для узкого круга лиц, однако в течение Евангельского века все приходящие к Богу через Христа могут стать священниками, и каждый священник этого нового порядка может быть пророком Господа.
Неспособность видеть изменение Иудейской эпохи на Христианскую, которая началась в Пятидесятницу, оставляет многих христиан в смущении ума. Иисус выразительно представил дело, говоря: “Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его”.
Церковь является Царством Бога в зародыше. Она должна быть Царством Бога после того как будет поставлена во втором пришествии Христа силой Первого Воскресения. Сейчас же она является приготавливаемым классом Божьего Царства, получая наставления, испытания относительно веры, послушности и преданности. Победители будут Церковью в славе, Царством в славе; но даже в состоянии зародыша они названы св. Петром царственным священством. Здесь он не говорит о священничестве как о каком-то классе духовенства. Речь идет обо всех, которые присоединились к Христу: о каждом верном верующем, помазанном Святым Духом сказано, как о священнике в том, что принадлежит Богу. Каждый из них является священником в том смысле, что признан членом Тела великого Первосвященника. Как член Христа, он участвует в деле жертвования, ежедневно “представляя тело свое в жертву живую”.
Вдобавок к этому, все из класса царственного священства даже в настоящем времени являются Божьими пророками, Божьими словесными орудиями. Они и только они уполномочены говорить от имени Господа. Их ординация, полномочие, не приходит через какое-либо рукоположение епископом или кем-то другим; но, как говорит Священное Писание, оно приходит непосредственно от Бога – через помазание Святым Духом. Послушаем, что говорит св. Иоанн всей Церкви. Вот его слова: “А вы помазание имеете от Святого и видите все” (Букв. Пер.). Кто имеет это помазание Духом, тот должен видеть его влияние на свое сердце и жизнь и должен осознать, что оно уполномочивает его служить в качестве священника и пророка Господа. Как говорит св. Петр, мы должны “возвещать совершенства Призвавшего нас”.

R5615 (1915 г.)