СЛУЖЕНИЕ АНГЕЛОВ
“Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их” (Псалом 33: 8).
Существует определенная трудность, связанная со всеми попытками рассуждать о великом Иегове, о Его характере и силе. Священное Писание, судя по всему, дает понять, что Бог использовал различные пути показать Свою силу Своему народу – иудеям в течение Иудейского века и христианской Церкви в течение Евангельского века. Мы обоснованно полагаем, что слово “ангел” может представлять любую силу или орудие, одушевленное или неодушевленное, которое Богу угодно использовать для службы. Бог мог сделать ветер или палящий огонь Своим посланником. Он мог сделать Архангела или низшего ранга ангела Своим посланником. Он мог использовать в качестве Своего посланника кого угодно или что угодно и наделить необходимой силой. Для примера, когда представитель Соединенных Штатов прибывает в другую страну, он получает признание, независимо от его личных качеств или положения.
Подробности того, как Всемогущий знает наши молитвы, наши мысли, наши слова, наши нужды, не представлены в Священном Писании, и нам, очевидно, не обязательно понимать все подробности. Мы не думаем, что чей-либо ограниченный ум способен постичь Бога. Он слишком велик для нашего понимания, слишком могуществен, чтобы мы в полной мере поняли все Его возможности и способности. Однако мы можем понять нечто о Боге и приглашены в Священном Писании изучать Его на основании Его Откровения. Предположение, что Бог пребывает в каждом месте, в каждом уголке вселенной, выглядит для нас бездоказательным, и этому не учит Библия. Следовательно, предполагать, что Бог знает о каждом головастике, личинке, микробе, или получает сведения о каждом поступке каждого члена человеческой семьи, которых миллионы и миллионы, не соответствует нашему пониманию.
Если мы ограничим Божье внимание к Церкви, то и тут останутся тысячи; и способность понимать и иметь дело с десятью или двадцатью тысячами людей в одно мгновение кажется для нас невозможной. И такого порядка мы не должны ожидать от Бога. Каждое человеческое существо, пытающееся иметь дело даже с сотней людей и знать все, что происходит, воспринимали бы как неразумное. Скорее человек должен иметь различных представителей, через которых его воля исполнялась бы этими сотнями, через которых он мог бы знать, как обстоят дела, и через которых те знали бы о его целях. Его общее представление о происходящем не означало бы, что он в одну и ту же минуту должен быть в каждом помещении и знать одновременно обо всех.
Однако мы склонны считать, что в нашем стихе слово “ангел”, употребленное псалмопевцем, относится к духовным существам. Поводом так считать было бы то, что в древние времена, до Пятидесятницы, почти все откровения Господа были через духовных существ. Они материализовались и затем дематериализовались, исчезая из виду. Священное Писание в целом дает понять, что Божья деятельность с Его народом в те далекие времена была через ангелов. Говоря об Евангельском веке, который сейчас заканчивается, мы уверены, что Бог показал такую ??же заботу в Своей деятельности с духовным Израилем, как показывал с естественным Израилем, потому что духовный Израиль, Дом Его Сынов, ближе Ему, чем естественный Израиль, Дом Слуг. Но Бог надеется, что Дом Сынов будет ходить верой, а не видением, будет ходить более превосходным образом. Поэтому Его проявления для них не такие, какие привлекают естественные чувства. Однако они столь же реальные.
ОЧИ ГОСПОДА
Читаем, что “очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, [чье] сердце вполне предано Ему”, и “на всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых”. Из этого не нужно делать вывод, будто Бог лично обозревает каждый отдельно взятый поступок каждого человека на земле. Но Он ознакомлен с делами всего мира с помощью Своей силы, Своих средств. Упомянутые “глаза” – это Господнее влияние, Его сила знать, какими бы не были средства. Применена ли Его сила непосредственно или Его воля осуществляется через ангелов, или посредством других сил и средств, не имеет значения – точно так же, как бывает с нашими желаниями. Если мы хотим знать о делах в Филадельфии, то найдется много способов для этого. Один из эффективных способов – позвонить и непосредственно поговорить с лицом, имеющим телефон. Или мы можем послать сообщение с помощью телеграфа или посланником, или поездом или другими средствами передачи сообщения.
Так вот, если человечество пользуется различными способами для достижения своих целей, то мы может оценить по достоинству нашего Небесного Отца, считая, что Он имеет полную возможность общаться со Своими детьми и различные средства для такого общения. У Бога, несомненно, есть средства, которые намного превышают любое из наших. Он не открыл нам этого отчетливо, но говорит, что проинформирован обо всем, что касается нас, а также всех дел в мире. Он говорит, что ангелы являются Его служителями и осуществляют надзор над Его народом. “Не все ли они служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?” Они не служат в смысле непосредственного обеспечения нас хлебом или приготовления нам пищи, или строительства наших домов – они не служат ни одним из этих способов. Как, тогда, они служат нам? Мы не имеем возможности точно знать, как они служат, разве что из слов нашего Господа Иисуса, что ангелы Божьих “малых сих” всегда видят лицо Отца, всегда имеют к Нему доступ.
Факт, что эти ангелы представляют Господних “малых сих”, подразумевает, что они имеют непосредственный доступ к Богу и немедленно выслушаны. Для чего Отцу принимать ангелов в Своем присутствии, если не для передачи сообщения? Мы считаем, что знание Богом наших дел и интересов достигается методами, с которыми мы не ознакомлены. Однако мы можем предположить, что в качестве посредников используются преимущественно ангельские посланники. Глава любой коммерческой фирмы или банковского учреждения имеет определенные положения, определенные правила, которые управляют всеми коммерческими операциями. Так и Бог имеет определенные законы, которые управляют природой. Нам незачем молиться Богу, чтобы земля вращалась вокруг своей оси или чтобы наступило утро. Мы можем быть уверены, что Всемогущий, Который олицетворяет точную Справедливость и безграничную Мудрость, имеет законы, которые управляют всей Его Вселенной; что ангелы способны понимать эти законы; что они являются делегатами Иеговы, так же как государственный суд может делегировать кого-то присутствовать в общественном суде и получить информацию.
НАШ ГОСПОДЬ ИИСУС – ГЛАВНЫЙ ПОСЛАННИК
Если при рассмотрении нашего стиха мы будем держаться в уме слов нашего Господа, сказанных перед вознесением, “И се, Я с вами во все дни до скончания века”, то поймем, что Господь Иисус является Главным Посланником, Ангелом Иеговы. Он, безусловно, был Главным Посланником для Евангельской Церкви. Поэтому мы считаем, что через ангелов и через другие орудия Бог управляет миром и в особенности заботится о Своем народе через Господа нашего Иисуса Христа, Который является Главой всех божественных духовных сил и имеет надзор над всеми делами Иеговы. Мы пошли в школу Христа. Он – наш Учитель. Когда мы приходим к Отцу в молитве, мы не игнорируем этого Учителя, а приходим в Его имени и не должны думать, что Отец проигнорирует Его. Он будет Представителем Отца в отношениях с нами. Но не подумайте, что Господь Иисус имеет под Своим личным контролем каждую мелочь в мире. Скорее, ангелы отчитываются перед Ним обо всем, что нужно, и таким образом задействованы определенные принципы. Это кажется нам разумным и логичным порядком Божественной деятельности. Мы не навязываем этого другим, но говорим, что для нашего ума это кажется обоснованным.
Учитывая факт, что Церковь находилась под особым руководством Господа Иисуса, нас не удивляет мысль, что Иегова стоит станом вокруг Своего народа через Иисуса, и что ангелы находятся под Его руководством. Как сатана – главный в обществе своих ангелов, так наш Господь имеет в Своем распоряжении ангелов и является их Князем. Мы читаем о деяниях Александра Македонского, о деяниях Наполеона Бонапарта, несмотря на факт, что они имели в своем распоряжении тысячи исполнявших их волю. Поэтому мы думаем, что все духовные существа находятся под руководством и управлением Иисуса Христа. Бог передал в Его руки всю власть на небе и на земле. Все Божьи ангелы подчинились Ему, и через них, под контролем нашего Господа, все интересы Божьего народа находятся под наблюдением. Мы так думаем, и нам нравится так думать.
ОСВОБОЖДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ
Затем наш стих говорит, что ангел, становящийся станом вокруг Господнего народа, “избавляет их”. В давние времена Господние дети бывали спасены чудесным образом. Некоторые были освобождены из темницы, однако другие – не были. Некоторые были спасены от меча, а другие – не были. Мы должны принимать Божью волю, какой бы она не была. Но чтобы быть способными это сделать, чтобы это было для нашего духовного блага, конечного блага, мы должны осознавать, что условие и правило, на которых мы приемлемы для Него, – безоговорочно отдать себя в Его руки. Надлежащий страх перед Господом (уважение к Нему) непременно заставит нас полностью отдать себя Его опеке, Его руководству и контролю. Наши испытания в жизни показали нам, насколько мы неспособны правильно руководить собой. Господь освободит каждого из нас путем, который принесет нам величайшее благословение.
Во дни апостолов св. Петр был освобожден из заключения Господним ангелом, явившимся ему в облике человека. Это было в интересах не только апостола, но и всей Церкви, давая понять, что Господь способен полностью позаботиться о Своем народе, и принося ценные уроки. И хотя эти внешние проявления не даны нам в настоящее время, мы имеем другие благословения, которые более чем возмещают эти внешние знамения, отсутствующие сегодня для блага Церкви. Мы можем сказать с апостолом, что все содействует ко благу любящим Бога, призванным по Его изволению. Мы должны быть исполнены доверия к Нему – быть подвластны Его заботливой опеке во всякое время.
КАЖДЫЙ СВЯТОЙ ИМЕЕТ АНГЕЛА, КОТОРЫЙ О НЕМ ЗАБОТИТСЯ
Хотя мы не можем слишком настаивать на нашей интерпретации этого предмета, мы понимаем, что каждый из Господнего народа, насколько он является одним из подлинных Божьих детей, имеет служебного духа, ангела, который заботится о его делах. Этот ангел дает отчет Господу. Как часто это бывает – ежемесячно, еженедельно, ежечасно, – мы не знаем. Если Бог считает что-то разумным, правильным, то мы полностью доверяем Его Мудрости. Все, что Бог устроил, полностью удовлетворяет нас, и мы уверены, что оно правильно и полностью соответствует Божественному характеру.
Мы думаем, что этот принцип проиллюстрирован в Книге пророка Даниила. Даниил молился, и вскоре его молитва была услышана. Ангел Гавриил, который был Господним посланником к Даниилу, объяснил ему некоторые вещи. Уже в начале его прошения Господь решил дать ему ответ. Гавриил был послан специально, чтобы проинформировать его, но Гавриила задержали некоторые обязанности. Факт его задержки не должен вести нас к мысли, что Даниил или кто-то другой из Господнего народа будет когда-нибудь проигнорирован. Пока второстепенные дела Даниила были под руководством низшего ангела, важные дела были поручены Гавриилу, полномочному, так сказать, представителю по делу Даниила и другим делам. Это была задержка, и Гавриил напомнил, чем она была вызвана: князь Персии противостоял ему двадцать один день.
Ранее мы указывали на то, что этот Евангельский век отличался от Иудейского века и предыдущих веков; что после того как была провозглашена ??Евангельская эпоха, внешние проявления, такие как дары Святого Духа (дар исцеления, дар языков, объяснение языков, различение духов) и ангельские посещения, прекратились, и в течение Евангельского века Божья воля была в том, чтобы духовный дом Израиля ходил верой, а не видением. После того, как Церковь была полностью установлена, нецелесообразно было надеяться, что ангелы будут являться и показываться внешне.
Тем не менее, Господние ангелы имеют надзор над нами, Евангельской Церковью, больше, чем над кем бы то ни было из Господнего народа в былые времена мировой истории. Господь особо заинтересован Духовным Израилем. Поэтому эти ангелы заботятся о нас, присматривают за нашими делами и являются Божьим средствами, путями сообщения нам Его воли, осуществляя то или иное провидение.
СВЯТЫЕ АНГЕЛЫ НЕ ЯВНЫ ДЛЯ НАШИХ ЧУВСТВ
Мы не поддерживаем мнение, что ангелы нашептывают нам на ухо. Мы считаем, что ангелы, которые сегодня нашептывают, это те самые ангелы, которые вызывают постукивание по столу, общение с помощью планшетки для спиритических сеансов, ведение руки при писании и различные другие способы передачи сообщений для ушей и глаз спиритических медиумов. Это злые духи, падшие ангелы. На наш взгляд, святые ангелы не делают ничего подобного. Господний народ нынешнего века должен искать указаний для себя в Его Слове. Для Господних детей нет никакой необходимости в книгах мормонизма, спиритизма, Новой Мысли или в ясновидении, или в яснослышании. Все это ловушки противника и его демонов.
Последователи Христа имеют Библию и невидимых служителей – святых ангелов, которые заботятся об их интересах и посредством провидения охраняют их и управляют их делами. Для нас это очень действенное и большое утешение. Если бы мы думали, что Бог делает все это лично, то мы бы думали, что Он, наверное, позабыл о нас. Но имея заверения в Его слове, что ни один волос с нашей головы не может упасть на землю без ведома нашего Отца, наше упование может покоиться на факте, что Он осуществляет Свои цели во Христе для Своих детей через служение святых ангелов.
R5633 (1915 г.)