НАША ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД БОГОМ

“Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем” (1 Фессалоникийцам 5: 15).

Этот стих является частью совета апостола Павла церкви в Фессалонике и связан с его посланием на тему Второго Пришествия нашего Господа. Он напоминает о том, как осторожно и верно должны жить имеющие такую надежду славы, такую надежду быть собранными к Христу в Его явлении и Царстве. Он наставляет их “вразумлять бесчинных”, “утешать малодушных” [нерешительных], “поддерживать слабых” [тех, кто слаб в вере, сравнительно малоразвит]. Затем, словами нашего стиха он наставляет “никому не воздавать злом за зло”.

Мы не считаем, будто апостол имел в виду, что никому в Церкви не позволялось воздавать злом за зло. Никто не в силах и не имеет таких полномочий проследить, чтобы кто-то другой не делал зла другим. Единственными, кто имеет такую силу, такую власть, являются Сам Бог и Его великий представитель, Иисус Христос. Действительно, если мы примемся следить за тем, чтобы никто не воздавал злом за зло, мы будем вмешиваться в дела каждого, воспитаем в себе привычку подозревать и не будем иметь времени для своих дел. Апостол хочет сказать следующее: пусть каждый следит, чтобы самому не воздавать злом за зло. Этот принцип должен руководить каждым. Каждый должен заботиться о себе.

Мысль, очевидно, в том, что мы должны критически относиться к нашим собственным мотивам, принципам, находящимся в основе нашего поведения. Мы должны рассуждать так: “Я собираюсь сделать так и так. Правильно ли это?” Мы должны анализировать свои действия заранее. Мы не должны блуждать, не будучи в состоянии держать себя в руках, а потом, когда дело сделано, говорить: “Хорошо, я намереваюсь это исправить”. Конечно, мы должны исправить то, что сделали неправильно, но мы должны обрести привычку так контролировать свой ум, чтобы тот не позволял нам делать то, что мы не должны делать.

Находясь во плоти, мы, конечно же, никогда не достигнем совершенства в делах или словах, тем не менее, мы должны настойчиво пытаться делать все возможное, чтобы достичь этого. И мы не сделаем всего возможного, если не будем к этому внимательны и не решим, что с Господней помощью обретем наибольший контроль над нашей плотью. Если мы настроим ум так, чтобы победить, то сумеем достичь многого.

ВСЕ СВЯТЫЕ – СИЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ

Спаситель так любил поступать правильно, что во имя праведности отдал Свою жизнь. И так должно быть со всеми, кто находится под Его знаменем и ведет добрый бой. Но существует естественная склонность отвечать тем же, особенно у имеющих нрав победителей – у того самого класса, который Бог ищет сегодня. Они имеют качества победителей, имеют сильный характер, волю, не ленивы, не беззаботны. Те, кого привлекает истина, являются сильными личностями. А люди, имеющие по природе сильный характер, склонны применять к делающим зло закон Моисея – “око за око, зуб за зуб”.

Но таков путь грешного мира, а Господнее указание для Церкви совсем другое. До сих пор Бог еще не вынуждал мир повиноваться праведности. Он будет делать это в Тысячелетнем веке. Особенный народ, который последовал за Иисусом из мира к посвящению Богу, торжественно обещает исполнять Божью волю, поддерживать то, что правильно. Являясь сильными личностями, они хотят исправлять то, что плохо. Это естественное и хорошее побуждение. Но мы должны помнить, что для нас сейчас не время судить и учить мир. Священное Писание говорит: “Не судите ничего прежде времени” (ВоП). Поэтому мы обязаны ждать Божьего времени. Если вопрос имеет правовой характер, и мы лично пострадали в результате судебного процесса, мы должны принять это в правильном духе, даже если решение суда несправедливо. Давайте подождем Господнего времени и правильного способа упорядочения вещей.

ХРИСТИАНИН НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛИЦЕЙСКИМ

Если вам нанесли двойной вред, то у вас будет двойная причина это исправить и возникнет желание так сделать. Но это не должна быть отплата. Мы не должны платить злом за зло. На нас лежит ответственность не делать зла никому. Некоторые считают, что высказывание, “Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло”, означает, что христианин должен быть своего рода полицейским, который обязан смотреть, чтобы его братья, его ближние и все прочие не делали никому вреда. Это ошибочная мысль. Правда, в случае главы семьи существует определенное исключение. Как глава дома, он несет ответственность перед гражданским законом, а также перед Божественным Законом за поведение своих домочадцев.

Некоторые пришли к выводу, что это указание апостола означает следующее: пусть старейшины каждого собрания следят за тем, чтобы члены собрания не делали зла. Это тоже неправильная мысль. Данный стих вовсе не позволяет старейшине, больше, чем кому-либо другому, следить за тем, чтобы никто не воздавал злом за зло. Этот отрывок, кажется, означает следующее: пусть каждый из вас следит за тем, чтобы самому не воздавать злом за зло.

Могут быть случаи, когда от одного члена семьи потребуется оказать помощь другому члену, пострадавшему. Например, если один видит, что второй несправедливо поступает с третьим, он может возразить и сказать: “Брат (сестра), как ты смотришь на это?” Так и в Церкви. Старейшинам поручено прежде всего присматривать за интересами Церкви. Если они увидели, что кто-то в Экклесии не живет согласно библейскому критерию, то будет правильным дать такому совет. Но мы не должны вмешиваться в дела других.

Мы должны созидать друг друга, потому что так Невеста приготавливает себя. К этим вопросам следует подходить только с молитвой и как можно более мудрым путем, чтобы мы не сделали больше вреда, чем добра. Помните, что мы посвятились к праведности, чтобы держаться добра. Помните также, что мы не должны воздавать злом за зло не только в Церкви, но и находясь между людьми, ведь мы отдали нашу жизнь, чтобы следовать добру при любых условиях и обстоятельствах.

Согласно критерию Божьего Слова, ученики Христа должны быть самыми воспитанными, самыми вежливыми, самыми благородными, самыми великодушными, самыми доброжелательными и тактичными из всех людей. И все это должно быть не только внешностью добродетели (как обычно бывает в мире), но доброжелательностью, великодушием, вытекающими из сердца благодаря наличию Господнего Духа, духа справедливости, милосердия и любви. Так они должны позволять своему свету сиять в своей жизни.

РАЗЛИЧНЫЕ УКАЗАНИЯ В ИУДЕЙСКОМ ВЕКЕ

Под иудейским законом было несколько иначе. Каждый иудей совершал мщение в имени Бога, стремясь вынести справедливое наказание за любое преступление. Кто грешит, тот должен страдать за это. Таков был принцип. И это правильный принцип. Очевидно, что в период Эпохи Закона было крайне необходимо, чтобы уроки справедливого возмездия за грех были глубоко запечатлены в народе Израиля. Так вот, в то время повелевалось, что если человек прольет кровь, то должна быть пролита его кровь (Исх. 21: 12; Лев. 24: 13-20; Числ. 35: 9-33). Если кто-то видел, что его ближний поступает плохо, он должен был помочь исправить это зло. Этот принцип справедливости должен был полностью укорениться в них, потому что это принцип Божьего характера. Это правило было в силе со дней Ноя (Быт. 9: 6). Поэтому хорошо, что сегодня мир по мере возможности проводит в жизнь законы справедливости.

Когда Царство Христа будет установлено, Христос будет знать, как полностью учесть чьи-то слабости. Но из Священного Писания мы научены, что Господний народ в настоящее время не должен судить сердце или воздавать справедливое отмщение. Мы также не должны требовать справедливости для себя, а должны усваивать и практиковать принципы доброты, милосердия и любви. Церковь должна жить на другом уровне, на высшем уровне, чем все другие, не воздавая злом за зло, а, наоборот, воздавая добром за зло.

Мы должны помнить, что мы сами несовершенны. Как ученики Христа, мы должны усвоить большой урок сочувствия. В будущем, когда мы будем подняты к власти, мы будем обязаны показывать милосердие везде, где обстоятельства потребуют милосердия. Таких обстоятельств, верим, будет предостаточно, потому что все люди будут несовершенными и слабыми, пока не сумеют подняться из своего падшего состояния. Поэтому, если мы хотим быть достойными столь ответственного и почетного положения судей мира, мы должны сегодня развивать добродетели любви, милосердия, сочувствия. Мы должны учиться быть очень сочувственными к братьям и миру человечества, но должны быть осторожными относительно себя. Помня о нашей личной ответственности перед Господом, мы должны судить свое собственное поведение и следить, чтобы “всегда искать добра” братьям и всем людям.

R5644 (1915 г.)