БОЖЬИ МИЛОСТИ ДЛЯ НЕПОКОРНОГО ИЗРАИЛЯ
НЕЕМИИ 9: 26-31
ПЕРИОД СУДЕЙ – БОЖЕСТВЕННО НАЗНАЧЕННЫЕ ВОЖДИ – ИХ ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ТОЛЬКО ОДИН ЗАКОНОДАТЕЛЬ И ОДИН ЗАКОН – ДВА ПРИМЕРА ИЗ ЖИЗНИ ИЗРАИЛЯ ВРЕМЕН СУДЕЙ – ПРОЯВЛЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ И ВНИМАНИЯ К БОЖЬЕМУ ИЗБРАННОМУ НАРОДУ – УРОКИ ДЛЯ ДУХОВНЫХ ИЗРАИЛЬТЯН
“Праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестие народов” (Притчи Соломона 14: 34).
ИСТОРИЯ Израиля со времен разделения Ханаана между поколениями и до помазания Саула на царя составляет период в 450 лет (Деян. 13: 19-21), названный Периодом Судей. Первым судьей был Иисус Навин, а последним – Самуил. Этих судей, очевидно, не избирали на эту должность, а они были поставлены волей провидения. У судей не было власти, ни полномочий, они не собирали налоги и не занимали должность, которая впоследствии могли бы перейти к другим. Из этого следует, что любая власть или влияние, которую они имели, была их личной, и предоставление им веса и влияния подразумевало признание их в качестве Божественно назначенных, “поставленных”.
Такой порядок позволял народу постоянно обращаться к Богу, чтобы получать помощников и вождей, а не выслушивать пустую болтовню политиков, в которой доминировали и брали верх личные амбиции и стремления к выгоде. Бог назначал, а люди, насколько они были в согласии с Ним, признавали Его выбор (по сути одобряли его, голосовали за него), принимая такого судью. В некоторых случаях могла быть более сложная процедура, потому что старейшины Израиля, бывшие свидетелями чудесного вмешательства Бога в их дела и пережившие Иисуса Навина, были, судя по всему, судьями в разных поколениях в течение остальной своей жизни (Суд. 2: 7).
Такой порядок, когда Бог давал Израилю судей, в значительной степени напоминает Его отношения с духовным Израилем Евангельского века. Время от времени Он поднимает для них особых советников, освободителей, служителей. Похожим образом духовные израильтяне не должны проводить закрытых совещаний, закулисных игр или решать для себя, кто будет их духовными вождями, а должны считать Господа великим Вождем и просить у Него духовных руководителей, какие будут Ему угодны. Признание их ведущего положения как Божьих ставленников не обязательно означает избрание их тайным голосованиям. Это можно сделать, внимательно прислушиваясь к их учениям, находящимся в согласии со Словом Господа.
Под руководством таких духовных помощников, Божественно назначенных, жизненный путь всегда будет отмечен духовными победами и приведением Господнего народа к более сердечному единству с Ним. Любое руководство, не приносящее таких плодов, очевидно, не от Господа, так как Дух Господа ведет не к рабству, невежеству и раздору, а к любви, радости, миру в сердце, к свободе совести.
Израиль не нуждался ни в конгрессе, ни в другом законодательном органе, потому что имел одного Законодателя – Господа, а Закон, данный на г. Синай, должен был постоянно направлять народ. Священники и левиты считались по Закону назначенными помощниками людей в делах, относящихся к Богу, чтобы наставлять их в Законе и представлять во время образных жертвоприношений, в деле примирения и т. д. В каждом поколении старейшины, в зависимости от их способностей, присматривали за общественными делами поколения. Но они не имели воинов и не распоряжались войском. Божественный Закон должен был отделить израильтян от других народов, и если они оставались верными Господу, то Он был их Защитником от всех бед.
Похожим образом духовный Израиль в каждом собрании должен отыскать для себя пригодных мужчин для выполнения требуемой службы. Божий Закон должен держать их в стороне от интриг, столкновений и увлечения миром. Они должны быть Его особенным народом, и Он обещает, что все будет им ко благу, если они будут Ему верны. Вот почему им не нужны армии, вооруженные плотским оружием, хотя все они – воины Креста, обязавшиеся сражаться с грехом (прежде всего в себе) и отдавать жизнь друг за друга – за “братьев”.
ДВА ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ НАРОДА
Если Книгу Судей читать как полноценную историю Израиля на протяжении четырех с половиной веков, то это будет грустная картина, до некоторой степени предполагающая, что израильтяне постоянно находились в грехе и идолопоклонничестве и несли за это наказание. Но это не совсем правильный взгляд. Напротив, описание не упоминает того счастливого времени, когда Израиль имел благосостояние, а обращает внимание на отступление от Бога, на наказание за подобные прегрешения, на освобождение от их трудностей через судей, освободителей, которых Бог давал им. О том, что во многих отношениях это было благоприятное время для израильтян, можно сделать вывод из Господнего обетования: “И опять поставлю судей твоих, как прежде, и советников твоих, как вначале” (Ис. 1: 26, Иосиф.).
Между прочим, истории Руфи и родителей Самуила позволяют мельком взглянуть на другую сторону вопроса – на полную благочестия богобоязненность, господствовавшую среди большинства народа, а также на счастье и удовлетворенность. В наши дни, если судить о делах мира только на основе ежедневных событий и подробностей в газетах, может возникнуть впечатление, что преступления, забастовки, несчастные случаи и аресты составляют большую часть жизни в стране, хотя большинство людей занято будничными делами, о которых упоминается совсем мало.
ПЛОДЫ НЕПОСЛУШАНИЯ
Господь приказал израильтянам полностью искоренить населявшие эти земли народы. Как мы видели в предыдущей лекции, это искоренение символизировало обуздание нами, духовными израильтянами, страстей падшей природы. Израиль, напротив, решил поселиться в Земле Обетованной без полного уничтожения признанных негодными народов, поэтому со временем ложные религии последних осквернили их через близкие отношения и общение. Таким образом, те, кого Бог признал негодными, постепенно увели сердца многих от полной, настоящей преданности Господу, совращая многих из них к распутному идолопоклонничеству.
Так и с духовными израильтянами, которые не ведут доблестного сражения с естественными желаниями своей падшей плоти. Вскоре они замечают, что плоть процветает за счет духовной жизни, и перемирие с плотью свидетельствует о том, что любовь к Господу постепенно охладевает, пока наконец в нее не проникнет некоторый вид идолопоклонничества – любовь к деньгам, восхваление себя или других и т. п., что отмежевывает любовь и почтительность их сердец от Господа.
Не надо думать, что все израильтяне попали в идолопоклонничество; скорее, полагаем, многим из них на некоторое время стала чуждой любовь и уважение Господа, и это не раз приводило на них Его немилость. Применяя это к духовному Израилю, мы не должны думать, что Господь будет медлить с проявлением немилости к Своему народу, пока тот целиком и полностью не попадет в идолопоклонничество самому себе, богатству или славе. Нет, как только некоторые чувства сердца начинают обращаться к другим вещам, Господь посылает наказания, чтобы упрекнуть, обличить и исправить, пока в нашем сердце остается хоть немного повиновения и любви к Нему – пока мир, плоть и противник не получили возможности захватить нас полностью.
Эти записи о Божественных наказаниях, о последующем раскаянии Израиля и о Господнем освобождении являются доказательствами Божественной любви и внимания к этому посвященному народу. Насколько нам известно, Божественная сила никогда не была задействована таким образом к другим народам, чтобы их упрекнуть, исправить и т. д. Они были оставлены как посторонние, как чужестранцы, как чуждые для Бога и Его обетований.
Поэтому сегодня исправительные шаги в праведности, наказания и прочее от Господа являются проявлениями особой защиты, заботы и доказательствами нашей причастности к Дому Сынов. Благодаря принятию нами Христа и нашему посвящению Господу, Он, в свою очередь, принимает нас как сынов и дает неприятности, испытания и трудности, необходимые для нашей проверки и развития характера. Все это для того, чтобы мы могли понять коварства и обольстительные влияния нашей падшей природы, представленной в амаликитянах, хананеях и т. д., и могли полностью уничтожить их и прийти в конечном счете к состоянию, упомянутому апостолом, в котором, по его словам, посвященные должны пленить всякое помышление воле Бога во Христе (2 Кор. 10: 5).
Когда буквальный Израиль усваивал лекцию за лекцией и после каждой из них настойчиво взывал к Богу, Бог задействовал для него Свою силу, после чего приходило освобождение. Так и с духовным израильтянином: когда он осознает истинную ситуацию и с полным покаянием обращается к Господу, моля об освобождении от собственных слабостей и несовершенств плоти, Господь выслушивает молитву и дает освобождение вместе с уверением, что Господней благодати достаточно. Такой вопль к Господу свидетельствует о том, что грехи и слабости плоти противоречат воле совершившего прегрешение, что он в той или иной степени обманут и запутан миром, плотью или противником, но его сердце по-прежнему преданно Господу и Истине. Взывающие к Господу в искренности и вере будут услышаны и освобождены, потому что Его благодати достаточно для них.
ОШИБОЧНЫЙ ПУТЬ ИЗРАИЛЯ
Власть в Израиле отличалась от любой другой власти в мире. Бог был их Царем. В Своем провидении (согласно Его Завету с ними) Он присматривал за их делами: позволял на время оказаться в плену за неверность или, наоборот, давал благополучие, благожелательно направляя их усилия, когда они подчинялись Ему. Во многих отношениях их положение было самым счастливым.
Но во дни пророка Самуила, когда старейшины поняли, что нельзя рассчитывать на то, что его сыновья пойдут по стопам отца и будут верными, беспристрастными судьями, они забыли (или никогда не осознали), что Бог был их настоящим Судьей, их Царем, что Самуил был только Его представителем и словесным орудием. Они забыли, что хотя Самуил постарел, Господь “вчера и сегодня и во веки Тот же” и в свое время может поставить им Судью, который будет лучше всего соответствовать их потребностям. Наверное, они также не осознали, что лично и как народ они стоят на более высоком уровне, чем близлежащие народы, которые имеют царей. Им, наверное, казалось, что они “отстают”, поэтому они, как и все люди, решили, что правота, очевидно, находится на стороне большинства.
Привыкшие к чинопочитанию, старейшины Израиля обратились к Самуилу, чтобы он как Божий представитель помазал им царя – сделал их народом слуг кого-нибудь одного из них. Трудно согласиться с такими позорными доводами, с такими молитвами, ведущими к деградации. Самуил, по-видимому, смотрел на это именно с такой точки зрения и воспринимал как неуважение к себе. Однако он, как и полагалось, представил дело в молитве Господу, поскольку не мог решать сам: он был только Господним словесным орудием и представителем, чтобы говорить к израильтянам полученное послание.
Было бы замечательно, если бы весь мир находился под властью, руководимой Небесной Мудростью, в которой неподкупные земные Судьи поддерживали бы общение и передавали Божественное Послание и Закон! Священное Писание информирует о том, что окончательно так и будет (Ис. 1: 26). Но прежде, чем удастся достичь такого величественного состояния, Мессия должен принять Свою великую силу и царствование. Тогда люди будут готовы слушать голос Господа через тех, кого Он назначит и признает выразителями Своих интересов. Написано: “В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни” (Пс. 109: 3).
МЕССИАНСКОЕ ЦАРСТВОВАНИЕ БУДЕТ ДЕСПОТИЧЕСКИМ
Напоминая Израилю, каким должен быть царь, ни Господь, ни пророк Самуил не имели в виду, что приведенное описание отвечает идеальному царю. Скорее таким было поведение каждого человека, поднятого к наивысшей власти, какую получали цари в древности. Плохое поведение царей можно было объяснить тремя условиями: (1) Все люди падшие и несовершенные, и в случае любого царя все сводилось к степени несовершенства и склонности к спеси, самолюбию и злоупотреблению властью; (2) Несовершенство тех, над кем царь господствовал, позволяло и до некоторой степени оправдывало узурпацию большой власти; (3) Беспорядок, который противник создал во всех земных делах, ставя тьму на место света, часто создавал у правителя и его подчиненных впечатление, что злоупотребление властью в действительности идет на пользу тем, кем он руководит.
Тогда возникает вопрос: “А как быть с Царством Мессии?” Отвечаем, что Священное Писание учит, что Его Правление будет крайне деспотичным. Однако всякий понимающий, что это такое, не должен бояться, потому что Тот, Кому предстоит занять Престол мира, является Тем, Кто возлюбил мир настолько, что отдал Себя в качестве выкупа за все человечество. Его Царство не будет самолюбивым, чтобы уничтожать подчиненных для собственного возвеличивания. Он показал, что Его Дух совершенно иной; что Он оставил славу Небесных Дворов и покорно принял низшую природу, чтобы стать Заменой человека – чтобы “вкусить смерть за всех”. Сегодня Он превознесен и назначен Наследником всего.
Помните, что Церковь, которая выбирается сегодня из мира, состоит только из тех, кто имеет Дух Учителя и с радостью отдает свою жизнь совместно со своим Господом и Главой. Помните, что согласно Божественному предначертанию никто не будет принадлежать к этому избранному классу, если он не станет копией дорогого Божьего Сына, и эти тесты ученичества имеет целью показать любовь и доверие к Богу, Христу, братьям, миру и даже к своим врагам.
Так надо ли бояться деспотичной власти такого славного Царя?! Действительно, такая власть станет наиболее вспомогательной, наиболее полезной из того, что мир может получить – мудрой, справедливой, несущей любовь и помощь. Поэтому нам, призванным Высоким Призывом, надо сбросить с себя всякое бремя и опутывающий грех, и с помощью Господней благодати пытаться получить великую награду сонаследования с Ним в Его Мессианском Царстве, а также удел с Ним в благословении всех поколений земли, чтобы вернуть из греха и смерти всякого, кто этого пожелает.
R5645 (1915 г.)