ВЕРА ПРЕСЛЕДУЕМОГО
1 ЦАРСТВ 19
САУЛ ЛЮТО ЗАВИДУЕТ ДАВИДУ – ПОПЫТКА ПРИЧИНИТЬ ЕМУ ВРЕД – ОСВОБОЖДЕНИЕ НЕРЕДКО НОСИТ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР – САТАНА, НАШ ВЕЛИКИЙ ВРАГ, ИЩЕТ ПОВОД, ЧТОБЫ НАМ НАВРЕДИТЬ – ПРЕДАННОСТЬ БОГУ И ПРАВЕДНОСТИ ОБЕСПЕЧИВАЕТ НАМ ОСВОБОЖДЕНИЕ – ПОЧЕМУ ПОЗВОЛЕНЫ ТАКИЕ ТРУДНОСТИ? – ВОЙСКО И НАРОД ИЗРАИЛЯ ВОСХВАЛЯЮТ МОЛОДОГО ДАВИДА, ДЕЛАЯ ИЗ НЕГО ИДОЛА
“Надеющийся на Господа будет безопасен” (Притчи 29: 25).
Войны с филистимлянами продолжались. Давид стал воином во главе отряда и был в тесных отношениях с царем Саулом. Его участие в сражениях приносило одну победу за другой, и царь Саул заметил, что народ начинает восхищаться Давидом, а не им. Дела дошли до того, что однажды, когда они возвращались из битвы, женщины и девушки одного селения начали петь: “Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч!” Огонь зависти охватил царя, и с тех пор его единственной целью, кажется, было уничтожить Давида. От Саула держали в тайне, что Давид уже помазан Самуилом на его преемника. Он знал только, что, по словам пророка Самуила, после того как он не выполнил Божественный приказ относительно амаликитян, царство будет забрано у него и его семьи и передано другому. Но он, по-видимому, надеялся, что это никогда не произойдет, и что его преемником, возможно, будет сын Ионафан.
Зависть является горьким плодом посеянного самолюбия. Она выводит ум из равновесия, лишает счастья. Она толкает того, кто ее имеет, в объятия ужасной меланхолии, и когда она овладевает человеком, он становится действительно безумным. Это произошло не только с царем Саулом, но проявляется так или иначе на примере каждого человеческого существа. Кто из опыта не знает, что такое зависть? И чем больше он знает о ней, тем хуже. Она делает из детей и подростков убийц. Она разрушает дома и уничтожает деловые отношения. Проявление самолюбия является самой ужасной и в то же время самой бессмысленной вещью. Каждый, кто увидит ее в себе, должен бить тревогу – должен задушить ее немедленно, побороть бдительностью, а если он – христианин, то и молитвой.
ЛУКАВАЯ ЗАВИСТЬ САУЛА
Когда царя Саула охватывали приступы зависти, он, как описано, имел злой дух от Господа, или, говоря более правильно, имел дух, отличавшийся от того, который имел Господь, – противоположный Господнему Духу доброты, справедливости, любви. Когда царь попадал в такие приступы меланхолии, которые следовали после окончания войн с филистимлянами, молодому Давиду иногда удавалось унять его умелой игрой на арфе. Однако он знал вероломный нрав царя и, находясь постоянно наготове, дважды вовремя заметил его намерения, что помешало Саулу убить его копьем, которое он обычно держал при себе. Пытаясь втянуть Давида в ссору, которая могла быть признана изменой и оправданием его смерти, царь пообещал отдать ему в жены свою старшую дочь, но затем отдал ее другому. Давид, однако, был осмотрительным, объясняя себе это тем, что он родом из недостаточно благородной семьи, чтобы надеяться на такие почести. Также финансово он не мог позволить себе заплатить достаточный выкуп за цареву дочь. Следующей ловушкой было его обручение с младшей дочерью царя, Мелхолой. Молодой Давид опять сознался в том, что он недостоин дочери царя и что у него нет богатства для выкупа, на что Саул предусмотрительно заметил, что таким выкупом будет доказательство убийства сотни филистимлян. Без сомнения, он надеялся в душе, что Давид, пытаясь выполнить требование, сам потеряет жизнь, но вместо этого молодой Давид убил вдвое большее число врагов и получил Мелхолу.
Царь, еще более безумный в своей зависти, сказал своему сыну Ионафану и всем придворным, что Давида следует уничтожить. В Ионафане настолько возобладала любовь и чувство братства, насколько жестокость, зависть и самолюбие охватили его отца. По существу, Ионафан потерял через Давида возможность получить почести царства. Поэтому любовь Ионафана стала пословицей. Кроме того, он имел настоящий дух мужества и дружбы, дух примирения. Он заступался перед отцом за Давида. Его слова являются замечательным образцом сыновнего уважения, а также преданности своему другу Давиду. Он сказал: “Да не грешит царь против раба своего Давида, ибо он ничем не согрешил против тебя, и дела его весьма полезны для тебя; он подвергал опасности душу свою, чтобы поразить филистимлянина, и Господь соделал великое спасение всему Израилю; ты видел [это] и радовался; для чего же ты хочешь согрешить [против] невинной крови и умертвить Давида без причины?” (стихи 4, 5).
Желание примирить принесло успех. Царь сделался мягче. Давид вернулся и опять стал членом царского дома. Но так было только до времени. Царь не был лишен благородных чувств, но они не были достаточно глубоки. Они не контролировали его жизнь. Напротив, он был во власти злого ума, самолюбивого, завистливого, который далек от ума, Духа, Бога и противится ему.
Вскоре в новом приступе зависти царь замахнулся, чтобы бросить копье, и бросил его с намерением убить, но попал в стену как раз позади того места, где сидел Давид, потому что Давид метнулся в сторону и уклонился. Давид вбежал в свою комнату, но там была охрана, предупрежденная убить его, как только он появится. Его жена поведала ему об этом и помогла безопасно спуститься через окно. По-видимому, дом был построен на стене, как было в случае со св. Павлом, когда он спасся похожим образом.
ДВЕСТИ УБИЙСТВ ЗА ОДНУ ЖЕНУ
Циники хватаются за одну из подробностей этой лекции, чтобы осудить Библию, говоря, что она поддерживает убийства и потому противоречит праведности и находится в конфликте с Богом праведности. Они говорят: “Мы читаем о Давиде, пророке, что он был очень сдержан, имел Дух Господа, дух здравомыслия. А при этом видим, что он получил жену ценой жизни двухсот человек, и ничто в Священном Писании его не осуждает”.
Такие обвинения и аргументы надо воспринимать рассудительно. Их нельзя обойти замечанием: “Вы не умеете думать и не имеете веры”. Праведный поступает праведно; а неправедный делает беззаконие. Это библейское правило касается Бога, Давида и других. Но если нас спрашивают, мы должны говорить об этом без предубеждения. Вместо того, чтобы предвзято осуждать кого-то, мы должны, скорее, спросить, как такое поведение может согласоваться с принципами справедливости, которые везде поддерживает Библия.
Прежде всего, мы должны держать в уме различие между иудеем под Заветом Закона и христианином под главенством Христа. Во-вторых, мы должны помнить, что Библия не говорит, что умершие по-прежнему живы и отправляются немедленно на вечные мучения. Она учит, что мертвые действительно мертвы, а надежда, которую Бог имеет для них, заключается в воскресении из состояния смерти в будущем при более благоприятных условиях, под благословенными влияниями Царства Мессии. Библия информирует нас, что наказанием за грех является смерть, а не пытки после смерти. Она информирует, что это наказание было справедливо вынесено отцу Адаму за его сознательный и добровольный грех. Она рассказывает, что человеческая семья умирает, потому что по закону наследственности с минуты рождения в нас находятся семена болезней, несовершенства, смерти.
С такой точки зрения весь мир – узники под приговором смерти. Это объясняет нам, почему Бог по-разному трактует человечество и ангелов, давая последним радость, покой, жизнь, совершенство. Это объясняет нам, почему Бог позволяет разные обстоятельства со смертельными последствиями – голод, мор, землетрясения, ураганы и т.п. Когда мы начинаем понимать, что тот же Бог, Который справедливо осудил всех через неповиновение одного, позаботился об оправдании всех через повиновение Христа до самой смерти, тогда мы видим вещи в новом свете. Когда мы узнаем, что Царство Мессии должно быть установлено именно с целью принести свет, знание о Боге и полную возможность вернуться к Его милости и вечной жизни, наши сердца радуются.
Возвращаясь к нашему первому разговору, мы понимаем, что не должны судить Давида и людей его времени так, как мы бы судили себя в этом Евангельском веке. Его следует судить по Закону, под который он и его народ вошли у горы Синай – “око за око, зуб за зуб, человеческая жизнь за человеческую жизнь”. Израильтянам было сказано, что мера беззаконий людей земли Ханаанской еще должна наполниться (1 Цар. 15: 2, 3), что детям Авраама отдана вся земля, и они имеют божественное право занять ее так быстро, как смогут. Они имели полное право убить там всех своих врагов как врагов Господа, даже если бы ничего не было сказано, что Господь в будущем позаботится о них в Мессианском Царстве.
Филистимляне находились в земле Ханаанской, где они не только имели свой надел, но и захватили часть, уже завоеванную Израилем. По их вине многие израильтяне лишились жизни. Поэтому, исходя из божественного постановления, данного израильтянам, филистимлян и других, захвативших Ханаан, следовало полностью истребить. Поэтому Давид лишь выполнил то, что все израильтяне считали Божественным приказом на основе Божественного плана. Лишь с такой точки зрения, и не иной, Господние указания и поведение израильтян в прошлом могли считаться правильными. Во время Новой Эпохи, которая началась искупительным делом нашего Господа и благословением Пятидесятницы, Господний народ этого века, Церковь, находится под новым порядком. Они должны словом и примером иллюстрировать принципы милосердия, так же как в былые времена иудеям было велено иллюстрировать принципы Божественной Справедливости. Мы должны любить наших врагов, делать добро тем, кто нас ненавидит, преследует и наговаривает всякую ложь. Так мы будем детьми нашего Отца, Который на небесах, и покажем, что Он дал нам зачатие Своим Святым Духом.
Но иудеи не были Божьими детьми. Они были “домом слуг” (Евр. 3: 5). Они никогда не намеревались говорить о себе как о сынах Бога. Когда Иисус назвал Себя Божьим Сыном, они возмутились, сказав, что Он богохульствует, и схватили камни, чтобы Его побить.
Первым Божьим сыном человеческой природы был Адам. Когда он согрешил, то был лишен общности с Богом. Никто другой со времен Адама и до времен Иисуса никогда не считался в Библии сыном Бога, и ни о ком так не сказано. Люди были грешными, чужими, посторонними, узниками под приговором смерти. С Иисусом пришло не только новое учение, но и новые отношения. “Моисей верен во всем доме Его, как служитель.. а Христос – как Сын в доме Его [доме сынов]; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца” (Евр. 3: 5, 6).
R5662 (1915 г.)