“ДРУГ ПОЗНАЕТСЯ В БЕДЕ”
1 ЦАРСТВ 20
ЛЮБОВЬ ИОНАФАНА К ДАВИДУ – ОБРАЗЦОВАЯ ДРУЖБА – ЕЕ ИСПЫТАНИЕ – ЕЕ ПРОЧНОСТЬ – ЕЕ ОСНОВА – ПОТЕРЯ ДРУЖБЫ – УГРОЗА СО СТОРОНЫ САМОЛЮБИЯ – “РУКИ ВСЕХ НА НЕГО” – НЕБЕСНЫЙ ОБРАЗЕЦ
“Друг любит во всякое время” (Притчи 17: 17).
История приводит благородные примеры дружбы, но о величайшей из них повествует наша лекция. Это история дружбы, любви Ионафана, сына Саула, и будущего наследника престола Израиля, Давида, его соперника в сердцах людей и в Божественном Замысле. Чистота и бескорыстие его дружбы показывает нам благородство чувств, присущее некоторым в те дни, о котором мы, возможно, даже не подозревали и которое полностью противоречит теории эволюции.
Полный любви дух Ионафана еще больше контрастирует с завистливым духом его отца, царя Саула. Очевидно, его первая встреча с Давидом состоялась после победы последнего над Голиафом. Вместо того, чтобы воспринимать Давида как соперника, от которого надо избавиться, благородный Ионафан снял свою княжескую верхнюю одежду и отдал ему вместе с мечом и своим знаменитым луком.
Алекс Уайт пишет: “Ионафан был старшим сыном Саула, а значит, первым наследником престола Израиля. Статный и мужественный, хладнокровный и уверенный в себе, Ионафан гордился войском и благосклонностью простого народа. За красивую внешность и быстроту товарищи охотно прозывали его Газелью. По причине больших и пагубных преступных действий отца Ионафан мог вскоре стать вторым царем Израиля, следующим после Саула, но никак не вторым по тем величественным приметам ума, сердца и характера, которые придают непоколебимость престолу и блеск короне”. Хорошо написал один древний мудрец: “В жизни нет большего благословения, чем искренний друг”.
“ДРУГ ПОЗНАЕТСЯ В БЕДЕ”
Дружба Ионафана и его любовь не была показной. Она была неподдельной. Он любил не только словом, но делом и истиной – не только тогда, когда отец был благосклонен к его другу, когда люди радостно приветствовали его, и он пользовался успехом у других, но любил столько же, когда царь сделался врагом его друга и посягал на его жизнь. Действительно, можно сказать, что ни одну дружбу нельзя считать настоящей, пока она не будет испытана. Дружба, которая не выдержит испытания, трудностей, в которой нет самоотверженности, не может считаться достойной примера. Ионафан имел любовь, какую Господь прививает Своим последователям – любовь, предупреждающую друг друга в почтительности. Хотя мы имеем другие примеры величественной любви, эта, без сомнения, превосходила земную любовь, тем более, что она покоилась на религиозной основе. А так как Давид любил Господа и стремился руководствоваться Его волей, насколько она была известна в то время, он решил, что будет ждать – будет руководствоваться мудростью, как об этом свидетельствует запись. А поскольку Ионафан был способен разглядеть этот дух мудрости и понимал, что Давид ведом духом праведности, он любил Давида.
Действительно, можем быть уверены, что насколько мы понимаем Библию и принимаем дух Истины, настолько мы будем способны оценивать, копировать и брать в качестве примера то лучшее, что содержит в себе принцип – то ли относительно дружбы, то ли относительно обязанности перед монархом, или обязанности укреплять семейные отношения, или обязанности перед нашим Богом. Есть много влияний, побуждающих дух самолюбия, алчности, зависти. Зато влияния, которые способствуют настоящей дружбе, настоящей любви и всем наилучшим качествам сердца и ума, исходят от Господа.
Мы уже заметили в предыдущей лекции, как Ионафан пытался помирить своего отца, царя, и Давида. Нынешняя лекция обращает наше внимание на иной случай, когда Ионафан показал на деле, что он – настоящий друг. Давид понимал, что его жизнь в опасности и поделился своими опасениями с Ионафаном. Последний не мог поверить, что его отец может нарушить слово, однако был под впечатлением от поведения Давида. Приближался праздник новолуния, и все полагали, что Давид будет сидеть за царским столом: царь Саул – посредине, князь Ионафан – с правой стороны, военачальник – слева, и Давид, занимая четвертое седалище, – напротив царя. Следуя договоренности между друзьями, Ионафан должен был обстоятельно выяснить намерения своего отца и сообщить о них Давиду.
В первый день праздника царь не сказал ничего, хотя Ионафан, чтобы обратить на это внимание и узнать мнение отца, выбрал удобный момент и занял место Давида. Наконец царь спросил о “сыне Иессеевом”, словно возненавидел само имя “Давид”. Ионафан ответил, что Давид пошел с его разрешения на праздник в Вифлеем.
Очевидно, это расстроило намерения Саула убить Давида в этот раз, и он обратил свой гнев на сына, которого в действительности очень любил. Он назвал его негодным, недостойным своей матери, давая понять, что он пренебрегает им как сыном. В гневе он бросил в него копье, очевидно без намерения попасть, а только для того, чтобы согнать лютую зависть. Слова Ионафана в ответ показывают, что он думал меньше о том, чем он рискует, вступаясь за своего друга, и больше о несправедливости, которая была ему сделана. “И встал Ионафан из-за стола в великом гневе и не обедал во второй день новомесячия, потому что скорбел о Давиде и потому что обидел его отец его”.
Какая замечательная дружба, в трудную минуту думающая не о себе, но о благополучии друга. Словно в противоположность всему, что известно о человеческой любви и дружбе, мы читаем об Иисусе: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих”. Однако в случае Иисуса это подразумевало нечто большее, чем земную любовь или дружбу, потому что “Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками”. Апостол говорит, что Господь тем самым дал пример для всех христиан, что “мы должны полагать души свои за братьев”, должны быть готовы умереть друг за друга. Это и есть Небесная любовь, Божественная дружба, для которой любовь Ионафана можно взять как образец, следующий после примера нашего Господа и апостолов.
“ВОТ, СТРЕЛЫ СЗАДИ ТЕБЯ, ВОЗЬМИ ИХ”
На следующее утро Давид, вернувшись из своего дома, должен был услышать от Ионафана о настроении царя. Они договорились о сигнале: Ионафан с луком и стрелами выйдет в поле неподалеку от большой скалы. Если, выпустив стрелу, он будет звать: “Вот, стрелы сзади тебя, возьми их”, – то Давид должен уходить, а если скажет: “Вот, стрелы впереди тебя”, – это значит, что Давид должен прийти. Так и случилось. Но двое друзей не думали расставаться, возможно, навсегда, не попрощавшись. Ионафан пошел за скалу, за которой прятался Давид. По обыкновению Востока они обнялись, поцеловали друг друга и пожелали успеха. Это и была любовь, мужественная и благородная. Ионафан засвидетельствовал свою веру в Божье провидение над Давидом и попросил заключить завет с ним: что бы не случилась, он милостиво поступит с ним и его семьей, говоря: “Иди с миром; а в чем клялись мы оба именем Господа, говоря: «Господь да будет между мною и между тобою и между семенем моим и семенем твоим», то да будет на веки. И встал [Давид] и пошел, а Ионафан возвратился в город”.
Библейская история свидетельствует о том, что Давид никогда не забыл этого обещания быть другом семьи Саула. По обыкновению Востока в те времена новая династия, которая пришла к власти, должна была истребить всех мужчин свергнутой династии. Но не так было в случае Давида.
Когда вскоре Ионафан погиб со своим отцом на поле боя в столкновении с филистимлянами, Давид высказал замечательные слова: “Сражен Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской!” Верим, что никто, читая этот рассказ, не будет относиться пренебрежительно к дружбе, а будет более верным, более благородным, более преданным другом, чем прежде. Но особенное благословение от этого рассказа о любви Ионафана должны почерпнуть для себя христиане, чтобы это побудило их ценить любовь Христа и стремиться быть копией дорогого Божьего Сына. Их дружба должна быть преданной, верной, продолжительной, особенно друг с другом, как напоминает апостол: “Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере”.
R5664 (1915 г.)