ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА ЦАРЯ САУЛА
2 ЦАРСТВ 2-5
НАПУГАННЫЙ ЦАРЬ ОБРАТИЛСЯ ЗА СОВЕТОМ К ВОЛШЕБНИЦЕ ИЗ АЭНДОРА – ОБМАНУТЫЙ ЗЛЫМИ ДУХАМИ – ПРОИГРАННАЯ БИТВА – СМЕРТЬ САУЛА И ИОНАФАНА – “ЖАЛОБНАЯ ПЕСНЯ”, ИЛИ “ПОХОРОННЫЙ МАРШ” В ЧЕСТЬ САУЛА – ДАВИД – ЦАРЬ ИУДЫ, А ЗАТЕМ ВСЕГО ИЗРАИЛЯ
“Господь – крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне” (Псалом 27: 7).
Сегодняшняя лекция охватывает важный период истории Израиля и жизненных испытаний Давида, Божьего возлюбленного. Когда Саул начал преследовать Давида и охотиться за ним, Давид не имел безопасного места. Филистимляне, которые хотели видеть в нем друга, а не врага, отдали Давиду и его сторонникам город Секелаг. Проживая там, Давид нападал на амаликитян и никогда не воевал с израильтянами. Он не мог добровольно воевать с Господним народом, хотя считал, что имеет право воевать с теми, кто, по словам Господа, должен быть истреблен за свое беззаконие, достигшее предела, черты Божественного позволения.
Тем временем приближался конец царствования Саула. Новое нападение со стороны филистимлян требовало собрать все войско, и Саул начал сильно переживать за последствия. Хотя он, как царь, приказал (следуя Божественному распоряжению) всем ведьмам, волшебникам и всем, кто говорил, что он общается с мертвыми, убраться из земли Израиля, однако некоторые еще остались. Доведенный до крайности, видя, что Господь ему не ответит, царь Саул наведался к волшебнице в Аэндор, которая, как считают некоторые, была матерью его военачальника, Авенира. Волшебница, убедившись, что она не пострадает от этого, вступила в общение с падшими ангелами, которые, как она полагала (и как полагают спиритуалисты), были духами умерших. Она, наверное, искренне думала, что ей отвечает Самуил. Но Библия убеждает нас, что “мертвые ничего не знают”. Самуил уснул с отцами, ожидая утра воскресения, и не мог давать никакого совета, не мог ничего знать о происходящем.
Однако злые духи в то время, как и сегодня, принимают через медиумов вид мертвых и, пользуясь своими превосходящими знаниями, отвечают от их имени. На поставленный вопрос пришел ответ, что на следующий день царь проиграет битву и что он сам и его сыновья будут убиты. Мы не знаем, как падшие ангелы знали так много о делах человеческого рода, но мы знаем наверняка, что неразумно иметь с ними дело, так как Господь это запретил. Их единственное намерение – обманывать людей, и, по словам св. Павла, они через сны и откровения привнесли в Церковь разные учения бесовские (1 Тим. 4: 1), которые, попав (как муха в масло) в наши вероучения, испортили их (Еккл. 10: 1).
О если бы люди поняли то, о чем Библия так выразительно учит, а именно, что мертвые мертвы и не могут предоставить никаких известий, что они не радуются и не страдают, а как бы остановились в стоп-кадре, ожидая Рассвета лучшего Дня, в котором Эммануил, Мессия, предоставит всем знание о славе Бога – как результат Своей искупительной жертвы на Голгофе. Учение, что мертвые живее живых, не только бессмысленно, но и противоречит Господнему Слову и явилось основой всевозможных ужасных заблуждений, сбивших с толку умы христиан. Никто не будет молиться о мертвых и не будет говорить людям просить об их освобождении из чистилища, если люди будут знать, что их мертвые друзья всего лишь спят до утра воскресения.
Но хуже всего то, что эта теория, согласно которой мертвые живы, стала основой больших богохульств, к которым в той или иной мере присоединились все вероисповедания, как это явствует из их вероучений. Эти богохульства проявляются в различных высказываниях в адрес Божьего характера и Плана, которые унизительны даже для демона, и далеки от характера и примет Бога всякой благодати, Отца всякого милосердия, от Которого всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше (Иак. 1: 17).
“ЖАЛОБНАЯ ПЕСНЯ”
Когда Давид услышал, чем закончилась битва, его чувства к Саулу и Ионафану вылились в замечательную оду, знаменательную тем, что она не содержит никакого упоминания о том, что Саул преследовал его и пытался лишить жизни. Она восхваляет Саула за то хорошее, чего он достиг, и рассказывает о преданной любви Ионафана, которая была превыше любви женской. Эта ода записана во 2 Книге Царств 1: 17-27. “Похоронный Марш”, написанный в наши дни в честь Саула, является попыткой композитора передать посредством музыки настроение Жалобной Песни Давида о Ионафане и Сауле, и часто звучит на похоронах известных людей.
В битве погибли сыновья Саула, в том числе Ионафан. Самого Саула ранили. Боясь, что он попадет в руки филистимлян живым, и они будут пытать его до смерти, Саул пожелал, чтобы его оруженосец убил его, и наконец сам убил себя собственным мечом. Один молодой амаликитянин, надеясь получить благосклонность Давида (зная, что Саул его преследовал), принес ему весть о смерти Саула, отдавая венец и запястье, бывшее на руке его, и рассказывая, как он казнил царя Саула, выполняя этим его последнюю просьбу – явно выдумывая эту часть рассказа, чтобы добавить себе уважения. Как бы то ни было, Давид это воспринял совсем по-другому, чем тот надеялся, говоря: “Как не побоялся ты поднять руку, чтобы убить помазанника Господня?” После этого Давид приказал убить его. Саула же и Ионафана он оплакивал до самого вечера.
Давид все эти годы надеялся на Господа, полностью убежденный, что окончательно он станет царем Израиля, но при этом никак не поторапливал события, готовый принять ответственность и власть положения, как только Господь даст их. Каким замечательным примером является поведение Давида! Как много могут научиться христиане, терпеливо ожидая Господнего времени во всех своих делах – ожидая не только Царства, о котором они молятся “да приидет Царствие Твое”, но и Господнего руководства и провидения во всех своих делах, которые Господь направит к добру! Как часто христиане совершают ошибку, не обращая внимания на Господнее провидение и обещанный присмотр над их интересами, пытаясь делать по-своему, часто себе во вред.
Давид понял, что, по-видимому, наступило время для него и его товарищей уходить из земли филистимлян, и спросил об этом Господа через священника и ефод. Ответ был, что он должен идти в Иудею. Затем он спросил, в какой город идти, и получил ответ, что в Хеврон. Именно туда Давид и его товарищи перебрались со своими семьями, после чего колено Иуды (его собственное колено) тотчас признало его своим царем. Но лишь через семь с лишним лет он стал царем над всем Израилем. Тем временем один из сыновей царя Саула, Иевосфей, уцелел, и Авнер, главный военачальник Саула, задумал сделать его царем Израиля.
Давид, Царь Иуды, не пытался силой принуждать другие колена, а продолжал ожидать положенного у Господа времени. Тогда Авнер собрал войско против слуг Давида, что привело к жестокой битве, в которой войско Давида победило. Другие уступили. Наконец Авнер, вспылив на царя Иевосфея, предложил Давиду, что он станет его подчиненным и поможет обратить к нему сердца всех израильтян. Царь Давид охотно принял его предложение, полагая, что это Господняя воля на основе Господнего обещания. Но дела пошли не так, потому что Иоав, племянник Давида, сильный воин, предательски убил Авнера. И опять видим, что Давид повелся по-иному, чем было принято в то время. Вместо того чтобы радоваться смерти Авнера, царь оплакивал его и обвинил своего племянника в преступлении, на которое тот осмелился. Давид отважно, в присутствии своих лучших воинов, похвалил достоинства Авнера как великого воина, говоря: “Вождь и великий муж пал в этот день в Израиле”.
ЦАРЬ НАД ВСЕМ ИЗРАИЛЕМ
Через некоторое время другие, неправильно поняв царя Давида, убили царя Иевосфея и принесли его голову Давиду в доказательство смерти Иевосфея, рассчитывая, наверное, на вознаграждение. Но их, напротив, осудили, потому что они убили царя. Их признали заслуживающими подобного наказания и убили. Вот так народ увидел в поведении Давида проявление принципов праведности, таких необычных в его дни и, можем сказать, необычных до сих пор. За все это народ стал благожелательным к царю, который, как они поняли, не ищет своего, своих узких интересов, а широко смотрит на вещи и благосклонен даже к противникам, своим врагам. Давид, очевидно, очень ценил справедливость и имел большое сочувствие к врагам.
Царю Давиду было тридцать семь лет, когда наконец одиннадцать колен прислали своих представителей для переговоров с ним, давая понять, что они хотели бы видеть его царем всего Израиля. Это произошло через семь с половиной лет после смерти царя Саула и приблизительно через семнадцать лет после того, как Давид был впервые помазан Самуилом. В течение этих лет его вера и терпеливость проявлялись на каждом шагу и показали нам характер Давида так, как мы не могли бы познать его по-другому. Его величие было, прежде всего, в преданности Богу и подчинении Божественной воле. Признание его царем над всеми коленами Израиля дало возможность в третий раз вылить на его голову елей помазания.
Тем временем царь Давид становился все сильнее, побеждая своих врагов – врагов Господа, – которые, по словам Бога, подлежали истреблению. Напоминаем нашим читателям еще раз, что, по словам Господа, беззакония аморреев исполнили меру, и Он дал понять, что Его воля – истребить их с лица земли. Не было разницы, как их истребить – в битве, посредством мора или голода, Божественный приговор смерти должен был быть исполнен.
Как бы то ни было, Бог позволяет, чтобы в мире господствовали болезни, войны, голод, эпидемии, смерть. Он приготовил для человечества искупление, спасение через великого Искупителя. Царство Мессии вскоре возьмет контроль над землей, чтобы остановить господство Греха и Смерти, чтобы связать сатану и наполнить солнечным светом Божественной Истины всю землю. Тогда откроются все слепые глаза и глухие уши, чтобы познать, чтобы понять истинного Бога, Его истинное Послание. Между тем погибшие от меча израильтян все это время находятся в полном неведении. Они будут пробуждены в Тысячелетнем Царстве, когда спящие в прахе земли придут в сознание. В то время они будут находиться под самыми благоприятными условиями, какие мы могли бы для них пожелать, свободные от оков невежества и суеверий. Царство Мессии будет готово помочь им выбраться из слабостей и деградации обратно к человеческому совершенству, потерянному в Едеме и искупленному на Голгофе.
R5673 (1915 г.)