ЗЛОСЛОВИЛ ЛИ ИИСУС СВОИХ ВРАГОВ?

“Будучи злословим, Он не злословил взаимно” (1 Петра 2: 23).
Возникает естественный вопрос: как согласовать высказывание св. Петра в этом стихе с фактом, что наш Господь разоблачал книжников, фарисеев и докторов Закона как лицемеров, как род змеиный и т.п.?
Вспомним факт, представленный в Евангелии. Св. Петр был одним из двенадцати апостолов, и, следовательно, находился постоянно с своим Господом на протяжении Его земного служения, хорошо засвидетельствовав факт, что Учитель не отвечал злословием на злословие. Важность слов апостола заключалась в том, что Иисус не мстил. Когда о нем говорили плохое, Он не злословил обижавших Его. Он не призывал проклятия на их головы, но поручал Себя Богу и оставлял Свои дела в руках Божественной Справедливости.
Евангелисты записали некоторые из этих гневных обвинений в адрес нашего Господа. В одном случае Его враги сказали о Нем: “Он одержим бесом и безумствует”. Опять же, Иисус Сам напоминает, что Его также называли “Веельзевулом” – князем демонов. Книжники и фарисеи признавали Его дела, но обвиняли Его и приписывали Его хорошие дела сатане. Они намекали, что Его рождение было незаконным. Они пытались доказать, что Он виноват в богохульстве, когда говорил, что если храм разрушить, то Он отстроит его за три дня. Они не поняли духа Его учения и пытались доказать, что Его высказывание было святотатством. Они старались поймать Его на слове. Они держались того, что если бы Он действительно был великим человеком, то имел бы общность с ними, а не с мытарями и грешниками. В конце концов они осудили Его до такой степени, что распяли между двумя разбойниками.
Но как быть с тем, что Иисус говорил иногда очень острые слова книжникам, фарисеям и первосвященникам тех дней? К примеру, Он назвал их “порождениями ехидниными”, “стенами подбеленными”, “гробами,.. внутри полными костей мертвых и всякой нечистоты”. Однажды Он сказал: “Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете”. И еще: “Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?” Он сказал: “Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего”. В другой раз Он называл их “безумными и слепыми”, “вождями слепыми” и осуждал, говоря: “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их”. Было ли это злословием? Не ошибся ли св. Петр, когда написал слова, о которых мы рассуждаем? Где проходит линия разделения?

ИИСУС НЕ ДАВАЛ СДАЧИ

Мы отвечаем: линия разделения в том, что наш Господь не отвечал ударом на удар; Его обвинения против них были вынесены заранее и потому не были местью за что-то, что они говорили Ему. Он не обращался к кому-то из них, что тот имеет дьявола. Он говорил об их системе в целом как о разрушительной системе. Если бы Господь не сказал, что эти руководители Израиля были лицемерами, как бы мы знали, что они были лицемерами, когда внешне они выглядели очень старательными в соблюдении Закона? Люди говорили: “Посмотрите, как эти святые люди ходят везде и молятся на углу улиц! Посмотрите на их нескрываемую набожность! Мы не видим, чтобы Иисус молился хотя бы наполовину так, как молятся они. К тому же они всегда бодрствуют, бодрствуют, чтобы исполнять Закон”. Поэтому было правильным, чтобы наш Господь показал, что их бодрствование, их десятины и продолжительные молитвы являлись лицемерием. Они сильно беспокоились о десятине из мяты и семян аниса, но при этом без каких колебаний поглощали дома вдов – жульничеством забирали имущество бедной вдовы и затем присваивали его себе.
Иисус сказал, что внешне эти люди, считающие себя святыми, действительно были белыми, чистыми и хорошими, но внутри они были мерзкими и полными скверны. Они были от своего отца дьявола, потому что имели его нрав. Они не делали добра и не служили Богу от чистого сердца; их служба была только внешней. Вся их система была покрыта воском лицемерия. Нынешним языком мы назвали бы ее “прогнившей”. Было необходимо разоблачить этих людей, чтобы все чистые сердцем были спасены от пагубного воздействия их влияния. Иисус не назвал ни одного из них по имени, а лишь осудил как класс. Он не пытался нанести им вреда, а только, если возможно, сделать добро и предостеречь всех от их злого поведения. Наш Господь хотел спасти людей, потому Он говорил о них как о классе. Он высказался несколько раз очень плохо об этом классе. Каждому из этого класса следовало очистить свой подол и показать, что он не ведет двойную жизнь. Таким образом, слова нашего Господа не подпадали под определение “злословие”. Он говорил о системе. Он не рассказывал что-то тайное о Джоне Смите, и не говорил, что м-р Браун был таким-то, делая то и то в личной жизни и т.п.
Верим, что мы имеем полное право обращать внимание на кричащие ошибки нынешнего времени. Однако не было бы правильным упрекать таким образом, как делал наш Господь, потому что сегодня люди возмутились бы даже больше, чем иудеи Его дней. Если бы наш Господь не осудил некоторых вещей, которые делали предводители, люди бы не знали об этом, но думали, что фарисеи имеют Господнее одобрение. Они ходили везде с ханжеским видом, говорили многочисленные молитвы и т.п. Были ли они действительно святыми людьми? Иисус был представителем Бога и выразителем Его мнения. Поэтому Иисус давал людям понять, что фарисеи не делают того, что нравится Богу. Он только исполнял Свою обязанность.

R5678 (1915 г.)