ГОРОД ДАВИДА – ГОРОД БОГА
2 ЦАРСТВ 6: 1-19; ПСАЛОМ 23
ИЕРУСАЛИМ – НОВАЯ СТОЛИЦА – ДВОРЕЦ ЦАРЯ ДАВИДА – ЖЕЛАНИЕ БОЖЬЕГО ПРИСУТСТВИЯ – ОЖИДАНИЕ КОВЧЕГА – ПОЧЕМУ ПОГИБ ОЗА? – БЛАГОСЛОВЕНИЕ АВЕДДАРА ГЕФЯНИНА – ПОЛУЧЕННЫЙ УРОК – КОВЧЕГ, ПРИНЕСЕННЫЙ ПОДОБАЮЩИМ ОБРАЗОМ – ТОРЖЕСТВЕННОСТЬ ВМЕСТЕ С РАДОСТЬЮ – ПАЛАТКА БОГА – УРОКИ ДЛЯ БОЖЬЕГО НАРОДА
“Возрадовался я, когда сказали мне: «Пойдем в дом Господень»” (Псалом 122: 1).
Ведомый Божественным провидением, царь Давид, после его помазания на царя над всем Израилем, подыскивал город для новой столицы. Иерусалим, который столетиями был неприступной крепостью, удерживался иевусеями. Они заявляли, что даже слепые и хромые смогут защитить его от любых врагов, настолько удачно он был расположен. Но когда пришло время, город был отдан в руки царя Давида и стал столицей Израиля. Одним из первых шагов нового царя было строительство дворца, который отвечал бы достоинству народа и царского двора. Для этого Давид не только приобрел материалы у Хирама, царя Тирского, но и пригласил умелых мастеров.
Вскоре набожный нрав царя Давида, столь явно различимый в его псалмах, начал проявляться в управлении Израилем. Мало того, что идолопоклонничество уже нельзя было терпеть в народе, находящемся в Завете с Богом, надо было вернуться к тому, чтобы воздавать почести символам Божьего присутствия. Палатку в Номве перестали использовать еще тогда, когда царь Саул истребил священников за их поддержку Давида. Царь Саул перенес Палатку в Гаваон, но Ковчега в палатке не было, к тому же давно.
Помним, как грешные сыновья Илия взяли Ковчег с собой на войну с филистимлянами; как после поражения филистимляне забрали его в плен; как идол филистимлян Дагон упал перед Ковчегом на землю и разбился; как после этого в каждом месте, где останавливался Ковчег, филистимлян постигали наказания от Господа, и как они наконец вернули его в Кириаф-Иарим. Там он оставался семьдесят лет, пока не произошли известные нам события. Царь Давид решил переместить Ковчег в новый Шатер, новую Палатку. А так как это было чрезвычайно важным делом, он отправил послание в разные концы страны и собрал для этого около тридцати тысяч воинов и огромное число народа, преисполненного религиозными чувствами и стремившегося стать свидетелем нового большого религиозного движения, которое, как все надеялись, будет означать возвращение Божьего благословения к народу, как было в древности.
БОЛЬШОЙ УРОК УВАЖЕНИЯ
Царь Давид, стремясь почтить Бога, тем не менее, пренебрег тем, чтобы посмотреть внимательно в Божественном Законе как переносить Ковчег – кто именно имеет право к нему прикасаться и так далее. Божественное провидение преподнесло ему большой урок уважения к Всевышнему и тщательного соблюдения Законов. Он ценил Ковчег, но не достаточно сильно. В действительности Ковчег был самым важным предметом Палатки.
Рядом с Палаткой во дворе находились Жертвенник и Умывальник из меди. Позолоченный Стол с Хлебами предложения, золотой Светильник и позолоченный Жертвенник курения были в Святом. Зато во Святом-святых был только один предмет – Ковчег. Формой он напоминал сундук – приблизительно четыре фута длины, два фута высоты и два фута ширины. С обеих сторон он имел шесты, с помощью которых левиты переносили его на своих плечах. Он был позолочен, и внутри сундука находились Скрижали Закона, золотой Сосуд с манной, которая сохранилась еще со времен пустыни, и жезл Аарона, которым совершались чудеса. Сверху над Ковчегом находилась самая необычная вещь. Это была массивная плита из золота, сверху законченная в виде двух херувимов, лица которых были обращены друг к другу, а крылья вытянуты вперед.
Согласно Божественному указанию, священники должны были укрывать Ковчег особенным образом, в некоторых отношениях символическим. Затем левиты должны были позаботиться о нем, перенося его на плечах. Пренебрегши этим, царь приготовил новую колесницу и велел запрячь в нее коров, словно такой способ доставить Ковчег был более торжественным, чем кто-то мог себе представить. Но это не был Божий способ, и нужен был урок уважения к Богу и Ковчегу, представлявшему Его характер и Его Крышку Умилостивления.
Это время наступило тогда, когда коровы, таща колесницу по скользкой, наклонной, каменистой дороге, немного наклонили ее. В это мгновение Оза протянул руку, чтобы удержать Ковчег в равновесии, и тут же был поражен на смерть вспышкой молнии. Такое проявление Божественного недовольства происходящим сразу остановило все праздничное действо, и царь Давид побоялся взять Ковчег с собой, чтобы он не принес еще больше беды. Шествие остановилось. Ковчег, подняв, отнесли в дом Аведдара Гефянина, левита, по-видимому, священника.
Весь народ усвоил урок уважения, который, кстати, сегодня нужен даже больше, чем в другое время. Неуважение часто проявляется в мире. Но это не удивляет нас так, как удивляет неуважение со стороны считающих себя Господним посвященным народом, Его Царственным Священством. Иногда это неуважение проявляется в поведении, иногда – в словах, иногда это шутки на религиозные темы или по поводу стихов Священного Писания. Все подобного рода приносит вред поступающему так, а также его влиянию на других.
Не следует забывать, что Оза не был послан на вечные мучения. Он только уснул смертью, и его ошибка, которая принесла хороший урок в то время, непременно послужит ему в будущем. Тем временем, был еще другой урок, потому что Ковчег в доме Аведдара Гефянина начал приносить благословения. Хотя нам не сказано, в чем они заключались, но благословения такого рода привлекли к себе внимание многих. Среди прочих это заметил царь Давид. Опять его сердце обратилось к первоначальной мысли, что Иерусалим должен быть не только Городом Давида, но и Городом Бога, местопребыванием Бога, о чем свидетельствовало бы присутствие Ковчега и Славы Шекина – света, сияющего между двумя херувимами, свидетельствующего о присутствии Бога с Его народом, Израилем.
БОЖИЙ СВЯТОЙ НАРОД
Мы не находимся в таком положении, как Давид и израильтяне. В мире сегодня нет народа, который является Божьим Царством. Когда Бог отнял венец у Седекии в 606 г. до н.э., то сказал через пророка: “Низложу, низложу, низложу и его не будет, доколе не придет Тот, Кому [принадлежит] он, и Я дам Ему!” (Иез. 21: 25-27). Верим, что время отдать Царство Мессии и выполнить наши молитвы “Да приидет Царствие Твое” уже рядом. Тем временем, ни одно земное царство не является Божьим Царством, разве что в том значении, в каком св. Петр говорит о Церкви, что она – святой народ, особенный народ Бога (1 Пет. 2: 9). Но даже здесь не идет речь о какой-то сектантской системе – то ли о баптистской церкви, методистской, пресвитерианской, лютеранской, англиканской или римской. Истинная Церковь Христа не имеет таких ограничений; ей по праву полагается название “католическая” в том значении, что она является общей, потому что это слово значит “общая, повсеместная”.
Церковь Христа является одной Церковью во всем мире. Ее члены – это те, которые объединились с Христом через посвящение и Божественное принятие их путем зачатия Святым Духом. Некоторые ее члены могут находиться в римской церкви, некоторые – в англиканской, некоторые – в пресвитерианской, некоторые – в баптистской, некоторые – в лютеранской, некоторые – в методистской и тому подобное, а некоторые вообще пребывают за их пределами. Но это единственный святой народ, признаваемый Богом, и в полном значении он не будет организован как новый народ, пока изменение в воскресении не прославит этот народ Господа вместе с Ним за завесой. Написано, что мы будем подобны Ему, будем видеть Его как Он есть и будем делить Его славу.
Мы не можем рассчитывать на то, что мир будет ценить Божью Истину и присутствие Бога, так же как израильтяне не могли надеяться, что и филистимляне и моавитяне примут Господа. Только Божий народ, находящийся в Завете, может ценить Его Самого и Его повеления. Бог пребывает только в нем.
Мы не можем даже утверждать, что это сугубо семейное дело. Скорее, как показывает Священное Писание, это вопрос каждого отдельно. Церковь Христа разбросана по всему миру: один – здесь, другой – там. Только посвященные принадлежат к ней, только они имеют привилегии и общность с Отцом и Сыном, о которых напоминал Ковчег Завета. Единственным исключением из этого правила, как можно заметить и как упоминал св. Павел, являются дети верующих родителей, которые вместе со своими родителями получают Божьи милости, благословения и присмотр до времени, когда они достигнут соответствующего уровня развития ума, позволяющего им решать за себя, должны ли они посвятиться полностью Господу и быть индивидуально принятыми Им через зачатие Святым Духом, или должны вернуться и стать частью мира.
Когда царь Давид был готов принести Ковчег во второй раз – каких-то три месяца спустя после первой попытки, оказавшейся неудачной, – он внимательнее изучил весь вопрос. В этот раз уже не было новой колесницы, а был использован Божественно назначенный способ: левиты несли Ковчег на плечах. Не наше дело проявлять остроумие и изобретательность по отношению к Божественным методам и служению. Мы должны быть исследователями Божественной воли, изучая Священное Писание, чтобы знать волю Бога и выполнять ее. Урок, который усвоил для себя царь Давид, может принять в свое сердце весь Господний народ.
ДАВИД ПЛЯШЕТ ОТ РАДОСТИ ПЕРЕД ГОСПОДОМ
Повествование говорит, что кроме тысяч воинов, которые сопровождали в качестве стражи и придавали всему шествию торжества, и толп народа, которые встречали Ковчег в разных селениях по пути, еще были те, которые сопровождали трубными звуками, играли на систрах и всяких струнных инструментах, с радостью воспринимая большое событие Божьего возвращения к народу, о чем свидетельствовало возвращение Ковчега. А еще был хор левит, который нараспев повторял части псалма, сочиненного царем Давидом именно для этого события. Собственно, он и является частью нашей лекции – Псалом 23.
В своем проявлении радости царь Давид присоединился к другим и плясал перед Господом. По-видимому, этот обычай двигаться шагами в ритм музыки с чувством достоинства является привычной формой в странах Востока даже сегодня. М-р Кларк рассказывает, как он видел такой танец в собрании Христианского Общества Объединенных Усилий (International Society of Christian Endeavor) в Индии, и как торжественно и красиво это выглядело.
Когда величественное шествие приблизилось к городу Иерусалиму, женщины города приветствовали его с радостью. Во главе их должна была быть Мелхола, жена царя Давида, дочь царя Саула. Но нет. У нее был надменный, гордый нрав. Разве она не дочь царя Саула? Разве ее муж Давид не был простым пастухом и не скрывался некоторое время беглецом? Когда он вошел в дом, она бросила ему упрек за проявления его радости, когда несли Ковчег, сказав, что он потерял достоинство и заслуживает порицания. Царь Давид напомнил ей, что Господь забрал царство у ее отца и отдал ему, что он получил Господнюю милость и доверился Ему. Впоследствии эта гордая женщина, очевидно, была оставлена, и коротко сказано, что с тех пор у нее не было детей.
ПРОРОЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПСАЛМА
Ковчег представлял Христа, в Котором скрыта вся Мудрость и Сила Бога и в Котором сосредоточены все Божьи благословения для людей. Поэтому внесение ковчега в город представляло отчасти наше принятие Христа. Все мы понимаем, что “Господня – земля и что наполняет ее” – что всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит от Отца через Сына. Мир и все, что обитает в нем, зависит от этих благословений.
Бог основывает Свой Новый порядок посреди моря недовольства – посреди тех, кто неустроен и не находится в общности с Богом, посреди беспокойных масс. Он приглашает нас подняться на Его Святую Гору, в Его Святое Царство, и быть устроенными на Его Святом Месте, в духовной Божественной природе. Он обусловливает, что к этому классу можно принадлежать только на определенных условиях, а именно: следует иметь чистое, честное сердце, чистые руки – вести как можно более праведную жизнь. Надо надеяться, что каждый из этого класса будет присягать на верность Богу. Это называется Заветом с Ним.
Иисус был первым, кто заключил такой Завет, и вся Церковь должна следовать за Ним, если она хочет быть с Ним в Его Святом Царстве. Они не должны приклоняться сердцем ко лжи и присягать обманом. Бог будет требовать от них всего, что они Ему завещали. Только такие получат благословение от Господа и только таким будет приписана Его праведность через Христа.
Сегодня, как никогда прежде, эта лекция нуждается во внимательном изучении. Сколько людей сегодня заявляет, что хотя они заключили Завет при жертве и дали обет Господу, они на него не обращают внимания и не придерживаются своих обетов! Сколько действительно признает, что они лукавят относительно своих вероучений, отрицая в частном порядке то, что публично назвали своей верой! Бесспорно, такое поведение обязано получить упрек в Божьих глазах, и такие не могут надеяться принадлежать к Царству.
Дальше в Псалме сказано, что сыны Израиля – это те, которые ищут Господа, которые просят, чтобы вошел Царь Славы, Господь, могучий, сильный, способный освободить от греха и от силы греха – смерти. Мы по-прежнему ожидаем, пока этот Царь Славы войдет в полном смысле слова. Он говорит, что Он явится (миру) в пылающем огне – во “времени тяжком, какого не бывало с тех пор, как существуют люди” (Дан. 12: 1). Многие исследователи Библии видят, что эта скорбь уже начинается в ужасной войне, которая набирает размаха, и ожидают огня анархии, которая будет ее следствием в недалеком будущем. Тогда в скором времени придет тихий Голос (Божественное влияние, могущественная сила Спасителя), который освободит от греха, смерти и сатаны, связанного на тысячу лет.
R5679 (1915 г.)