“ТЫ – ТОТ ЧЕЛОВЕК!”
2 ЦАРСТВ 11: 1 – 12: 7

ЧЕСТНОСТЬ БИБЛИИ – ПОЛОЖЕНИЕ ДАВИДА НЕ ОПРАВДЫВАЛО ЕГО ВИНУ – ИСКУШЕНИЯ БОГАТСТВА – УЖАСНЫЕ ГРЕХИ ЦАРЯ ДАВИДА – ПРИТЧА ПРОРОКА НАФАНА – ЧУВСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ ЦАРЯ – ОСУЖДЕННЫЙ С ЕГО СОБСТВЕННЫХ СЛОВ – РАСКАЯНИЕ – ПОМИЛОВАННЫЙ, НО НАКАЗАННЫЙ – УРОК ДЛЯ ВСЕХ

“Сердце чистое сотвори во мне, Боже” (Псалом 50: 12).
Библия не похожа ни на одну другую книгу в мире. Она самая честная, самая искренняя из всех. Тот, кто был человеком по Божьему сердцу, согрешив, был самым суровым образом осужден и тяжело наказан. Однако в библейских словах “Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою” (Пс. 129: 4) содержится определенная лекция. Бог не безжалостен, Он не пренебрегает слабым и несовершенным состоянием. То, что Он оказывает нам доверие, исходя из намерений нашего сердца (даже, если за слабости плоти мы получаем упреки и наказания), это не что иное как проявление внимания, которое прививает большее почтение к Богу, чем в случае, когда бы мы считали Его безжалостным.
Бесспорно, мы удивлены, что проявивший столько благородных черт проявил также слабости, которые осуждаются в этой лекции – прелюбодеяние и убийство! Когда мы припоминаем, каким Давид был в молодости, когда приходит на мысль его уважение к Богу, его вера, его преданность, его испытания, его трудности, то удивляемся, как он мог так измениться за короткое время. Тайна не находится далеко. Легче жить полностью посвященной жизнью в бедности, чем в окружении богатства и удовольствий, обычаев и вольностей царского двора. Царь на какое-то время забыл, что Ковчег, который представлял Божью милость и присутствие, находится в его городе. Правда, он понимал, что Глаза Господни на всяком месте, что они видят злых и добрых, но если бы он чаще смотрел на Палатку, то на ум постоянно приходила бы мысль: “Ты, Боже, видишь меня”.
Можем быть уверены, что царь Давид не попал в грешное состояние ума и сердца внезапно. Повествование показывает, что это, судя по всему, продолжалось месяцами, постепенно продвигаясь к кульминации. Было бы также несправедливо думать, что сердце царя было столь же нечестиво, как его поведение. Лучше считать, как это следует из дальнейших проявлений, что его сердце было по-прежнему преданно Богу и принципам праведности, но каким-то образом задремало, позволив плоти стать излишне возбужденной. Он пробудился для греха и задремал для праведности. Перед ним были плохие примеры других царей и свобод, какими они пользовались. Его отношения с Богом сделали его ум проницательным, но сейчас, поддавшись искушению, эта проницательность была задействована в злом направлении.

ОТВАЖНЫЙ СЛУГА БОГА

Сначала Давид пожелал жены своего ближнего. Он не только не осудил это грешное состояние своего ума, но позволил ему действовать, пока он не похитил жену ближнего. Ее муж был на войне и был верным воином. Сложившаяся ситуация требовала его смерти, чтобы защитить царя от позора. Совесть Давида, наверное, спала, когда он приказал своему военачальнику поставить верного воина в первые ряды для нападения на город, а затем организовано отойти и оставить наиболее выдвинутых на верную смерть.
План удался. Это стоило жизни не только обманутого мужа, но и нескольких других. Трудно себе представить, как царь Давид со своей преданностью принципам мог устроить такой план и спокойно вести себя в таких обстоятельствах. Наверное, ни один из его замечательных псалмов не был написан в течение этих девяти или больше месяцев. Но Урия был мертв; его украденная жена стала женой Давида, и вскоре у них родился ребенок.
Тогда к царю явился пророк Нафан. Мудро представив упрек в виде притчи, он рассказал, как у одного бедного была овечка, и богатый сосед обманом отнял ее у него. Чувство справедливости царя Давида вознегодовало, и он воскликнул, что человек, сделавший такое, должен заплатить вчетверо и должен лишиться жизни. Тогда Господний пророк Нафан указал на царя и сказал: “Ты тот человек!” – и сразу выложил все царю. Для этого нужна была отвага; но тот, кто имеет послание от Господа, должен иметь отвагу передать его – понятно, так мудро, как это возможно, но верно.
В тот же миг сердце царя Давида очнулось; его совесть сразу пришла в сознание. Он увидел свое поведение, но не с точки зрения других царей и того, что они делали, а с точки зрения Божественного Закона праведности, истины, доброты, милосердия. Он увидел в себе грешника. Действительно, по Закону прелюбодеяние и убийство наказывалось смертью. Царь сразу признал свой грех, молился, постился и плакал. Тем временем пророк, по божественному указанию, передал царю, что за все это Господь не накажет его смертью и не лишит его Своего милосердия, потому что он сознался в грехе и раскаялся, но дитя его греха не будет жить, а сам царь впоследствии понесет суровое наказание за свои преступления.
Перед нами принцип Божественного руководства Божьим народом, находящимся в отношениях завета с Ним. Грех нуждался в справедливом возмездии, но Господь даровал милость раскаявшейся душе. Многие христиане имеют такой опыт. Бог уже не считает их грешниками, но, приняв раскаяние сердца, дарует прощение в значении, о котором упоминалось, при этом следуя правилу: “Что посеет человек, то и пожнет”. В этом Божественном правиле нет ничего, что поощряет грех. Напротив, все в нем поощряет праведность. И если случится впасть в грех, то все побуждает грешника принять Божественное прощение и изменить свою жизнь, даже если придется понести суровое наказание, которое может длиться, возможно, до самой могилы.

ПСАЛОМ ПОКАЯНИЯ

Пятидесятый Псалом побудил многих христиан к покаянию. Понятно, он никого не воодушевлял делать грех. Говорят, что Вольтер, атеист, однажды пытался написать пародию на этот Псалом, но был настолько поражен его величием, что бросил перо и бессильно опустился на кровать, полный упреков совести. Епископ Холл, комментируя, говорит: “Как можно думать, что мы не грешим, или, согрешив, попадать в отчаяние, если великий святой так упал и так поднялся?” Помним, однако, что каким бы благородным не был царь Давид, он не был святым в том смысле слова, который предлагает Новый Завет. Возможно, он был святым в намерениях своего сердца, но он не был приемлем для Господа и не был зачат Святым Духом, ведь “еще не было на них Духа Святого”, как читаем в Иоанна 7: 39.
Святой Дух был дан, и зачатие к новой природе началось в Пятидесятницу, и длится с тех пор. Если мы удивлены, что царь Давид попал в такое преступление, насколько больше мы будем удивлены, если кто-то из святых Бога, зачатый Святым Духом, попадет в такую ловушку противника. Духовно зачатые имеют всяческое преимущество – не только в результате большего света, который приходит к ним через лучшее знание о Божественном характере, Божественном плане и Божественных обетованиях, но и по той причине, что Господь Иисус является их Помощником, внушая, что “все содействует ко благу” (Рим. 8: 28) и что Господь не позволит попасть в большее искушение, чем они способны вынести, но в каждом искушении откроет путь для спасения (1 Кор. 10: 13).
“Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.  Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною”. Эти искренние слова убеждают нас, что царь попал в своего рода умопомрачение, которое месяцами затмевало его рассудок. Земные облака и телесные слабости поднялись, словно завеса, между его душой и Господом, пряча свет Господнего лица. Этот урок касается всех, кто находится в отношениях завета с Богом. Поэт выразил, какими должны быть чувства каждого христианина, когда он заметит наименьшую тень между собой и Господом:
“Ты солнце ясное души,
Всегда со мной в ночной тиши;
Боюсь, чтоб туча не нашла,
Тебя не скрыла б от меня”.
Важный урок в том, что мы должны подробно отчитываться перед Богом. Ни одно Божье дитя не должно начинать день без искреннего обращения к Нему о Божественном присмотре над своими делами и о помощи ходить правильным путем. Ни одно Божье дитя не должно отправляться на ночной покой без пристального пересмотра всей своей дневной поступи, чтобы увидеть, насколько она была полезной и приблизила его еще на один день к Небесному Дому. Или, если случится нечто, чего нам придется стыдиться, мы никогда не должны медлить прийти к Престолу Небесной Благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Божье дитя, представляя ежедневный отчет перед Отцом и Искупителем, будет находиться в Их любви и не будет в опасности попасть в такие большие грехи, какие упомянуты в нашей лекции. Даже царь Давид, можем быть уверены, не попал бы в такие грехи, если бы не позволил земному облаку телесных домогательств постепенно подняться между ним и Господом.
“Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся”. Хотя Святой Дух не был дан Древним Достойным в том значении, в каком он дан Церкви, тем не менее, он был проявлением Божьей милости к ним в их делах, как свидетельствует случай с царем. Мы должны помнить, что от Моисея до Иоанна Крестителя, как утверждает Писание, существовал Дом Слуг под руководством Моисея, но в Евангельском веке есть Дом Сынов, зачатых Святым Духом, под руководством главного Сына, Господа Иисуса Христа (Евр. 3: 5, 6).

R5681 (1915 г.)