“ВЕНЕЦ ЖИЗНИ” – КТО ЕГО ПОЛУЧИТ?
“Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его” (Иакова 1: 12).
Приведенные слова апостола Иакова являются частью пылкого напутствия всей Церкви Бога, разбросанной по чужим землям. “Блажен человек, который переносит [мужественно] искушение”. Те, которые не любят Господа всем сердцем, в ком собственное “я” или другой идол занимает первое место, попадут в искушение со стороны мира, плоти или дьявола, чтобы предаться какой-нибудь форме бунта против Божественного Слова или Божественного провидения. Они будут плести интриги, выдумывать теории или иметь желания вопреки Господнему Плану и пути, однако их собственные теории, планы и пути окажутся (если их проанализировать) построенными на самолюбии и амбициях или на духе злости, ненависти, зависти, спеси и тому подобное. Только те, которые с выносливостью выдержат такого рода искушения и напасти, побеждая с Божьей благодатью и подчиняя плотской ум, получат обещанный венец.
Апостол говорит здесь о конечной награде как о “венце жизни”. Венец жизни можно рассматривать с разных точек зрения. Например, жизнь можно считать благословением, которое является венцом на любом уровне существования. Приведенные к Господней милости в течение Тысячелетнего века получат, в случае верности, вечную жизнь после его завершения. Другими словами, они будут увенчаны жизнью, которая не будет иметь конца. Древние Достойные также будут иметь эту вечную жизнь, будут ею увенчаны. Жизнь – совершенная, бесконечная – является наибольшим благословением, которым Бог может одарить. Малое Стадо будет особо увенчано жизнью, потому что оно будет иметь жизнь на высшем уровне, жизнь Божественной природы – природу Иеговы. Ее венцом будет жизнь в наивысшей форме. Поэтому мы думаем, что все будут увенчаны жизнью, когда будут испытаны и окажутся верными до конца на своем пути.
ВЕНЕЦ ЛУЧШЕ ДРУГИХ
Но у нас есть причина допускать, что св. Иаков говорит здесь о Церкви, Невесте Христа, наиболее благословенной из всего человечества. Сейчас Церковь находится особенным образом на испытании. Это испытание нашей любви, выносливости, веры, терпения имеет целью показать, кто из нас будет достойным самого главного из всех благословений – Божественной природы, которую Бог обещал любящим Его – тем, кто любит Его больше чем дом, чем участок или облигации, больше чем жену, или мужа, или родителей, или детей, или даже больше, чем самого себя или что-то еще. Бог будет иметь награду также для других, но это не будет наивысший венец, какой Он предлагает исключительно Невесте Своего Сына.
Чем являются искушения, упомянутые в нашем стихе? Ответ Священного Писания заключается в том, что на тех, которые Его, должны были прийти, по словам Господа, испытания и искушения – взыскания, – чтобы развить их характер, чтобы убедиться в их непоколебимости и преданности. Без испытаний и искушений мы бы никогда не показали нашу верность Богу. В наших сердцах господствовала бы любовь к самим себе, и мы бы ее не заметили, если бы нам ее не показали. Очень легко думать о том, как мы любим Господа и как много мы хотели бы сделать для Него. Тогда приходит искушение к лени и желанию делать что-то для себя, а не для Господа. Легко думать о том, как мы любим Его волю, и петь: “Я люблю Твою волю, о Боже”. Тогда мы попадаем в суровое испытание, и нередко случается, что наша любовь к Его воле нуждается в дальнейшем развитии и большей стойкости. Наш завет с Господом заключается в том, чтобы любить Его всем нашим сердцем, умом, душой и крепостью, а также любить ближнего как самого себя. С Божественной помощью мы должны жить как можно ближе к этому критерию в духе нашего ума, доверяя тому, что заслуга драгоценной крови покрывает наши неумышленные изъяны. Да, “мы должны полагать души свои за братьев”. Однако приходит искушение любить все иное и даже самого себя больше, чем Бога и братьев. Господь позволяет для нас эти испытания, искушения и трудности. Способ, как мы их воспринимаем, по нашему мнению, имеет много общего с тем, будем ли мы достойны наивысшего венца жизни.
ВЕНЕЦ ЖИЗНИ ПОСЛЕ ИСПЫТАНИЯ
“Будучи испытан, он получит венец жизни”. Выражение “будучи испытан” не подразумевает отдельно взятого испытания, а все наши трудности, о которых сказано как об испытании, пробе преданности. Вся наша жизнь является одним испытанием, одной пробой, чтобы увидеть, насколько мы искренни, насколько по?лно мы любим Господа, и что именно мы охотны жертвовать на основе нашего завета. “Будучи испытан”, следовательно, означает конец испытания. Тогда он получит “венец жизни”. Он не получит его прежде. Но из этого также не следует, будто он получит венец в ту же минуту, когда испытание завершится, когда его жертва закончится в смерти. Иисус спал до третьего дня, прежде чем получить Свой венец. Апостолы и другие спали много веков, прежде чем получить свой венец.
Это также не значит, что в ту же минуту или в тот же день, когда христианин полностью показал свою верность Господу, он немедленно заснет или тотчас вступит в почести и получит бессмертие путем славной перемены Первого Воскресения. Господь может посчитать, что он дальше нужен Его детям, пока не закончится их жертва. Следовательно, на каждом этапе нашего испытания, нашего тестирования должна быть показана наша преданность. Поэтому, пусть приходят испытания, и пусть они приходят постоянно. Какими бы не были наши естественные недостатки, мы получим вдоволь необходимой нам благодати, и мы должны надеяться быть верными при каждых условиях и во всякое время до самого конца.
R5688 (1915 г.)