РАЗВИТИЕ НОВЫХ ТВОРЕНИЙ ВО ХРИСТЕ
“Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла” (Евреям 5: 14).
Апостол здесь, по-видимому, имеет в виду тех, которые еще являются младенцами во Христе, имея незрелые представления о Боге и Его Плане, которые отстают в духовном развитии, и противопоставляет их другим, которые более развитые и стали “совершенными” в Иисусе Христе (как об этом говорит апостол), зрелыми в христианских навыках. Им полагается “твердая пища”. Апостол упрекнул некоторых в том, что они, судя по длительности их пребывания во Христе, должны быть сильными в вере, учении, духовной жизни, и должны обрести умение учить других. Но они по-прежнему были детьми, нуждаясь в том, чтобы другие снова учили их первым принципам учения Христа, чтобы дальше питаться молоком, так как они все еще не способны усваивать “твердую пищу”. Начинающим, которые лишь недавно познали Христа, которые являются новичками касательно истин Божьего Плана, не следует впихивать твердую пищу. Их можно кормить более простыми истинами, какие они способны усвоить. Они нуждаются в “чистом словесном молоке, дабы от него возрасти”.
Некоторые из Господнего народа, находясь дольше на этом пути, в своих разговорах с недавно посвященными начинают необдуманно рассказывать им истины, объясняя о бессмертии, триединстве и так далее еще до того, как они могут это переварить. Они дают твердую пищу младенцам, чем могут отвести их от Господнего стола, вызывая в них расстройство духовного пищеварения, после чего те не смогут долгое время есть даже более простую пищу, поставляемую Господом.
Для начинающих на добром пути в Божьем Слове есть вдоволь еды в более усваиваемом виде, которая должна быть полезной для Новых Творений во Христе, только начинающих следовать узким путем. Не подумайте, что они должны долгое время жить исключительно за счет молока. Если они начинают расти и развиваться на молочной диете, им можно понемногу давать более твердую пищу, пока через некоторое время они смогут переваривать более твердые части Истины и брать из них пользу для себя. Некоторые развиваются и способны усваивать твердую пищу намного быстрее чем другие. Тот, кто не научен ложно о библейских учениях, кто не увяз годами в заблуждениях, занесенных в Церковь в Средние Века, часто более готов и способен воспринимать Истину на упомянутые темы, чем те, которые долгое время находились под ослепляющим влиянием заблуждения.
ПОТРЕБНОСТЬ В СИСТЕМАТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
У кого покорный ум, готовый учиться, искать “так говорит Господь” для всего, что он принимает, не пытаясь поддерживать ни одной собственной теории, но следует за Господом, тот, беря в руки Исследование Священного Писания и свою Библию и рассматривая План шаг за шагом систематическим, упорядоченным образом, как он изложен, доказывая любое утверждение при помощи верного Божьего Слова, без наименьших трудностей убедится в истинности этих фундаментальных учений. Таким путем он обретает всесторонний взгляд на весь План Бога и может видеть, как разные его черты совпадают и согласуются друг с другом. Это было бы невозможным, если бы он сначала услышал только о какой-то одной части Плана, оторванной от остальных. Поэтому следует поощрять тех, кто недавно заинтересовался, читать и убеждаться самим, а не пытаться объяснять им слишком много в разговоре. Много вреда нередко наносят так называемые “хорошие” друзья, которые в своем рвении хотят, чтобы начинающий понял все сразу, что невозможно. Часто их усилия приводят к путанице в уме искателя Истины.
ДУХОВНОЕ ЗРЕНИЕ ЗАВИСИТ ОТ РОСТА
Глядя на младенца, видим, как он аукает, возится, иногда плачет и даже способен узнавать некоторые предметы. Он может оценить то, что ему нравится, чего он боится и что его осчастливливает. Но он еще не видит достаточно четко и не понимает до конца. Если мы проведем рукой перед его глазами, то увидим, что они не фокусируются. Как с малыми котятами, которые не различают того, что – далеко, а что – близко, так и с начинающими, младенцами в духовных вещах. Младшие в своих попытках исследовать Божье Слово склонны быстро пробегать глазами и считать, что они уже понимают то и то. Им нельзя давать в начале важные истины, потому что они непременно споткнутся.
Но, становясь более взрослыми, они способны “правильно разбирать” (Библия короля Якова) Истину, могут различать Истину и заблуждение, могут объяснить, что именно наносит вред, а что полезно. Даже ребенок, который обжегся у плиты, будет внимательным к тому, что жжет, и научится обращаться с огнем очень осторожно, очень расчетливо. Все это верно относительно земных вещей. И как у младенца развивается умение оценивать и осознавать, так у младенцев во Христе развивается умение оценивать и способность осознавать высоту, глубину, длину и ширину Божьей Мудрости и Любви, а также полноту и величие Его великого Плана с его разными чертами.
НУЖНАЯ ПИЩА ВСЕГДА В “СВОЕ ВРЕМЯ”
Чтобы обрести умение оценивать, надо не только читать Истину, но и думать о ней, делать ее своей, искренне пытаться подчинить ей свою жизнь. Конечно, лучше прочитать столько-то страниц или глав Библии, чем читать что-то ненужное. Но просто читать Библию без понимания прочитанного дает мало. Библию надо изучать; и Господь никогда не оставлял Свой народ без избранных Им учителей, которые были способны вести дорогие овцы стада Великого Пастыря на зеленые пастбища, где они могли найти всякую пищу, необходимую в свое время.
После того, как постепенное развертывание Истины в ее временах и сроках увеличило потребность в количестве и многообразии пищи, в которой Божье стадо нуждается для правильного питания, Господь начал поставлять ее через разные орудия, которые Он поднял для этого в свое время.
Настоящие святые Бога никогда не оставались без необходимого снабжения в каждом веке. В наши дни открыто больше Истины, чем в любом предыдущем периоде истории Церкви. Сегодня существует потребность в большей и более богатой пище, чтобы укрепить Церковь перед лицом особенных условий и испытаний в этом дне. Значит Господь больше ее поставляет. Но, как мы уже говорили и как показывает в нашем стихе апостол, есть разные степени развития в Церкви Христа, и некоторые были приняты из мира в эти последние дни, чтобы занять места тех, кто по причине неверности потерял свой венец.
Значит, нужна мудрость свыше, чтобы должным образом накормить этих слабых.
ПЕРВЫЙ УРОК В ШКОЛЕ
В школе уроки построены в зависимости от умения и восприятия учеников. Когда проводятся первые уроки языка, учитель начинает с коротких и простых слов, а не из длинных. Такие слова как “ма-ма”, “ле-то” и другие дают первыми. Мудрый учитель, который знает свою работу, не будет пробовать начинать учить детей с таких слов как “перевоспитание” или “гиппопотам”. Детям сначала дают более простые слова, которые легко усваиваются. Также в начале используют наглядные пособия, рисунки и т.п., чтобы задействовать зрение и помочь детскому уму.
То же самое в религиозных делах. Тот, кто хотел бы правильно учить других, должен научиться учить. Господь разместил разные члены в Теле Христа “каждый в [составе] тела, как Ему было угодно”. Одним Он дал апостолов и тех, которые делали чудеса; другим Он дал евангелистов, учителей и пасторов. В ранней Церкви – в ее младенческом состоянии – нужны были чудеса, то есть наглядные уроки и доказательства для глаз и ушей – внешних физических органов восприятия – и они были даны. Когда началось становление Церкви, эти внешние проявления, которые имели связь с Истиной, миновали.
Апостол Павел говорит: “Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое” (1 Кор. 13: 11). Так и с каждым настоящим последователем Христа. Когда он растет и развивается шаг за шагом, когда его чувства привыкают распознавать добро и зло – то, что правдиво, правильно, полезно, что важно для этого славного Высокого Призыва Церкви, что содержится в полном посвящении Христу, – он все больше будет оставлять свои детские представления, свои незрелые убеждения и становится более наученным и утвержденным в Божьих вещах, глубоких вещах. Начинающий, еще не научившись исследовать Божье Слово, может взять его и почерпнуть из него то, что в действительности будет ему во вред. Надо научиться воспринимать Библейские истины в совокупности – смотреть, что они значат, как их применять, кого они касаются и так далее, – иначе они принесут смятение и противоречия. Мы можем сыграть красивую мелодию на инструменте только тогда, когда научимся пользоваться клавишами и строить ими разные аккорды, иначе не получится ничего, кроме беспорядочных звуков.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТЕХ, КОТОРЫЕ ДАВНО НА ЭТОМ ПУТИ
В Библии изложены определенные принципы. Нам нужно понять эти принципы и применить их в ежедневной жизни. Существует принцип Справедливости – фундаментальный принцип. Этот принцип необходимо видеть и применять еще до того, как мы будем в состоянии строить на нем принципы Любви, Милосердия, Доброжелательности и тому подобное, которые должны быть внедрены в нашей жизни, в нашем характере как Божьих детей. Мы должны научиться, что означает справедливость, что означает настоящая любовь. Критерии мира в этом очень искажены, и нам нужно правильно научиться из единственного авторитетного источника – Слова Бога. Мы должны научиться применять эти принципы.
Те, которые уже некоторое время пьют из Источника Истины и кормятся с Господнего стола, где есть чистая, неподдельная, питательная еда, должны крепко утвердиться в первых принципах учения Христа. Они уже должны возвести бо?льшую часть надстройки из “золота, серебра, драгоценных камней”, а доброе дело строительства характера должно продвигаться вперед изо дня в день. Мы должны крепко укорениться и утвердиться в Христа, чтобы ничто не сдвинуло нас с места. Мы должны научиться четко различать истину и заблуждение в каждом важном вопросе. Мы должны быть такими преданными Господу и Его Слову, чтобы радоваться славным привилегиям проповедовать его при каждой подходящей возможности. Мы должны знать, во что мы верим и почему мы в это верим, должны быть храбрыми и бескомпромиссными в представлении Истины, которая так благословила наше собственное сердце и нашу жизнь.
R5688 (1915 г.)