ПРИВЕТЛИВОСТЬ – ПРИМЕТА ХРИСТА

“Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников” (2 Тимофею 2: 24, 25).
Слова нашего стиха были адресованы апостолом Павлом Тимофею, старейшине Церкви. Господний народ – все принадлежащие к Телу Христа, – является сынами Бога. Однако все они – слуги, рабы Иисуса Христа. Каждый настоящий сын будет охотно служить интересам своего отца, если это справедливый, любящий отец. И каждый верный слуга будет охотно служить интересам своего господина или нанимателя, особенно если это благородный, достойный доверия наниматель или господин. Наш Господь Иисус, который был особенным Сыном Небесного Отца, стал слугой всех, чтобы служить интересам Отца, исполнять Его волю.
Наш стих применим к любому слуге Бога, любому члену Церкви Христа, несмотря на то, занимает ли он какую-нибудь должность между братьями или нет. Это – предписание, которое касается всей Церкви. Каждое духовно зачатое Божье дитя должно учиться в зависимости от возможности и умения, учитывая приведенные в Священном Писании ограничения относительно пола и тому подобное. “Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы” (Ис. 61: 1). Эти слова пророка касаются каждого члена Христа, Главы и Тела.

ПРАВИЛЬНЫЙ СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИСТИНЫ

Но Послание Благой Вести, которое Господь дал нам возвещать, не следует навязывать силой. Чтобы стать хорошим слугой Господа, соответствовать Его постановлениям, мы не должны устраивать состязания, не должны препираться или ссориться. Учить надо со смирением, а не с чувством превосходства или желания показать сколько мы знаем. Наше Послание обращено к тем, кто имеет “уши, чтобы слушать”. Мы не должны быть надоедливыми, не должны навязчиво заставлять людей слушать. Даже если мы готовы пожертвовать собственными интересами ради провозглашения того, во что мы верим, мы не должны при этом учинять раздор, злиться или препираться. Нельзя говорить о тех, которые, представляя Истину, любят спорить, что они не являются членами Христа; просто они, по-видимому, еще не научились вести себя лучше. Они еще не развили в себе достаточно приметы любви; в этом отношении им недостает небесной мудрости. Однажды два ученика нашего Господа вернулись из селения Самарянского, жители которого не хотели продать им еду. Разгневанные, они спросили Иисуса, не должны ли они сказать, чтобы огонь сошел с неба и уничтожил их? В ответ наш Господь сказал: “Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать” (Лук. 9: 55, 56). Сегодня некоторые готовы спорить по всякому поводу. Хотя такое поведение не доказывает, что они не Господние дети, однако демонстрирует, что они не находятся в правильном состоянии и нуждаются в улучшении.
Священное Писание прививает вещи, которые нравятся Богу. Господние последователи должны быть приветливыми ко всем людям – не только к братьям во Христе, но и к прочим. Они не должны порождать спора, не должны прибегать к ожесточенным перепалкам, а быть долготерпеливыми, тактичными к мнениям и убеждениям других. Может случиться, что христианин окажется в положении, где ему придется защищаться, но одно дело – защищаться разумно, и совсем другое – спорить и быть агрессивным.
Пытаясь донести Истину до других, мы должны помнить, что свою веру надо представлять не всем. “Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями”. Они не оценят вашего жемчуга, а, наоборот, захотят причинить вам вред за то, что вы не обращаете на них внимания. Но даже если мы не спорим, мы должны быть внимательными, чтобы держать перед собой Слово Жизни. Если Истину атакуют, и искренние души находятся в опасности преткнуться, мы должны, как советует апостол, “подвизаться за веру, однажды преданную святым” (Иуды 3). Это не значит, что мы должны ссориться или устраивать полемику в привычном смысле слова. Надо быть всегда готовым говорить Истину при каждой благоприятной возможности с умеренностью, кротостью и смирением, и одновременно с искренностью и усердием, потому что это наша обязанность. Если те, кому мы говорим Послание Истины, пребывают в правильном состоянии, они ее пожелают. Поэтому мы должны быть готовыми положить нашу жизнь на защиту Истины и ее интересов.
Чем больше у нас выдержки, спокойствия и самообладания, когда нам возражают, тем лучше мы сможем защитить и изложить Послание, предлагаемое нами. Чем больше разница между нашим духом и духом нашего оппонента, тем крепче будет наш аргумент в пользу Истины в уме тех, кому придется слушать, и более вероятно, что мы разоружим предубеждение в уме того, кто нам противостоит, если у него искреннее и честное сердце. Кто теряет самообладание и становится драчливым и несговорчивым, тот разрушает свое дело. Никогда не следует терять головы, потому что тогда мы, наверное, скажем что-то, чего лучше было не говорить, а наш тон и манера будут свидетельствовать, что мы не руководствуемся Духом Учителя. Такая ошибка может наделать больше вреда, чем принести добра. Мы всегда должны представлять Послание радушно, доброжелательно, убедительно. Возможно, что даже придется быть настойчивым в своих аргументах, но дух самого представления Истины должен быть приветливым как в частном разговоре, так и публично.

КВАЛИФИКАЦИЯ НАСТОЯЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Апостол говорит, что слуга Господа должен быть “учительным” (1 Тим. 3: 2; 2 Тим. 2: 24). Здесь св. Павел особенно обращается к старейшинам Экклесии. Быть способным учить – значит имеет учительские способности. Не все имеют такие способности, то есть дар делать что-то понятным для других. С некоторыми происходит так, что чем больше говорят, тем тяжелее их понять. Если кто-то заметит в себе такое, то лучше взять написанное на бумаге и затем попробовать научиться, как лучше представить Послание, чтобы оно усвоилось в уме других, делая его выразительным, понятным и логическим. Представляя Послание другим, обязательно иметь терпение. Надо научиться снова и снова возвращаться к основному пункту, относясь с пониманием к тому, кому мы объясняем, и помня, на какие трудности мы сами наталкивались, когда пытались выбраться из тьмы на свет.
Излагаете ли вы Истину в частном разговоре или публично, никогда не будьте самонадеянными, никогда не проявляйте пренебрежительность. Никогда не позволяйте себе попадать в раздражение, говоря: “Я об этом знаю столько, сколько ты не узнаешь за год”. Даже не позвольте, чтобы такая мысль нашла отображение на вашем лице, в интонации, в поведении. Видите ли, вы можете выразить себя четырьмя разными способами, но даже одного из них достаточно, чтобы возвести барьер между вами и теми, кого вы пробуете заинтересовать. Надо быть мягким, скромного сердца, смиренным.
Если кто-то приводит вам аргумент или стих из Священного Писания, который, на его взгляд, противоречит вашей позиции, скажите ему: “Ладно, брат, давай посмотрим, совпадает ли это с учением Библии. Мы должны принимать как Истину только то, что согласуется со всеми утверждениями Божьего Слова. Давай убедимся”. Имейте мягкую, уступчивую манеру, которая свидетельствует о том, что вы готовы учиться от другого, если он может вас чему-то научить из верного Господнего Слова. Вот так ваш оппонент будет иметь большее желание слушать то, что вы будете ему говорить – если он, конечно, настроен думать.
Несомненно, Господний народ все больше усваивает урок, который прививает наш стих: “Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем”. Этот урок должны заучить все – старейшины, диаконы и каждый член Тела Христа. Он нужен для построения нашего собственного характера и для того, чтобы мы могли более эффективно служить Учителю. Когда мы впервые отправились в бой, взяв Меч Духа, мы, наверное, добились определенных успехов, однако, возможно, наделали больше плохого, чем хорошего. Мы чувствовали, что у нас есть нечто, перед чем никто не может устоять. Но постепенно мы научились быть более приветливыми, более мудрыми, более терпеливыми, более любящими. Это делает нас более квалифицированными для наставления других. Мы увидели, как мы можем навредить Господнему Делу неправильным представлением Истины, и как мы можем более успешно выполнять Господний труд правильным изложением, находя путь к изголодавшимся сердцам и все более нравясь нашему великому Царю, Которого мы все любим и Которому стремимся служить.

R5698 (1915 г.)