РАЗНЫЕ АСПЕКТЫ СЛОВА ИСКУШЕНИЕ

“В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью” (Иакова 1: 13, 14).
Многие люди – особенно в восточных странах – имеют в себе фаталистическую склонность. Мусульмане, например, склонны говорить о любой постигшей их беде: “Это от Бога”. Они просто покоряются ей и не делают никаких дальнейших усилий. Эти люди склонны иметь похожее расположение и ко греху, говоря: “Это – Божья воля, чтобы я поступал плохо, поэтому я не заслуживаю наказания. Если Его воля, чтобы я грешил, я буду грешить. Если Его воля, чтобы я проявлял признаки греха, я буду проявлять признаки греха”. Это – серьезная ошибка. Бог никого не искушает ко греху.
Конечно, было бы правильно узнавать Божью руку в Его поведении с нами и оставаться очень покорными. Однако апостол подчеркивает, что искушения не исходят от Бога, а от нас самих. Многие христиане склонны занимать противоположную точку зрения, нежели жители Востока, и говорить: “Нет никаких искушений от Бога; следовательно, все наши искушения от противника”.
Однако апостол Иаков подчеркивает, что наши искушения являются следствием наших собственных естественных желаний и слабостей, побуждаемых извне – часто нашими друзьями и близкими. Всё вокруг нас – примеры и понуждения к злу в разных формах – обольщения. Их можно было бы приписать прежде всего сатане, так как весь грех вошел в мир через него. Сатана имел дело с прельщением наших прародителей, а, значит, с внедрением греха. Поэтому сатана и сонмы его демонов сегодня действуют, по возможности, сообща с нашими слабостями. Однако это не освобождает нас от личной ответственности, потому что никто из них не имеет силы принуждать нашу волю. Наша ответственность может отличаться в зависимости от естественной силы или слабости нашего характера. Поэтому “не судите никак прежде времени”. Это вопрос, который один Бог может полностью рассудить – определить кто и сколько в силах преодолеть.
Итак, Божий народ должен осознавать, что ни одно искушение не исходит от Бога. Поэтому, противясь искушению, этот народ находится на стороне Бога. Следует побеждать искушение, опираться искушению – то ли внутреннему, то или от сатаны, то ли от слабостей других, которые могут вовлечь нас в грех и в то, что противоречит Божьей воле.
Апостол говорит, что Бог никого не искушает. Если бы мы думали о Боге, что Он искушает нас ко греху, это была бы ужасная мысль, потому что, зная Его силу, никто не смог бы воспротивиться ниспосланному на нас, и мы непременно были бы побеждены. Но если мы знаем, что наши искушения не от Бога, мы знаем также, что Он будет помогать нам и не позволит быть искушаемыми сверх того, что мы способны вынести, и в каждом искушении предоставит выход. По Его обещанию Он будет защищать нас, если мы будем нуждаться в защите и помощи. Держась этой мысли, мы можем быть сильными.

КАК БОГ ИСКУШАЛ АВРААМА

Когда мы обращаемся назад к Ветхому Завету, мы читаем, что “Бог искушал Авраама”, говоря: “Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь.. и принеси его во всесожжение”. Возникает вопрос: Как мы должны согласовать это выражение “Бог искушал Авраама” с высказыванием апостола, что Бог “не искушает никого”? Отвечаем, что слово искушение из нашего стиха св. Иаков ограничивает к искушениям ко злу. Бог искушает нас к добру. Он ставит перед нами “великие и драгоценные обетования” – замечательные обетования, которые Он сделал для нас. Можем сказать, что они действуют как магнит, притягивая нас. В этом смысле слова мы искушаемы Богом. Но Бог не искушает нас делать зло, совершать грех. Бог искушал Авраама, испытывал его, но не с целью навредить, а сделать ему добро. А поскольку Авраам выдержал испытание, Бог мог предоставить ему еще больше благословений. И Он сделал это! Он дал ему большие благословения еще в этой жизни, а также обещание значительно больших благословений в грядущей жизни, в воскресении.
Для Авраама испытанием было принесение в жертву своего сына Исаака, в котором были сосредоточены все обетования. Своим быстрым повиновением Авраам дал доказательство преданности. Он считал, что Бог способен даже поднять его сына из мертвых, лишь бы обетования могли исполниться (Евр. 11: 18, 19). Когда его преданность была испытана до конца, когда он поднял нож, чтобы убить сына, Господь через ангела остановил руку и затем снабдил его овном для жертвы.

ПОЧЕМУ БОГ НЕ МОЖЕТ ИСКУШАТЬСЯ ЗЛОМ?

Дальнейшее высказывание нашего стиха говорит, что Бог не может искушаться злом. Мы спрашиваем, как это так? Мы помним, что наш Господь Иисус был “святым, непричастным злу, непорочным, отделенным от грешников”, но “подобно [нам – Его ученикам], [Он был] искушен во всем, кроме греха” (Евр. 7: 26; 4: 15). Если Иисус был святым и полностью в согласии с Отцом, и Отец не может искушаться, то как мог искушаться Иисус? Отвечаем, что наш Господь был совершенен плотью, совершенен как человеческое существо. Но человеческая природа имеет свои ограничения в знании и выносливости. Человеческий мозг и человеческое тело не приспособлены, чтобы знать все или выдержать все. Это одна из причин, почему Бог не говорит нам всего. Мы должны ходить верой. Человек, который зачат от Святого Духа и способен понимать многие глубокие вещи Бога, не может оценить всего, что касается вечности, потому что это находится за пределами его восприятия.
Например, мы могли бы взять собаку, очень умную собаку, способную в большой мере исполнять наши указания. Однако, если бы мы попытались говорить ей о тригонометрии или о высшей математике в какой-нибудь форме, или об астрономии, то собака была бы сбита с толку и ничего бы с этого не поняла. Так и между человечеством и Богом существует огромная бездна. Для человечества невозможно воспринять все части, все детали Божественного Плана. Апостол говорит нам, что, даже зачатые от Святого Духа, мы видим вещи “как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно”, а не лицом к лицу. Но когда мы будем усовершенствованы на божественном уровне, мы увидим полностью, в совершенстве, и будем видеть все с Божьей точки зрения.

ИСКУШЕНИЕ НАШЕГО ГОСПОДА

Так и наш Господь Иисус, от природы совершенный как человек, при крещении был зачат от Святого Духа и стал Новым Творением. Однако это Новое Творение обитало в человеческом теле и действовало через него. Так долго, как Иисус находился во плоти, Он был подвержен ограничениям. Он также был окружен несовершенными существами, их желаниями, их взглядами, их пороками. Чтобы пожертвовать земные интересы, Ему требовалось много веры. Вот почему Он имел суровые испытания повиновения Богу, веры у Бога. Он не был искушаем по причине греха или слабости, потому что Он не имел ни греха, ни слабостей. Он не был искушаем в тех же отношениях, что и обычный человек, потому что Он не был обычным человеком – Он был духовно зачатым. Он был искушаем относительно Своего повиновения Богу, относительно доверия к провиденциальному попечительству со стороны Отца. Мы искушаемся подобным образом, и это служит нашему развитию, чтобы мы верно возлагали нашу жизнь, могли радостно отказываться от видимого, чтобы обрести невидимое.
Относительно силы и знания, наш Господь как человек явно отличался от Отца. Отец всегда мог сразу знать, что хорошо, а что плохо, Он не имеет слабостей ни в каком смысле слова – чтобы искушаться чем-то. Он сильный, чтобы воплощать Свою волю, никогда не склонен к греху, но имеет к нему отвращение. Безграничная мощь находится в Боге. Поскольку наш Господь Иисус так же был настроен по отношению к греху, мы читаем о Нем: “Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих” (Пс. 44: 8; Евр. 1: 9). Все братья Господа Иисуса везде должны занимать такое же положение относительно греха – прежде всего относительно греха в нас самих и склонности ко греху в нас. В Господних учениках идет постоянная битва, когда они стараются следовать Его примеру.
Итак, Бог не искушает никого, и никем не искушается к греху. Он не может искушаться злом. Зло не может иметь на Него никакого влияния. Наш Господь Иисус находится теперь в состоянии, в котором Он не может искушаться. Он имеет божественную природу и совершенен в силе. Поэтому, когда мы достигнем того же состояния через “изменение” в воскресении, мы также не будем подвержены злу или искушению. Мы будем иметь совершенную силу и будем в полном согласии с тем, что правильно, что от Бога.

R5701 (1915 г.)