СОЛОМОН, ЦАРЬ ИЗРАИЛЯ
3 ЦАРСТВ 1: 1 – 2: 12

ЦАРЬ ДАВИД СОСТАРИЛСЯ – НАЗРЕВАНИЕ НОВОГО БУНТА – СОЛОМОН ПРИЗВАН НА ПРЕСТОЛ ИЗРАИЛЯ – ЕГО ПОМАЗАНИЕ НА ЗНАК ГОСПОДНЕГО ВЫБОРА – ОДОБРЕНИЕ СО СТОРОНЫ НАРОДА – ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ИМЕНИ – ЕГО ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРИГОТОВЛЕНИЯ К ПОЧЕСТЯМ

“Знай Бога отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души” (1 Паралипоменон 28: 9).
Царю Давиду исполнилось семьдесят лет. Авессалом, его старший сын, погиб во время бунта незадолго до событий, о которых повествует наша лекция. Следующим старшим сыном Давида был Адония, и смерть Авессалома сделала его прямым наследником престола. На то время он имел лет тридцать-сорок. Иоав, длительное время начальник войска Давида, по-видимому, тоже был в годах и собирался идти на отдых – но не по причине возраста, а потому, что глубоко ранил чувства царя Давида, пренебрегши его приказом не лишать Авессалома жизни.
Адония считал, что наступило время провозгласить себя царем, особенно теперь, когда ему удалось обрести благосклонность Иоава, многолетнего начальника войска, а также благосклонность одного из известных священников. Он приготовил пир, на который, очевидно, были приглашены все сыновья царя Давида, кроме Соломона, который, как было хорошо известно, был кем-то вроде любимца своего отца. Пир проходил неподалеку от Єрусалима, и все было приготовлено, чтобы во время пира попривествовать Адонию как царя. Другие из его окружения готовились поддержать эти настроения, и все событие должно было выглядеть как всенародное празднество, а не бунт. Все шло как запланировано. Однако по Божьему провидению слух об этом дошел до царя Давида, который немедленно распорядился, чтобы новый начальник Ванея, пророк Нафан и священник Садок посадили Соломона на белого мула царя в знак того, что царь признает его своим преемником. Затем его помазали во имя Господа, после чего войско отдало ему честь, а народ всего Иерусалима начал восклицать от радости: “Да живет царь Соломон!” Дальше, по приказу царя Давида, царя Соломона возвели на престол и короновали при всем народе.
Адония, чей план, казалось, осуществился, был потрясен. То же чувствовали все, кто был с ним, когда до них донесся шум волнующегося народа, звук трубы и т.д., и они узнали, что это короновали Соломона и посадили его на престоле. Адония, опасаясь за свою жизнь, бежал, а его сторонники рассеялись. Позже, однако, Соломон послал слово своему брату Адонии, обещая мир.
Вот так красиво закончилась общественная карьера царя Давида – не упадком, а в зените – в зрелости его преклонных лет, и в том, что на смену ему на престоле сел преемник в лице его избранного сына. К Давиду стоит применить слова поэта: “Он отошел как утренняя заря, которая не гаснет на темном небосклоне и не исчезает среди облаков. Он просто растворился в свете небес”.

СОЛОМОН, СЫН ПОКОЯ

Принято считать, что Соломоново имя означает мудрость; однако первоначально оно означало Мирный. Конечно же, это было пророчество о его удивительной жизни, в которой не было войн. Соломон был сыном Вирсавии после того, как она стала законной женой Давида. Каким-то необъяснимым способом Господь открыл Давиду, что Соломон должен быть его преемником, и Давид пообещал это Вирсавии. Соломон родился в то время, когда Давид почти перестал воевать. После своего двойного греха и раскаяния в нем, царь Давид, понеся наказание, сделался умеренным. Его верность Богу в таком важном деле, его искренняя молитва о прощении и осознании мира от Бога сделали царя Давида совершенно другим человеком. Хотя он и раньше был верен Богу, но теперь стал, по-видимому, еще более преданным. Мир, к которому он так стремился и который был признаком Божественного прощения, наверное имел нечто общее с мягким и вдумчивым характером царя Соломона, а также с его именем. Может быть, оно было дано как знак, что его рождение свидетельствовало о мире между Богом и его родителями. Во всяком случае,  характер Соломона был другим, чем любого из тех его братьев, истории которых записаны. Больше чем другие, он перенял от своего отца Давида набожный нрав, за что был высоко привилегирован и, судя по всему, больше одарен. Не пора ли нам присмотреться, в какой мере другие, а также мы сами имеем препятствия или благословения от унаследованого нрава и черт характера?
Ещо одно, кажется, поблагоприятствовало Соломону: его мать не была из языческой семьи, а была израильтянкой, и потому больше, чем другие жены Давида, пребывала в согласии с Божественными постановлениями, Законом, почитанием Бога и т.д. Запись, по-видимому, свидетельствует о том, что царь Давид, размышляя о преемнике своего престола и осознав на то время, что он не до конца исполнил свои обязанности перед другими детьми, позволяя им расти в неблагоприятных условиях царского двора, подумал об окружении Соломона еще тогда, когда тот был молод, оставив его преимущественно под присмотром матери, а также передав под опеку пророк Нафана для учебы. Такое хорошее начало в жизни, несомненно, имело много общего с карьерой Соломона.

R5701 (1915 г.)