ИСТОЧНИК НАСТОЯЩЕГО ВОЗВЫШЕНИЯ

“Ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение, но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит” (Псалом 74: 7, 8).
Если каждую ночь наблюдать за звездами, можно заметить, что каждая из них движется по-своему, но они, судя по всему, вращаются вокруг определенного пункта, именуемого нами Полярной Звездой. Эта постоянная звезда выглядит неподвижной и является пунктом, по которому человек может сверять свой путь. Как всем известно, магнитная стрелка морского компаса всегда указывает на север. На основе более глубоких астрономических знаний наших дней принято считать, что хотя планеты нашей солнечной системы вращаются вокруг нашего Солнца, существует огромное количество других солнц, каждое из которых имеет кортеж своих планет, которые вместе со своими спутниками вращаются вокруг него как центра. Более того, наука утверждает, что существует намного более могущественный Центр, вокруг которого эти бесчисленные миллионы солнц вращаются в сопровождении своих планет и спутников. Этот большой Центр, кажется, связан с Плеядами и особенно с Альционой, центральной звездой упомянутого созвездия. Вот почему выдвинуто предположение, что Плеяды могут представлять местонахождение Иеговы, откуда Он руководит Вселенной. Эта мысль придает нового смысла вопросу, который Всевышний поставил патриарху Иову: “Властен ли ты связать узел Плеяд, и развязать узы Ориона? Ты можешь созвездия вывести в срок?” (Иов. 38: 31, 32, IBS).
Кажется, что на севере меньше звезд, чем в любой другой части неба. Таким образом, север, по-видимому, получил очень важное положение, и другие стороны компаса, так сказать, отдают ему честь. Этот факт заметили древние, как высказал пророк Иов: “Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем” (Иов. 26: 7). Везде в Священном Писании север тесно ассоциируется с господством Иеговы над землей.

УРОКИ ПОСЛЕДСТВИЙ ГРЕХА

Шесть тысяч лет планета Земля была мятежной провинцией во Вселенной Бога, и Бог позволял человечеству претворять в жизнь собственные замыслы, чтобы показать, чего люди могут достичь. Он не только дал Своему избранному народу Израилю некоторые обещания и благословения, но со временем сделал возможным также другим народам мира получить большую власть и стать действительно всемирными империями, которые олицетворяли языческую мудрость, чтобы показать, что может дать людям невозрожденное сердце на пути порядка, законности, благосостояния, благословения, мира. Период, в течение которого Он давал такую возможность народам, по-библейски назван “Временами Язычников”, и является периодом в 2520 лет, начавшимся от Навуходоносора, царя Вавилонского, когда Господь позволил Своему образному царству Израилю быть свергнутым и оставаться таким до Дня Мессии (Лук. 21: 24; Иез. 21: 25-27).
В течение этого промежутка времени мир имел четыре больших универсальных империи. Эти всемирные правления пытались принести человечеству разные благословения, но все они оказались слабыми относительно справедливости и сильными относительно зла и порочности. По-видимому, в этом состоит большой урок, задуманный Богом, который предстоит усвоить человечеству: что в таком падшем состоянии человеческое правление не может быть успешным; что только совершенство существования и совершенное соответствие Божественному Закону могут принести настоящее счастье; что человечество в нынешнем грешном и умирающем состоянии может ожидать только полная неудача и катастрофа. Вот так посредством практического опыта человечество придет к пониманию собственной беспомощности и потребности в Боге.
Пока Бог позволял человеку убедиться в собственной слабости, Он готовил благословение для всего мира, как предвестил в Своем Слове. Время, когда Он возьмет в Свои руки человеческие дела через Царство Мессии, будет временем, когда наступит настоящее и длительное возвышение. Пришедшие в то время к согласию с Богом получат настоящее возвышение – получат все то хорошее, что в начале предвиделось для человечества в Божьем Плане, но было потеряно через непослушание нашего первого отца и нашей первой матери, Адама и Евы. “Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит”. Господь пресечет попытку большого узурпатора сатаны руководить миром. Сатана (первоначально Люцифер) возымел амбицию возвыситься, чтобы “сесть.. на краю севера” и “быть подобным Всевышнему” (Ис. 14: 12-17). Но вскоре он будет связан на тысячу лет и в конечном итоге уничтожен.
Что касается земных царств, можем сказать, что Бог имеет общий присмотр над ними, чтобы они не помешали Его замыслам. Он иногда унижает одного и возвышает к власти другого. Однако мы не можем сказать, что это унижение или возвышение, по существу, является Божественным судом за грех, потому что некоторые униженные не заслуживали этого, а некоторые поднятые к власти не были самыми лучшими, а преимущественно очень плохими. Бог просто руководил так, чтобы все действовало совместно для конечного выполнения великого Плана, установленного Им, и чтобы люди усвоили нужные лекции чрезвычайной греховности греха.

“ГОРА СИОН НА ОКРАИНАХ СЕВЕРА” (IBS)

Особенные отношения Бога с миром принадлежат к будущему: в течение первой тысячи лет они будут через Царство нашего Господа Иисуса Христа. Все от Отца и через Сына. В этом славном деле суда мира Христос будет Судьей, а Церковь, Его Тело, будет судьями с Ним. Они будут выносить праведный суд в каждом случае: возвысят тех, кто придет к полному согласию с Богом, и низложат и окончательно истребят всех других.
Тем временем Бог находится в особых отношениях со Своим народом – с теми, кто уже оставил мир, посвятил Ему свою жизнь, был принят через Господа Иисуса Христа и признан членом Тела Христа. Они находятся на пути к возвышению, к возвышенному положению, которое превосходит положение всех других. Амбицией сатаны было тщеславие; амбицией Христа, напротив, было желание угодить Отцу и делать добро. Класс, призванный быть участниками с Христом в Царстве, имеет цель и дух, какие имел его Господь и Глава. Они стремятся исполнять только волю Небесного Отца. Их побуждает не желание проталкивать собственные эгоистичные интересы и угождать плотским страстям, а желание возлагать свою жизнь с целью осуществления большого Божьего Замысла и Плана.
Именно этот класс будет находится намного выше всех других классов, всех других положений на земле или на небе. Вместе со своим Господом они должны принять славу, честь и бессмертие. Они будут подняты превыше ангелов и получат Божественную природу, как их Учитель и Предшественник (Рим. 2: 7; 1 Кор. 15: 53, 54; 1 Иоан. 3: 2, 3; 1 Кор. 1: 26, 27; 2 Фес. 2: 14; 2 Пет. 1: 4). Они будут иметь удел в Первом Воскресении, Христовом воскресении (Отк. 20: 5, 6; Фил. 3: 10). Их смертные тела, которые сегодня являются лишь орудиями Нового Творения, будут преданы навеки смерти: “сеется в немощи, восстает в силе”, “сеется в уничижении, восстает в славе”, “сеется тело душевное, восстает тело духовное”.
Внимательное изучение приведенных цитат Священного Писания окажется весьма полезным для тех, кто только новичок в изучении Высокого Призыва Церкви Христа. Эту тему христиане в целом понимают недостаточно. Речь идет о большом возвышении, которое Бог намеревается дать Своим настоящим святым Евангельского века, и это возвышение можно получить только от самого Бога и только на Его условиях. Это и есть славное наследство Сиона. Когда он будет возвеличен и прославлен с Господом, о нем скажут: “Высока она и прекрасна – радость всей земли, гора Сион на окраинах севера, это город великого Царя!” (Пс. 48: 3, IBS). Вот так господствующее положение, которое Люцифер в своей надменности и высокомерии пытался захватить, чтобы “сесть.. на краю севера”, будет дано в качестве награды Христу – Главе и Телу.

УНИЖЕНИЕ И ВОЗВЫШЕНИЕ В ЦЕРКВИ

Народ Бога, призванный к столь высокому положению, должен идти к этому видному положению через верность, повиновение, любовь и усердие в служении Господу. В нынешней жизни обязательным приготовлением к такому возвеличиванию являются трудности, данные с целью развития и испытания. Все зачатые Святым Духом как Новые Творения сегодня названы Церковью Христа, хотя избранная Церковь, собственно говоря, будет организована и укомплектована лишь в Первом Воскресении. До тех пор личный состав Церкви в славе не будет обнародован. Но Бог сегодня имеет дело со всеми, кто вступил в Завет при Жертве (Пс. 49: 5). Когда они встречаются, даже если их двое или трое, Господь присутствует среди них, и каждый имеет Господнее благословение в меру наличия Его Духа. Сейчас Бог через Своего Сына судит в Церкви. Он не судит мир.
Принцип, выраженный в нашем стихе, действует в Церкви – возвышение одного и унижение другого. Мы искренне верим, что Господь принимает активное участие в делах Церкви. Св. Павел говорит, что “Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно” (1 Кор. 12: 18). Это явно свидетельствует о Божественном присмотре за Церковью.
Мы считаем, что многие проблемы вызваны неспособностью тех или иных из Господнего народа смотреть на вещи именно с такой точки зрения. Они весьма склонны забывать, что Господь осуществляет присмотр и наблюдение за Своим Делом. Вот почему кое-кто сильно огорчается, когда его не избрали диаконом или старейшиной в Церкви. Вместо того, чтобы посмотреть на вещи именно под таким углом зрения – что сам Господь присматривает за делами Церкви, – они, как правило, склонны думать, что тот или иной брат выступает против них и т.п.
Мы убеждены, что это неправильный взгляд. По-видимому, Господь позволил это, чтобы испытать их повиновение. Апостол Иаков подразумевает нечто в этом роде: “Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый – унижением своим”. Мы должны смотреть дальше сиюминутных обстоятельств; мы должны помнить и считаться с тем, что всякое выдвижение, всякое возвышение и контроль в Церкви находится в руках Господа. Господь не только способен дать урок брату, который, возможно, был верным старейшиной или верным диаконом, но может преподнести хороший урок собранию. Возможно, собрание не оценило то усердие, энергию и способности, которые имел брат. Если так, их отказ переизбрать его на такое положение со временем станет для них уроком. То же самое в случае брата, который имеет энергию, усердие и возможности, дополненные духовностью, которого собрание никогда не избирало старейшиной.
Во всяком случае, каждому из Господних детей следует проявлять веру и помнить, что настоящее видное положение, настоящее возвышение приходит от Господа. Как показывает апостол Павел, “если кто епископства желает [действительно хочет служить], доброго дела желает”. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы оценивать такое положение в Экклесии; и мы должны оценивать его, когда нас избрали старшинами, потому что мы будем иметь особенные возможности служить братьям и возлагать нашу жизнь за них. Но в этом деле не надо искать своего.
Если братья, которые служили старейшинами или диаконами, не переизбраны, но хорошо развиты и не проявляют чувства обиды, говоря: “Я рад служить как в этом, так и в другом месте”, – и охотно начинают служить тем, что им открывается, это, безусловно, станет благословением для их сердца, а также благословением для собрания, которое заметит их Христоподобный дух. Такие братья должны сказать себе: “Я буду делать все, что могу, чтобы способствовать Господнему Делу. Собрание своим голосованием не наделило меня правом инициативы и дачи указаний, но я буду делать все, что могу, чтобы помочь Господнему делу другими путями”. Этим они показывают надлежащий дух повиновения и подчинения Господнему провидению, явленному в решении собрания.

“ОН ЗОВЕТ СВОИХ ОВЕЦ ПО ИМЕНИ”

Верим, что принцип, упомянутый в нашем стихе, весь Господний народ должен учитывать в ежедневной жизни. Кто-то может не видеть той особой заинтересованности, какую Господь имеет к всякому, кто Его, но каждое Божье дитя является Господним в том особом значении, что оно вступило в Завет при Жертве. Мы должны всегда помнить об этом. Если мы возрастаем в благодати, мы, несомненно, начнем понимать, что “Господом утверждаются стопы [такого] человека, и Он благоволит к пути его”. “Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится” (Пс. 36: 23; 34: 21). Господь обязательно будет направлять стезю таких. Учитель отметил, что Он особенно и лично заинтересован каждым из Своих последователей. Он называет Себя их Пастырем и говорит, что “Он зовет Своих овец по имени и выводит их” (Иоан. 10: 3). Это подразумевает особый присмотр за делами и интересами каждого Его подлинного ученика. Все, что с ними происходит, не является делом случая или удачи.
Господь не направляет шаги мира. Но насколько Божий народ ходит верою и понимает, что “любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу”, настолько он может иметь радость, благословение и мир в каждом приходящем испытании. Если кто-то из Божьего народа этого не делает – как мы это часто видим, – он становится раздражительным и резким, думая, что его дела плохи, и боится, что Господь забыл о нем или что братья забыли о нем, и что в его случае все не так. Он не способен видеть, что Бог замечает все недостатки. Если Бог считает лучшим не возвышать его, не задействовать его таланты некоторое время так, как ему хотелось бы, то пусть он усвоит урок повиновения и подчинения, терпения и доверия. Пусть он будет готов охотно ожидать соответствующего у Бога времени для своего возвышения.
Следовательно, для нас большим уроком из нашего стиха является то, что возвышение, возвеличивание приходит не от востока, не от запада, не от юга, но от Иеговы, Который сам является Судьей и в любви возвышает и унижает другого, и даже всех. Если временами унижение может быть результатом ошибки или неумения оценить со стороны братьев, помните, что это произошло по Господнему провидению и определено Господом нам во благо и, возможно, тем или иным способом во благо другим. Такой опыт станет благословением, если будет воспринят в правильном духе. “Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ”. Ничто никоим образом не навредит нам, если мы держимся Господа. Тогда, в свое время, мы будем возвышены, чтобы сидеть с Христом на Его престоле.

R5710 (1915 г.)