“ПРОСИ, ЧТО ДАТЬ ТЕБЕ”
3 ЦАРСТВ 3: 4-15
ЧЕМ ЯВЛЯЮТСЯ СНЫ? – КОГДА К НИМ НАДО ПРИСЛУШИВАТЬСЯ? – СОН СОЛОМОНА – ОТОБРАЖЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЕГО СЕРДЦА – ОСОЗНАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ – ЕГО ПОВИНОВЕНИЕ – ЕГО ПРОСЬБА, ЕГО ВЫБОР – БОЖЬЕ ОДОБРЕНИЕ И БЛАГИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
“Начало мудрости – страх Господень” (Притчи Соломона 9: 10).
Ничего не свидетельствует о том, что Соломон стал высокомерным, гордым, хотя, понятно, он мог бы стать превосходным человеком, если бы большая мудрость, почести и богатство не повлияли до некоторой степени на то простодушие, с каким он обратился к Господу во сне (упомянутом в нашей лекции) и какое дает замечательную возможность вникнуть в истинный характер Соломона. Между прочим, для каждого мужчины и женщины это важная вещь, особенно в начале жизни или при учреждении какого-то дела и в зависимости от того, насколько это дело серьезно или трудно и имеет непосредственное отношение к Богу и Его Слову.
Соломон начал свое царствование, устроив пир для некоторых своих друзей и знатных лиц своего царства. Избранным местом был Гаваон. В рассказе говорится о тысяче всесожжений Господу. Это не значит, что тысяча животных была сожжена. Очевидно, что всесожжению для Господа подлежали только некоторые части животных, прежде всего тук, тогда как другие, пригодные для еды, приготовили для пира. В то время ели меньше мяса, чем сегодня, разве что по случаю такого рода пиршеств. Следует признать мудрость такого всеобщего выражения признательности Богу за вступление на престол нового царя. Также пир для народа образно свидетельствовала о доброй воле царя и о его желании сделать свое царствование полным благополучия, благословения, радости и помощи для всех. Израильтяне признали, что все это мероприятие сделано по Божественному полномочию и с целью получить одобрение Бога.
ВАЖНЫ ЛИ СНЫ?
Во время пира, который длился, по-видимому, несколько дней, Соломон имел странный сон, который здесь описан. Нет сомнения, что это был сверхъестественный сон. Похожим образом, Бог являлся в древние времена также другим и особенно Своему народу Израиля, который при участии Моисея вступил с Ним в особые отношения завета возле горы Синай. Однако Бог не находился в таких отношениях с другими народами, которые, как читаем, были чужеземными, чужестранцами, оставленными – не были с Ним в завете.
Хотя христианская Церковь находится в особенных отношениях с Богом – намного более тесных, чем находились иудеи под Законом, – однако не надо думать, что все сны, которые могут иметь даже посвященные христиане, следует считать вдохновленными. Вполне очевидно, что большинство наших сновидений является лишь блужданием мыслей во время непрочного сна. То, что Бог меньше общается с Духовным Израилем через сны, не значит, что Он меньше интересуется его делами. Нет, Он позаботился об их руководстве другим путем – в Библии. Кроме того, мы узнаем, что Он хочет, чтобы мы ходили верою, а не видением, и понимали, что вести нас все время с помощью снов значило бы препятствовать нам ходить верою.
Св. Павел дает нам ключ к этому вопросу, говоря, что Божьего Слова достаточно, “да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен” (2 Тим. 3: 16, 17). Но ничего не мешает Богу использовать сны как средство наставления для Его духовных детей, если для этого найдется надлежащий повод. Многие из Господнего народа так или иначе имели опыт таких полезных снов, которые давали им нужные советы или подсказки. Однако есть лишь один надежный способ восприятия снов, а именно, объяснение их в полном согласии со Священным Писанием. Апостол утверждает, что если бы ангел возвещал нам другое Евангелие, его следует отвергнуть. То же самое, если бы сон предлагал нам другое Евангелие, его следует отвергнуть. Божественное Слово должно быть большим амулетом, тестом, критерием христианина во всем.
МУДРЫЙ ВЫБОР СОЛОМОНА
Во сне Господь явился Соломону и сказал: “Проси, что дать тебе”. Так же Бог спрашивает всех, которым предстоит стать Его детьми. Он хочет для них добра, но Он хочет также, чтобы они осознавали свои потребности и обращались с соответствующими просьбами. Апостол советует в этом направлении, говоря: “Если же у кого из вас [христиан] недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков”. Ответ Соломона во сне показывает замечательную простоту характера молодого вельможи, который только что взошел на престол. Он вспоминает Божью милость к своему отцу Давиду, говоря, что царь Давид получал ее настолько, насколько верно ходил с Богом в праведности сердца. Он также выражает благодарность за то, что Бог привел его самого на престол, как доказательство Божественного расположения к его отцу Давиду. Затем Соломон говорит Богу о своей ничтожности, слабости и непригодности для такого высокого положения. Тронутый, он говорит: “Я отрок малый”. Это напоминает нам слова апостола: “Ибо, когда я немощен, тогда силен”. В этом была настоящая сила характера Соломона: он был полон смирения, желания учиться, был как малое дитя – не хвастливый, не самодовольный, не слепой к своим привилегиям и обязанностям.
Понимая обязанности царства, в которых он чувствовал себя неумелым, он молился: “Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой [чтобы обращаться с ним справедливо] и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?” Странно ли, читаем дальше, что во сне Господь выявил, что Ему угодна такая просьба? “И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить [быть справедливым], – вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои”.
R5714 (1915 г.)