КАКАЯ ПОЛЬЗА НЫНЕ ОТ ВЕРЫ?
“А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает” (Евреям 11: 6).
Апостол Павел в данном стихе излагает общий принцип того, что нравится Богу. Богу не нравится обращаться с человечеством как с дикими животными. Он не создал человека для того, чтобы тот вел лишь животное существование, воспринимая только удовольствия от физических ощущений. Человек был создан, чтобы прославлять своего Творца, чтобы иметь знание о Нем, чтобы получить самое полное счастье и благословения от наделенных Богом качеств.
Когда человек в свое время начнет видеть славный характер своего Творца, а также цель своего существования, когда он постепенно обретет умение оценивать это, он получит наивысшее благословение. Обретенное знание принесет полное доверие к Богу со стороны всех, кто сделается честным в сердце и будет стремиться подчиниться величественному замыслу Творца в том, что Он создал. Человечество сегодня склонилось под тяжестью греха и накопленных в течение многих веков недугов, находясь в рабстве сатаны и его злого господства. Человек стал зрелищем для Вселенной. Он вызывал удивление и сострадание всех святых существ в безграничных владениях Бога. Его трудности, его слабости, его деградация, его страдания под действием греха были на протяжении всех столетий наиболее могущественными проповедями и подавали убедительные предметные уроки последствий непослушания Богу. На протяжении Тысячелетнего века великий Иегова будет вести огромный труд через Мессию. Это будет труд открытия всех глаз, долгое время слепых к славному свету доброты Бога. Это будет труд открытия ушей, долгое время глухих к голосу Истины.
Сыны человеческие будут омыты от своей грязи; их раны и гниющие язвы будут обработаны, перевязаны и постепенно вылечены Великим Врачом; их лохмотья будут заменены одеждой праведности. В конце Золотого Века Благословения человек, одетый и с честным умом, станет славным образом своего Творца в плоти. Когда человек достигнет полного подобия Бога, он не будет нуждаться в каком-то особом развитии веры, потому что вера будет его неотъемлемой частью. Он будет иметь единство со своим Творцом, снова будет сыном Бога. Он будет знать своего Творца так, как не знал даже Адам в своем совершенстве. Перед ним откроется весь ужас природы и последствий греха, а также удивительная любовь Бога в его освобождении от греха, и это даст ему прочный характер, стойкий в праведности и ненависти к греху, который будет достаточной защитой на всю вечность. После всех проявлений несовместимости праведности и беззакония, славного солнечного света Божьей любви и ужасной тьмы и мрака пропасти, из которой людей вытянули, каждый, кто дальше будет любить рабство тления и отдавать ему предпочтение, будет уничтожен во Второй Смерти.
Когда человек вначале потерял свое совершенное положение и услышал приговор смерти, в тех условиях Иегова не казался любящим Богом, и человек думал, что он будет счастливее в своем отчуждении и грехе, если ничего не будет знать о Боге. Действительно, Бог дал намек, что придет время восстановления, когда Семя жены поразит голову змея, но это высказывание было невыразительным. Поэтому люди, за несколькими исключениями, пытались забыть Бога, не оставить Ему места в своих мыслях или чувствах. Постепенно они удалились от Него все дальше и дальше.
“НЕ ИМЕЛИ НАДЕЖДЫ И БЫЛИ БЕЗБОЖНИКИ В МИРЕ”
Св. Павел, комментируя этот факт, утверждает, что Бог предал человечество превратному уму. А так как они не считали нужным держать Бога в разуме, Он оставил их следовать злому пути, чтобы они ходили за непотребствами своего испорченного ума и учились на печальном опыте горьким плодам греха, несчастья, тщетности и бедствий, которые он с собой несет. Упрямое человеческое сердце должно быть сломано, прежде чем человек может прийти к осознанию своего состояния, о котором апостол сказал: “Не имели надежды и были безбожники в мире”. Человечество получило горький опыт, падая все глубже в бездну деградации, и сегодня оно так далеко отошло от Бога через злые поступки и своеволие, что многие вообще не знают, что существует Бог. Другим в уме представляется демон, которому они кланяются как Богу. Так несчастный, окутанный тьмой мир сегодня безнадежно запутался.
Многие верят, что существует своего рода закон Природы – некий закон развития и прогрессии; и они говорят о Природе как о Боге, как о безличном боге. Они не могут кланяться такому богу, потому что безличный бог не может им сочувствовать и не может освободить их от трудностей. Зато Библия представляет Бога как мудрого Бога, полного сочувствия, Который заботится о Своих созданиях и имеет замечательный план их возвращения к Его славному подобию. Как мы рады, что знаем этого любящего, живого Бога! Как мы рады, что Он посвятил нас в тайны Своих замыслов, что Он позволил нам познать Свой замечательный План еще до учреждения этого великого дела! Как приятно на сердце, когда знаешь не только о нашем славном уделе и месте в этом великом Плане, но и о благословениях, которые вскоре придут к несчастному стенающему творению!
БЛАГОСЛОВЕНИЯ, ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ ВЕРЕ
Насколько народ Бога приближается к Нему сердцем, насколько он слышит Его голос, говорящий к нему через пророки древности, через Иисуса и Его апостолов, а также через Его ежедневное провидение, настолько он слышит благую Весть, славную Весть, которая подтверждает Его любящее сочувствие, Его большую силу и Его намерение употребить эту силу для освобождения и благословения всего мира. Как уверяет нас Священное Писание, это – Послание “великой радости, которая будет всем людям”. Одни верят и принимают это Благовестие охотнее других; и чем полнее они его принимают, тем полнее получают благословение. Знание и вера одинаково необходимы для такого благословения. Некоторые сейчас не способны вместить такую веру, а некоторым не хватаем знания. Кто не имеет веры, тому придется ждать следующего века.
Некоторые, всматриваясь в бесконечное небо, определяют с помощью современных устройств и математических расчетов расстояние до солнца, центра нашей солнечной системы. С помощью телескопа они могут проникать в бескрайние пространства Вселенной и видеть кое-что из его величия и славы. Они могут следить за движением планет на их орбитах и предвидеть их расположение в будущем. Они допускают также, что существует громадная система систем великой материальной Вселенной. Действительно “Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их”.
Но умные люди, которые изучают эти удивительные дела Всемогущего, не понимают и не оценивают любви Бога, проявленной в Его Сине, нашем Искупителе. Они имеют немного знания о Божьей силе, но только некоторые из них оценивают Его характер. Как метко высказался апостол Павел: “Мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией” (1 Кор. 1: 21). Иегова не желает, чтобы кто-то знал о Нем иначе, чем Он определил. Человеческая мудрость не может Его найти.
Сейчас Бог ищет только тех, которые имеют истинную мудрость и осознают собственную несостоятельность, которые нуждаются в наставлении и руководстве, которые могут проявлять необходимую веру, когда до них доходит Божье Послание. Все другие смогут оценить это Послание в будущем веке благословений. Тот, кто сегодня слишком муд в собственном высокомерии, пройдет сквозь унизительные трудности, чтобы смириться и стать покорным умом. Легковерным тогда будет дано настоящее знание, которое поведет к настоящей вере.
Есть много благородных умов, которые наполнены мудростью мира сего. Они размышляют о величественной Вселенной с ее миллионами и миллионами миров, вращающихся в бесконечном пространстве. Глядя на Землю, они осознают мизерные размеры маленькой планеты, на которой мы живем. С помощью микроскопа они изучают удивительное строение растений и цветов, рассматривают чудеса структуры молекул и атомов материи, микроскопических организмов, примитивных форм жизни и микробов. Затем они трясут головой и говорят: “Неужели Бог с такой неограниченной Силой будет заниматься людьми! Он слишком занят, чтобы беспокоиться о нас!” Что ж, им надо ждать более благоприятного времени, чтобы просветиться. Господь может иметь дело только с теми, которые имеют веру и получили достаточное знание о Нем и Его характере, чтобы поверить в Его любовь и иметь желание находиться в единстве и общности с Ним.
ОСОБЕННЫЙ КЛАСС И ОТНОШЕНИЯ С НИМ
Суть аргумента апостола в нашем стихе в том, что вера является важной, чтобы прийти к Богу. Бог не примет никого, кто не проявляет веру. Св. Павел напоминает нам о вере достойных мужей древности, которые одержали победы благодаря своей вере и приняли свидетельство, что они угодили Богу. Дальше он утверждает, что тот, кто сегодня приходит к Богу, должен верить. Кто хочет прийти к Господу, тот привлечен к Нему. Есть такие, которые хотят уйти от Него подальше и держаться в стороне. Они в действительности ничего не знают о Боге, а крайне ослеплены “богом века сего” (2 Кор. 4: 3, 4).
Класс, о котором упоминает наш стих и который приходит к Богу (или хочет прийти к Нему), имеет изголодавшееся сердце за своим Создателем – стремится к Нему, и ничто другое не может его удовлетворить. Такие говорят: “Меня создал Бог. Чем больше я узнаю о бескрайней Вселенной и о том, как я устроен, тем больше вижу Мудрость и Силу Бога и больше осознаю собственную мелочность, слабость и беспомощность. Моя душа громко взывает к великому Богу. Мне сказано, что Он явил Себя, что некоторым пророкам древности Он открыл факт, что Он заинтересован Своими человеческими творениями. Хотелось бы исследовать то, что Он сказал через этих Своих слуг. Мне сказано также, что Он явил Себя и Свою любовь через Иисуса Христа, Своего Сына, и что этот Божий Сын пришел на землю и умер за грешного человека, чтобы он мог жить. Если Бог действительно дал человеку Свое Послание, то я хочу его знать; я хочу быть рядом с таким Богом, чтобы также получить Его благословение”.
Господь ободряет таких через Свое Слово. Он говорит: “Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам”. Когда они приходят, чтобы познать Его волю, Он награждает их веру. Он направляет их к Тому, Кто является умилостивлением за грехи всех приходящих к Нему. Он дает им понять, что каждый, кто приходит к Нему через назначенные Им орудия, будет иметь Спасителя как своего Ходатая на условиях веры и посвящения, чтобы отдавать свою жизнь в жертву с Ним. Вот так шаг за шагом они входят в полноту спасения, и входят в Святое место через кровь креста. Они приняты в Возлюбленном.
ЛЕГКОВЕРИЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕРОЙ
Многие представляют себе, что они имеют веру, тогда как в действительности они имеют только легковерие. Их так называемая вера не основывается на Слове Бога и Его обещаниях. Такое легковерие, наверное, постигнет неудача, когда придет время большого испытания. Легковерие – это принятие вещей без твердого основания, без убедительного доказательства. Вера, напротив, является принятием чего-то, что имеет неопровержимое доказательство существования, является достоверным и правдивым. Если мы проявляем веру в Бога, мы приближаемся к Нему.
“По вере вашей да будет вам” – вот слова Учителя. Каждое проявление веры основывается на чем-то реальном, ощутимом для веры. Существует умственное восприятие веры, а также физическое, внешнее. Настоящая мудрость ищет обоих оснований для веры. “Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им”.
Вера возрастает на пути послушности. Вера и послушность – словно две ноги. Мы делаем шаг одной, потом – другой ногой, следующий – опять первой, и аналогично мы развиваемся в вере, если пребываем в духе послушности, следуя туда, куда Господь указывает путь. “Ибо мы ходим верою, а не видением”. Мы имеем надежные, ощутимые доказательства в течение всего нашего путешествия к небу. Кроме всех других доказательств, настоящий христианин имеет в своем собственном опыте богатые доказательства любви и опеки нашего Отца. Учитель сказал: “Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего.. вы лучше многих малых птиц” (Матф. 10: 29-31). Божье дитя, следуя вперед узким путем, начинает понимать полноту значения этих слов нашего Господа.
ИСТИННАЯ СУТЬ ВЕРЫ
Следовательно, христианин, который ходит рядом с Учителем, познает правдивость слов апостола, что “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность [подтверждение, свидетельство] в невидимом” (Евр. 11: 1). Вера – это не только фундамент, основа наших надежд (фундамент также в доказанных фактах), но и реальное основание – умственный, так сказать, устой, который стимулирует ум и вносит в него ясность. Вера не является чем-то, что можно подержать в руках, или с чем можно прогуляться. Но она становится опорой для нашего ума, когда мы делаем продвижение в знании о Боге и о вещах, которые Бог имеет для тех, кто любит Его превыше всего и старается послужить Ему из любви и преданности. Вера становится для нас такой же реальной и ощутимой, как любая материальная вещь, и даже больше, потому что вещи, на которые наша вера полагается, вечные.
R5716 (1915 г.)