САМЫЙ МУДРЫЙ ЦАРЬ, ВВЕДЕННЫЙ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ
3 ЦАРСТВ 12: 1-24

САМЫЙ МУДРЫЙ ЦАРЬ ИЗРАИЛЯ СДЕЛАЛСЯ САМЫМ БЕЗРАССУДНЫМ – НЕДОВОЛЬСТВО В НАРОДЕ – БЛАГОСКЛОННОСТЬ К ИЕРУСАЛИМУ ЦЕНОЙ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАРОДА – СЫН ЦАРЯ СОЛОМОНА И ПРЕЕМНИК – ВОССТАНИЕ ДЕСЯТИ КОЛЕН – ВОССОЕДИНЕНИЕ ЦАРСТВА ПОСЛЕ ВАВИЛОНСКОГО ПЛЕНА

“Погибели предшествует гордость, и падению – надменность” (Притчи Соломона 16: 18).
Каким бы великим не был царь Соломон, вторая часть его царствования уже не была столь замечательной и достойной похвалы, как первая. Хотя в его дни не было ни одного восстания, везде чувствовалось недовольство. Царь, успокоенный величием своего начального царствования, начал больше интересоваться тем, что делается в чужих землях, получил для себя больше жен и больше хлопот. Богатство народа, представленное различными улучшениями в каждодневной жизни, в действительности было общественным богатством, в котором нуждались все люди. Однако большее внимание к личному обогащению и покровительству при дворе уже не было в интересах народа, а лишь благосклонным отношением к отдельным привилегированным группам.
Хотя против царя Соломона не было ни бунта, ни даже протеста – насколько свидетельствуют записи, – люди пришли к выводу, что перемены в царстве возможны только при царствовании преемника Соломона, его сына Ровоама. Самыми недовольными были десять колен. Два колена, на чьей земле находился столичный город, были довольны большими общественными улучшениями, которые они получили. В этом столичный город царя Соломона имел несравненно большие привилегии, чем остальная страна. Израильтян из других колен принимали на работу за сравнительно низкое вознаграждение, и они чувствовали, что с ними поступают несправедливо.

РАЗДЕЛЕННОЕ ЦАРСТВО

Вот почему восхождение царя Ровоама на престол было сигналом к протесту и требованию, чтобы царь гарантировал, что в дальнейшем не будет притеснения. Такое требование очень напоминает то, что выдвинула британская общественность при принятии Великой Хартии. Свое требование израильтяне выдвинули во время коронации царя – в то самое время, когда все колена вместе должны были выразить свою преданность царю. Когда пришли представители десяти колен во главе с Иеровоамом, они сказали: “Отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе”.
Молодой царь велел им уйти и за три дня явиться снова. Когда он посоветовался со старейшинами царства, спросив что ему делать, те ответили: “Если ты на сей день будешь слугою народу сему и услужишь ему, и удовлетворишь им и будешь говорить им ласково, то они будут твоими рабами на все дни”. Такой совет не удовлетворил молодого царя Ровоама, потому он переспросил своих близких друзей, молодых людей, с которыми вырос. Они дали противоположный совет, говоря: “Так скажи народу сему, который говорил тебе и сказал: «Отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нас»; так скажи им: «Мой мизинец толще чресл отца моего; итак, если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами»” – кнутами с кусками железа на конце.
По мнению молодых людей и самого царя Ровоама, который с ними согласился, если царь уступит, то положит начало мятежным требованиям, которые окончательно станут невыносимыми. Следовательно, по их мнению, людей надо запугать, надо им пригрозить. Но десять колен под предводительством Иеровоама не позволили себя запугать. Они ушли, не желая принимать участия в помазании Ровоама на своего царя. Только представители двух колен, Иуды и Вениамина, остались преданными царю.
Вот так поделилось царство Израиля. С тех пор свыше пятисот лет десять колен держались названия Царство Израиля, а два колена именовались Царством Иуды – вплоть до времени возвращения из вавилонского плена тех израильтян, которые питали уважение к Божественным обетованиям.
После плена название Израиль употреблялась, как и в самом начале, ко всем двенадцати коленам, и так к ним обращались Иисус и апостолы. Похожим образом название “иудеи” употреблялось ко всем, кто находился в отношениях завета с Богом. Подавляющее большинство никогда не вернулось, а продолжало жить в разных провинциях Вавилона по всему миру. Бог оставил тех, которые отказались от обрезания и покинули веру в Бога, уподобившись остальному языческому миру. Зато другие, оставаясь преданными Господу и приходя ежегодно в Иерусалим на праздник, как повелевалось в Господнем Слове, по-прежнему были известны как “двенадцать колен, находящихся в рассеянии”. Многие из них познали Истину во дни апостолов.

“ПОГИБЕЛИ ПРЕДШЕСТВУЕТ ГОРДОСТЬ”

Уроки прошлого имеют ценность сегодня. Гордость дальше является ведущим принципом в мире и наделала много вреда. Богатые и находящиеся у власти всегда боялись бедных, поэтому почти все благословения в жизни, которые последние получили для себя, пришли к ним после суровых домогательств и угроз, и лишь немногие были получены добровольно. Но мы не настолько мудры, чтобы говорить, что по-светски рассудительные всегда ошибались, рассуживая эти дела.
Правда, бедные и менее привилегированные склонны выдвигать бездумные требования, но кто скажет, что большее доверие к ним со стороны богатых не принесло бы общую пользу? Возможно, мир сделал бы существенно большее продвижение, если бы оказал больше доверия массам и больше готовности проявлять хотя бы непредвзятость к ним и предоставлять им больше участия в плодах жизни?
Ответ царя Ровоама десяти коленам напоминает нынешнее отношение многих знатных и богатых к другим людям. Они считают, что другие должны работать на них и что признание прав людей (по примеру Золотого Правила) считается трусостью и ведет к пагубным и совершенно невыполнимым требованиям.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ В КАЧЕСТВЕ ЗОЛОТОГО ПРАВИЛА

Все согласятся, что старейшины правильно посоветовали царю Ровоаму, напоминая, что правитель должен быть слугой своего народа, что если он делает это верно, его царство будет продолжительным, а народ – благословенным. Их совет сводился к напоминанию, что царь должен следовать Золотому Правилу: должен делать для своего народа и для них то, чего желал бы для себя, если бы условия поменялись.
Золотое Правило, изложенное великим Главой Христианства, отодвинули в сторону и оставили как неосуществимое. Но мы считаем, что его даже не пробовали выполнять. Те, кто у власти, всегда боялись доверять Золотому Правилу в своих отношениях с людьми. Политические партии, которые громко отстаивают нечто вроде Золотого Правила, раз за разом приходят к власти с единственной целью – отказаться от употребления упомянутого правила, когда для этого появится возможность, убеждая, что новые условия делают такую вещь невозможной.
Однако вскоре Золотое Правило пройдет испытание во всем мире и продемонстрирует, что оно является единственным правилом, которое может на постоянной основе гарантировать человеческое счастье. Обетование Библии говорит нам, что Царство Мессии даст миру принудительный урок Золотого Правила на протяжении тысячи лет. Господь через пророков, апостолов и самого Иисуса свидетельствует об успехе Золотого Правила, говоря, что оно принесет вечную праведность, мир, радость, благословение, и что Божья милость будет на тех, кто подчинится Его Закону, давая им окончательное освобождение от греха, болезней, боли, смерти и приводя весь мир человечества к славному человеческому совершенству, при этом уничтожив всякого, кто откажется руководствоваться Золотым Правилом.
Результатом будет славное состояние, которое Бог в начале предложил отцу Адаму, но которым он пренебрег и которое потерял через непослушание. Наказание смерти для Адама и его рода, которое принесло все наши болезни, боли и смерть, было компенсировано жертвой Искупителя, Праведника за неправедных, поэтому результатом должен быть уже упомянутый порядок славного Царства.

R5722 (1915 г.)