ПОЛИТИКИ И ФАЛЬШИВАЯ РЕЛИГИЯ
3 ЦАРСТВ 12: 25-33
СВЯЗЬ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ – БУНТ ДЕСЯТИ КОЛЕН БЫЛ БОЛЬШОЙ ОШИБКОЙ – ПОЛИТИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ ИЕРОВОАМА – БОЖЬЕ ПОВЕДЕНИЕ С ОБРАЗНЫМ ИЗРАИЛЕМ – ОСТАТОК ИЗРАИЛЯ В ПЕРВОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ – БОЖЕСТВЕННЫЙ ПЛАН НЕ ПОСТИГЛА НЕУДАЧА – ОСОБЕННЫЕ ВЫВОДЫ ДЛЯ ЭТОГО НАРОДА СЕГОДНЯ
“Не делай себе кумира и никакого изображения” (Исход 20: 4, 5).
Иеровоам не был плохим человеком в том смысле, что не был сторонником распущенности и преступлений, и не пытался завести свой народ в рабство. Напротив, он был человеком отваги и любил свободу, желая освободить народ от того, что считал притеснением со стороны нового царя Ровоама, преемника Соломона. Под его предводительством десять колен Израиля подняли восстание против Дома Давида и отделились как царство с очевидной целью быть свободными от притеснения царей.
Во многих отношениях это могло показаться благородным, но это была большая ошибка, как и всякий шаг игнорирования Бога и Его постановлений. Божественное постановление для народа заключалось в том, что все его дела, как Божьего царства, находились под присмотром Бога, а род Давида был Божьими представителями. В таких условиях религиозные интересы постепенно сосредоточивались вокруг Храма в Иерусалиме. Более набожные люди стремились быть рядом с ним, тем более, что по Закону было обязательным по меньшей мере раз или два раза в году приходить сюда, чтобы поклониться.
Какими бы добрыми не были намерения Иеровоама относительно сохранения прав и свобод народа, он быстро начал проявлять дух политика. Поняв, что путешествия в Иерусалим для ежегодного поклонения приведут к тому, что рано или поздно люди опять отдадут предпочтение царям из линии Давида, он, чтобы сохранить свою власть, решил порвать религиозные связи с Иерусалимом и установить новый религиозный культ.
Для этого сделали двух золотых тельцов. Одного поставили в северной части страны, а второго – на юге, чтобы люди могли думать себе, что поклоняться и приносить жертвы можно в одном и в другом месте. Более того, Иеровоам учредил религиозные праздники, которые во времени отличались на месяц от празднеств в Иерусалиме. Это был хитрый политический шаг, который, по-видимому, понравился бы большинству правителей, не преисполненных глубокой веры в Бога. Но, надо признать, большая часть религии людей является лишь формой набожности! То, что царь Иеровоам не очень отличался от народа, которым он управлял, видно из факта, что люди охотно присоединились к его плану, и тот имел успех.
ПОСТИГЛА ЛИ БОЖИЙ ПЛАН НЕУДАЧА?
Многие склонны говорить, что Божьи планы были перечеркнуты одним обычным человеком. Но Священное Писание показывает нам, что случилось нечто совершенно противоположное – что своеволие Иеровоама только посодействовало Божьим планам. Посмотрим, в чем заключается Божий план. Бог принял Израиль как образный народ, проявив к нему милость. Он дал обещание Аврааму, что через его потомков весь мир окончательно должен получить благословение, что подразумевало большую честь для потомков Авраама из линии Исаака. Прошло четыреста лет прежде чем был сделан какой-нибудь шаг в этом направлении. К тому времени Израиль стал многочисленным народом и находился в рабстве в Египте. Бог послал к ним слово через Моисея, что Он готов, если они пожелают, выполнить для них обещание, данное Аврааму.
Они очень обрадовались и поспешили за Моисеем к горе Синай, где Господь заключил с ними завет: если они будут выполнять Его Закон совершенным образом, Он даст им вечную жизнь и право быть Семенем Авраама, которое унаследует обещание благословить мир. Они вошли в этот завет, но, как и другие несовершенные люди, не смогли выполнить Закон – оказались недостойными вечной жизни и права быть привилегированным Семенем Авраама, чтобы благословить других.
Впоследствии, когда они потеряли надежду, Бог обещал послать им Мессию, Чье Царство благословит их и даст возможность иметь удел в обещании, данном Аврааму. Следовательно, Божье поведение с Израилем имело образный характер. Их День Примирения, их Закон, их посредник, их жертвы символизировали лучшие жертвы и т.п. под лучшим Посредником, Христом. Все поведение Бога с Израилем имело целью поднять их с падшего состояния к такому высокому критерию, какой был возможен, чтобы они были готовы к приходу Мессии и были вместе с Ним в Его Царстве как класс Его невесты. Посмотрим, как это отвечает Божьей деятельности, показанной в нашей лекции. Уход Иеровоама и большинства народа способствовал отделению от десяти колен; кроме того на з|емли двух поколений перебрались наиболее преданные и верные израильтяне. Для них идолопоклонничество, введенное Иеровоамом, было неприемлемым.
Готовые оставить свои земные интересы, они отказались от политических интриг, оставаясь преданными Богу и Его институциям, но при этом очутились в неблагоприятном положении. Так продолжалось годами, пока в Божьем провидении десять колен не пошли в плен в Вавилон. С тех пор люди все более тяготели к земле Иуды и Вениамина, известной как царство Иуды. Несколько позже Бог сверг царство Иуды и позволил этим людям также пойти в вавилонский плен, но даже в Вавилонской стране они в значительной степени сохранили свои религиозные чувства и интересы.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ВАВИЛОНА
Позже, когда Господь освободил народ из Вавилона при участии царя Кира, дела настолько изменились, что лишь некоторые посчитали нужным вернуться в Палестину. Большая часть царства десяти колен объединилась с язычниками и больше не признавала религию своих отцов и не имела веры в обещание, данное Аврааму. Многие иудеи, бывшие в плену, также потеряли веру и сделались язычниками. Фактически только около 50 000 вернулось в Палестину. Они представляли верующих, которые доверились Богу и пожертвовали всеми вавилонскими преимуществами и привилегиями, возвращаясь в опустошенную землю и город Иерусалим.
Они образовали ядро нового народа, который во дни Иисуса находился в неослабевающем ожидании Его, в отличие от остального человечества. Всего лишь за несколько лет около 25 000 приняло Христа и полностью посвятилось до смерти как Его последователи. Остальной народ был лишен особенной милости, и двери отворились для язычников, чтобы они могли услышать Евангельское Послание и стать сонаследниками того же Тела, того же общества – вместе с 25 000 посвященных из Израиля, представителями всех колен.
Если нам, возможно, не хватало доказательства значимости Божественных отношений с народом Израиля в приготовлении его к принятию Мессии, то мы видим это в факте, что столько готовых приняло Его за достаточно короткое время, тогда как нужно было 1800 лет, чтобы собрать из всех других народов мира остальное избранное общество, число которого, согласно Писанию, составляет 144 000.
Глядя так, видим, что Божий план не постигла неудача. Напротив, позволение на бунт Иеровоама и десяти колен Израиля свидетельствует о мудрости. Бесспорно, как утверждает Библия, окончательно станет понятным, что все добрые Божьи замыслы осуществятся, и что слово, которое исходит из уст Его, не возвратится к Нему тщетным, но исполнит то, что Ему угодно, и совершит то, для чего Он послал его (Ис. 55: 10, 11). Вскоре выбранная Церковь, духовное Семя Авраама, будет укомплектована, и тогда Божье обещание Аврааму начнет исполняться (Гал. 3: 8, 16, 29). Все племена земли получат благословение через Царство Христа и Его Церкви.
“НАДЕЙСЯ НА ГОСПОДА”
Современных Иеровоамов можно встретить везде на страницах истории. Это люди, которые под маской уважения к религии, в действительности являются политиками, ища собственной выгоды, готовые продать людей любой религиозной системе, которая окажется полезной для них. Каждый, кто знает историю, вынужден признать, что религия стала прикрытием для всяческого рода политических интриг, к тому же всегда, как в случае Иеровоама, под предлогом предоставления людям бо?льших свобод.
Особенный урок для людей сегодня тот же, что и для десяти колен древности, а именно: стоит надеяться на Господа; Он поруководит делами и Своим путем освободит от ига царей. Именно таким является Господнее послание к нам. Божий народ получил предостережение не употреблять телесное оружие и не доверять такому оружию в руках других. Божий народ должен доверять Богу. Он должен осознавать Его верность и правдивость Его обещаний, которые утверждают, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8: 28).
К таким Бог обращается сегодня, как говорил в давние времена: “Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля”. Речь идет не о буквальном огне, чтобы поглотить буквальную землю, а о символическом огне скорби, который поглотит политическую, финансовую, общественную и религиозную структуры мира, готовя людей к большому благословению Царства Мессии. Об этом идет речь в следующем стихе, в котором Господь говорит: “Тогда опять [после огня скорби и национального потрясения] Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно” (Соф. 3: 8, 9).
Об этих чистых устах (чистом Послании) Библия в другом месте говорит как о тихом голосе Бога, который можно будет слышать между людьми во время тысячи лет Мессианского Царствования и который приведет к полному освобождению их от невежества, суеверий и греха назад к единству с Богом. Священное Писание говорит, что если кто-то из человечества не послушается голоса Бога через великого Мессию, он будет полностью уничтожен из народа (Деян. 3: 19-23).
R5732 (1915 г.)