ВЕРНОСТЬ В МАЛОМ
“Верный в малом и во многом верен” (Луки 16: 10).
В нашем стихе показан большой принцип, с которым почти все могут согласиться. Жизненный опыт учит, что каждому, кому можно доверять в малом, можно доверять и во многом. Человек, внимательно относящийся к малым делам, внимателен также в важных предприятиях. Кто заботлив в мелких делах ежедневной жизни, тот будет заботиться и о крупных.
Наш Господь общим образом применяет этот принцип к Своим последователям. И мы верим, что это один из самых важных уроков, которые христианин может усвоить. Есть много таких, которые очень осмотрительно распоряжаются большими суммами денег, но весьма небрежны в обращении с малыми суммами. Они добросовестны и аккуратны, когда им доверяют большие суммы, но бездумно тратят мелочь. Тот, кто пользуется привычкой быть небрежным в малом, вероятно, будет небрежным и во многом. С другой стороны, каждый, кто с вниманием относится к каждому доллару, каждому центу, кто старается своевременно вернуть каждый малый долг, будет с еще большим вниманием относиться к большим суммам, большим долгам.
Судя по всему, общий жизненный принцип заключается в том, что небрежные в малом и заботливые во многом однажды, попав под большое давление, окажутся ненадежными и неверными во всем, когда такая верность будет противоречить их самолюбивым интересам. Иначе говоря, мелочи жизни имеют важное влияние на построение нашего характера. Каждый, кто учится быть добросовестным во всем, должным образом применяет уроки жизни. Мы знаем это из собственного опыта. Некоторые довольно небрежны к правам других. Например, они без разрешения берут зонтик, принадлежащий другому, говоря: “Он мне нужен только на час или около того, и я его верну”. Такие недостаточно добросовестны в малом. Нет повода доверять многое тому, кто хотя бы на час взял чужой зонтик. Другие одалживают вещи и забывают или пренебрегают быстро вернуть их, создавая тем самым большие неудобства и неприятности их владельцу. Привычка одалживать в лучшем случае достойна сожаления.
Священное Писание говорит нам, что наш Господь выбирает общество, которое (как священники, судьи и цари) будет иметь с Ним контроль над делами земли на протяжении тысячи лет Его царствования. Каждый, избранный к этому труду, должен быть особо пригоден, иметь особенный характер. Кто полностью подчинится Ему, тот будет приготовлен к этому важному положению. Кто не подчинится, не будет приготовлен. Поэтому наш Господь дает нам понять, что нынешние возможности следует высоко ценить как возможности показать истинное состояние нашего сердца. Он ставит условие, что мы не способны быть Его учениками, если не подчинимся полностью Ему как нашему великому Наставнику, чтобы Он руководил всеми нашими делами согласно Своей воле.
Учитель говорит нам, что какими бы малыми не были жизненные дела, мы должны понимать, что Отец знает, в чем мы нуждаемся; и как Он заботится о воробьях и полевых лилиях, так будет заботиться о Своих детях. Наш Господь говорит: “Вы дороже множества воробьев” (ВоП). Еще раньше, когда мы были рабами греха, Отец позаботился о нашем возвращении к Его милости и к вечной жизни на условии, что мы будем слушаться Его и ответим на Его четко оговоренные требования. Насколько больше Он позаботится о нас теперь, когда мы стали Его детьми?
ПОВИНОВЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЛЯ СЛУЖБЫ
Даже в наименьших делах жизни мы должны искать Господнюю волю. Правильное состояние, которое мы должны поддерживать, следующее: Я служу Господу Христу. И не суть важно, большой это труд или малый. “Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию” (1 Кор. 10: 31). Самый смиренный вид служения приемлем для Господа, если он побуждаем любовью. Вспомните нашего Господа Иисуса. Когда Ему выпал случай поговорить с самарянкой у колодца Иакова, Он не говорил: “Я пришел проповедовать Евангелие, но поскольку эта женщина всего лишь самарянка, Я не буду терять с ней время”. Когда ученики вернулись, то не могли понять, почему Учитель разговаривает с этой женщиной, а не с толпой. Но Иисус, имея возможность проповедовать, даже если это была одна самарянка, воспользовался этим случаем. Он знал, что через нее Истина могла попасть к другим, что то, что она узнала, она расскажет своим соседям, и когда придет время, самаряне услышат и будут более подготовлены, чтобы воспользоваться возможностью.
Где бы нам не попалась возможность представить Истину, мы должны оценивать такую привилегию. Конечно, мы не должны досаждать кому-либо из тех, с кем имеем дело. Но если окажется, что есть возможность послужить, мы должны заняться делами нашего Отца и воспользоваться ею – сказать Истину или просто хорошие слова и т. д. “Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим”. Бог ищет тех, у кого мягкий и сочувственный нрав, кто стремится помогать другим.
Наша привилегия – сказать ободряющее слово в любое время. Как правило, с людьми происходят печальные события. Часто где-то внутри сердце точит червь. Замечено, что совершившие самоубийство смеялись и шутили перед тем, как укоротить себе жизнь. Мир был бы в ужасном состоянии, если бы каждый рассказывал все свои проблемы и не скрывал чувств. Лучше, если люди будут скрывать свои проблемы, как мы прячем наши от чужих глаз. Лучше развивать дух, который поет,
“Доволен я своей судьбой
Меня мой Бог ведет стезей”.
НЕБОЛЬШИЕ ИСПЫТАНИЯ ХАРАКТЕРА
Мы должны считать привилегией выслать бандероль с брошюрами или воспользоваться возможностью провести час в Господней службе. Если кто-то скажет: “Я предпочел бы проповедовать”, мы отвечаем: “Если Господь откроет путь и предоставит вам случай проповедовать, проповедуйте. И если в один день вы имеете несколько возможностей проповедовать – то ли кому-то одному, то ли десяти или тысяче, – воспользуйтесь этим. Но если у вас нет возможности проповедовать, вы можете воспользоваться привилегией выслать бандероль. Тем самым вы способствуете тому, чтобы в руки других попали печатные издания, даже если в дом, где их будут читать, их принесет почтальон. Если мы заняты на кухне или в другой части дома, это будет службой Господу, если мы делаем все так, как для Него. Он милостиво предоставляет возможности сделать что-то для братьев”.
Что бы мы не делали, мы должны это делать для Господа, мы должны это делать как для Него, делать так, как Он хотел бы, чтобы это было сделано. Такой взгляд на вещи делает нас счастливыми. Хорошо спрашивать себя иногда: “Чего я добиваюсь? Каковы мотивы этого? Для кого я занят этим?”.
Если мы заняты для Господа и стремимся угодить Ему, если мы развиваем дух благодарности за служение в малом, то сможем доказать, что мы достойны заниматься многим. Наше желание воздать Господу верной службой проявит себя в бережливости в доме и в услужливости находящимся рядом. Каждый, кто использует слишком много спичек или зажигает их о стену дома, показывает тем самым, что он не заслуживает полного доверия. Каждый, кто насвистывает в доме и мешает другим, или встает слишком рано и создает много шума, так что другие не могут отдыхать, или приходит поздно ночью и с грохотом передвигается по комнате, демонстрирует, что он не научился следовать Золотому Правилу, не научился уважать права других.
С самого начала мы, как члены Тела Христа, во всем своем поведении должны соблюдать принципы справедливости. Мы должны думать о том, каковы права других и не посягаем ли мы на эти права. Если мы видим, что это так, то можем знать, что мы нарушаем закон справедливости. Во всех жизненных обстоятельствах мы сначала должна быть справедливыми и лишь затем добрыми и великодушными, насколько можем.
“НЕ Я ЛИ, ГОСПОДИ?”
Тот же принцип существует и в духовных делах. Маленькая трещина в лютне портит музыку. Бог ищет особенный класс для Царства. Он желает тех, кто будет абсолютно предан Ему, предан Его Слову, верен не только в некоторых больших вещах, но и в самых мелких делах жизни – верен в мысли, слове и деле. Каждый, кто верен, кто проявляет осторожность во всех отношениях, будет приспособлен и приготовлен к Царству. Кто небрежен и невнимателен к малым вещам, не готов к большой чести, которую Господь сберег для полностью верных. Он следит за нами пристально, но доброжелательно. Он желает нам успеха, дает необходимые указания и руководство. Проявляя старательность в малом, мы развиваем наш характер в правильных направлениях. Если мы не способны это делать, мы никогда не будем соответствовать тому, чтобы нам доверили важные дела. Пусть каждый из нас задаст себе вопрос: “Какой характер я развиваю с каждым днем?”.
Но христианин, который совершает ошибку, который видит свою ошибку и по возможности старается исправить ее, увидит, что такой опыт пригодится ему, возможно, даже на всю оставшуюся жизнь. Через суровое осуждение, которое он выносит самому себе, он учится большей осторожности. Осторожность и бдительность необходимы, и мы должны следить за тем, чтобы они распространялись на все жизненные дела – на использование нашего времени, наших талантов, наших денег и т. п. Все, что мы имеем из всего этого, – от Господа и принадлежит Ему. Поэтому мы должны хорошо подумать, что нам делать с этими возможностями, и быть очень добросовестными в использовании их – того, сколько мы используем для себя и как используем остальное. Наше поведение в этих делах покажет Господу, насколько мы пригодны занять место в славе.
Употребление нами талантов, больших или маленьких, вверенных нам Учителем, или злоупотребление ими продемонстрирует, насколько мы внимательны, чтобы замечать Его волю и выполнять ее относительно этой черты нашего управительства. Он вскоре намеревается дать верным то, что намного превзойдет стоимостью центы и доллары. Дела, порученные им, будут очень ответственными. Если кто-то не был верным – если кто-то думал, что время, центы, доллары и т. п. являются его собственными и таким же образом распоряжался ими, тот не будет принадлежать к классу, который ищет Господь. Он судит о нас на основании Завета Жертвы, который мы заключили с Ним (Пс. 50: 5). Если бы мы имели миллион долларов, это было бы лишь малой вещью в Его глазах. Способ, которым мы используем вещи этой жизни, показывает нашу преданность Господу и демонстрирует, как бы мы использовали Божественную силу в течение тысячи лет Мессианского царства для благословения всех родов земли.
Даже самые большие наши возможности служения сравнительно незначительны. Но мы должны оценивать малейшую службу, которую способны выполнить. Мы должны считать, что нашу службу здесь не нужно сравнивать с тем, что Господь хранит для любящих Его. В течение тысячи лет они должны царствовать с их Господом, а потом наступят грядущие века, в которых Он покажет безмерное богатство Своей благодати в доброте к ним через Иисуса Христа, их Господа (Еф. 2: 7). Принимая во внимание будущее наследие святых во свете, ничего удивительного, что наш Господь хочет, чтобы мы имели благодарное, справедливое, великодушное сердце. Наша перспектива найтись в Малом Стаде в большой степени будет зависеть от оценивания нами возможностей служения Господу в малых вещах нынешней жизни.
R5740 (1915 г.)