ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДУХОВНО ЗАЧАТЫХ
“Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему” (1 Иоанна 5: 18).
При попытке объяснить духовное всегда возникают сложности. Главная причина в том, что мы для высказывания имеем только человеческие слова. Поэтому, чтобы сделать духовное понятным, Священное Писание предлагает нам различные сравнения и другие словесные образы. В этом стихе апостол Иоанн говорит о тех, кто зачат Богом, кто испытал изменение природы. Они вначале были зачаты по плоти как дети Адама, а затем были зачаты снова, Богом (1 Петр. 1: 3). Со времени воскресения нашего Господа Бог приглашает некоторых выйти из мира и стать Новыми Творениями, чтобы они уже не были человеческими существами, а духовными.
Первым шагом к такому изменению природы является принятие новой воли. Однако было бы ошибкой называть Новым Творением одну лишь новую волю, потому что новая воля приходит к нам еще перед принятием Святого Духа. Именно новая воля представляет нас в жертву. Если мы не имеем новой воли, мы не сможем представить наше тело в жертву живую. Как следующий шаг, Искупитель становится Гарантом жертвы и получения новой природы. Третий шаг – принятие Небесным Отцом жертвы (земной природы, закланной Искупителем) и предоставление Им особенного признака принятия. Этим особенным признаком принятия является зачатие Святым Духом.
Очень важно держать новую человеческую волю отдельно, в стороне от того, что мы получаем при зачатии Духом. Сначала мы имеем новую волю: мы пожелали и поставили себе целью исполнять Божью волю. Затем мы приближаемся к Отцу путем, который Он определил – через нашего Искупителя. Жертву предоставляет новая воля. После предоставления происходит применение заслуги Иисуса, отчего жертва тотчас становится приемлемой для Отца. До этого момента воля по-прежнему является человеческой волей, новой человеческой волей. Дальше наш Господь Иисус, Первосвященник, закалывает представленную жертву, после чего зачатие Духом становится доказательством принятия ее Отцом.
Что именно Бог делает при этом, мы до конца не знаем. Мы даже хорошо не знаем, чем является буквальное зачатие, хотя имеем лучшие средства для понимания буквального зачатия, чем духовного. Что касается духовного зачатия, мы имеем божественное высказывание, что оно дает начало новой жизни. Тот, кто его получает, просвещен сверхъестественным образом. Отныне он является кем-то другим, новым, Новым Творением. Отныне он в Иисусе Христе. У него новые надежды, новые цели и намерения, и с тех пор, как оживляющие влияния Святого Духа действуют на его ум, он способен лучше оценивать духовное.
Но все это невозможно объяснить тем, кто не сделал необходимых шагов, благодаря которым можно понять духовное. “Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно” (1 Кор. 2: 9-15). До тех пор, пока мы не получили этого Небесного просвещения, мы не можем понять духовное. И даже распознав его вначале, мы не способны оценить его полностью. Духовное понимание растет с малого начала. “Древнее прошло, теперь все новое”. Древнее прошло не сразу, а постепенно, и исходная точка обозначена выражением “зачатый Богом”.
НОВОЕ ТВОРЕНИЕ НЕ ДЕЛАЕТ ГРЕХА
Быть зачатым Богом, следовательно, значит получить начало новой жизни, новой природы. Апостол Иоанн говорит о таких: “Всякий, рожденный [зачатый] от Бога, не делает греха [не увлекается грехом – Diaglott]" (1 Иоан. 3: 9). Пока они находятся под священным надзором, вдохновленные великими и драгоценными обещаниями, пока они имеют святую волю, они не могут грешить умышленно – не могут практиковать грех в своей жизни.
Мы должны сделать разницу между умышленным грехом и вовлечением в грех. В нашем стихе речь идет о добровольном грехе, об увлечении грехом. Новое Творение не может грешить, потому что оно имеет небесное семя, семя новой природы. Каждый цветок, каждое животное вырастает из семени жизни. Каким бы бесконечно малым оно не было, каким бы незначительным не был зародыш, в нем есть жизнь. Так же с христианином: пока в нем присутствует святой ум Бога, в нем есть жизнь. Но если он грешит умышленно, тогда это святое семя мертво. В ком погибает семя, тот является мертвым как Новое Творение.
Ему больше не на что рассчитывать, кроме как на Вторую Смерть, потому что он был поднят из первой, Адамовой смерти, и для него умереть снова значит попасть во второй раз под окончательный приговор Божьего Закона. Это будет индивидуальный приговор, и он вечен. Такие – “дважды умершие”, как излагает апостол Иуда, “исторгнутые” (Иуд. 12).
Следовательно, мы видим смысл того, что имел в виду апостол Иоанн: кто находится в духовно зачатом состоянии, кто имеет этот зародыш новой природы, тот не может грешить сознательно, не может иметь удовольствия от греха, не может предаваться греху. Делать так, значит потерять Святой Дух и снова лишиться святости. Как объясняет св. Петр, это похоже на то, как вымытая свинья идет валяться в грязи. Апостол Иоанн говорит, что зачатый Святым Духом “хранит себя, и лукавый не прикасается к нему”. Он не только не будет грешить сознательно, а будет постоянно начеку, бодрствуя, как бодрствует часовой в крепости, городе или доме. Он пристально следит за дверью и всеми путями подхода.
ПОТРЕБНОСТЬ В БДИТЕЛЬНОСТИ
Эта мысль – поставить стражу над собой, беречь себя от лукавого, чтобы он нас не касался и нам не вредил – наводит на другую мысль: Господь Сам является большим Центром праведности, чистоты, истины. Все, находящиеся на стороне праведности, чистоты, истины, будут избегать греха, остерегаться иметь с ним что-то общее, поскольку даже если мы на деле не совершили грех, но были хоть немного благосклонны к нему, мы в такой же мере выступили против Господа. Это как в кругу: чем ближе к центру, тем безопаснее. То же самое с кругом праведности, где Центром является сам Иегова.
Даже небольшое расположение к греху вынудит Божье дитя в такой же мере отойти от Центра чистоты. Увеличивая расстояние между собой и Господом, оно будет приближаться к внешности круга. Представьте себе остров, окруженный водой, которая кишит крокодилами. Тот, кто остается посредине острова, будет в полной безопасности от врагов. Но чем больше он приближается к береговой линии, тем больше опасность. Так и сатана показан как коварный враг, и насколько кто-то из нас не смотрит за собой, настолько он приближается к внешней окружности. Любая расположенность к тому, что не находится в самом полном согласии с умом Господа, любое соучастие в грехе будет толкать все дальше к месту опасности. Священное Писание дает понять, что делающий такое окажется в большой опасности быть застигнутым, пойманным великим противником и толпой его демонов. Это не только навредит, но и может даже уничтожить.
По-видимому, каждый христианин имеет немного собственного опыта приближения к опасному месту. Насколько мы живем близко Господа, настолько мы находимся под Божественной защитой. Насколько мы колеблемся в нашей преданности, настолько мы приближаемся к противнику. Таким образом можно попасть в серьезную опасность даже не согрешая буквально. Сердце может быть верным Господу, но оно может попасть в грех с другими, которые к нему причастны. Поэтому Божье Слово наставляет нас смотреть за нашими поступками, нашими отношениями, нашим поведением, находиться “под сенью Всевышнего”, “ходить прямо ногами нашими”, чтобы слабое и хромлющее не совратилось. Лучше, чтобы оно исправилось и держалось очень близко Бога, и как можно дальше от опасного места.
R5742 (1915 г.)