ПРИВИЛЕГИИ ПРЕСТОЛА БЛАГОДАТИ
“Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи” (Евреям 4: 16).
Хотя эти слова апостола всегда касались всего Божьего народа, они имеют особенно важное значение для нас, потому что мы осознаем, что живем в очень злом дне, о котором он говорил в своем Послании к Ефесянам; что этот день уже наступил и только облекшиеся во всеоружие Божье будут должным образом снаряжены, чтобы противостоять нападениям врага. Его совет, чтобы христианин обеспечил себя Божьим всеоружием, свидетельствует о потребности в таком оружии, о сложности в противостоянии нападениям, ожидаемым в том дне, и о малочисленности тех, которые в конечном итоге выстоят. Он советует взять не только щит веры, не только шлем спасения, не только броню праведности, не только Меч Духа, не только сандалии готовности, не только пояс Истины, но взять их всех вместе. Это значит, что мы будем нуждаться в них, если хотим выдержать все нападки, ожидаемые в этом злом дне.
О, как немногие осознают важность этого оружия, предлагаемого Богом! Их проблема – результат того, что они не распознают времени, в котором живут, что они недостаточно проснулись, что они не стремятся исследовать Писание и вооружиться им для битвы Великого Дня Бога Вседержителя.
Но как бы усердно христианин не готовился, он должен видеть, существует ли прямая и постоянная связь между его сердцем и Господом. В Библии Бог дал нам Свое Послание, Свое обещание, Свои наставления заблаговременно. В другом месте ап. Павел сказал, что Его Слово достаточно, “да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен”. Мы ценим это, но также осознаем, что мы недостойны, что мы ничтожны и полны недостатков. Невзирая на все это, наш Господь заверил нас, что мы можем приблизиться с отвагой к Престолу Небесной Благодати и там получить милость и для своевременной помощи найти благодать и прощение грехов.
Это обетование прощения не касается первоначального греха, потому что прощение его мы получили тогда, когда посвятились Господу, и нет надобности возвращаться к нему ежедневно. Однако, покорив нашу волю Господу и начав идти узким путем, мы должны знать, в чем состоит наше разумное служение (Рим. 12:1). Мы нуждаемся во всем, что Он приготовил для нас. Именно наши ежедневные прегрешения нуждаются в ежедневном прощении. Поэтому, если кто-то хочет быть добрым воином Господа Иисуса, он должен поддерживать тесную связь с Главой, и имеет честь делать это, приходя ежедневно к Престолу Благодати.
Если бы мы сравнили привилегию приблизиться к Богу с привилегией приблизиться к земным монархам, мы бы увидели откровенное проявление Божьей милости к нам. В случае короля Англии, кайзера Германии или любого другого монарха на земле важность престола поддерживается так старательно, что к нему нелегко приблизиться. Этого надо сильно желать. И если кому-то предстоит предстать перед королем, он должен одеть соответствующую одежду, придерживаться установленного этикета, а также иметь надлежащие рекомендации. И если король будет милостив, то лишь тогда может быть предоставлена аудиенция. А наш Бог, Всемогущий Творец Вселенной, милостиво дал каждому, кто зачат Святым Духом, привилегию обращаться к Нему в молитве во всех делах – со всеми своими потребностями, со всеми трудностями, при этом называя Его полным любви именем “Отец”. Что за удивительная благодать!
Следовательно, каждое Божье дитя, прежде чем приблизиться к Престолу Благодати, должно поинтересоваться, что Господу угодно, а что нет. У него должно быть одно стремление – знать волю Отца и в соответствии с ней устраивать свои дела. Будучи уверенным, что наши сердца полностью покорены Господней воле, апостол дает описание христианского воина, который одет во всеоружие Божье (или его одевает) и стремится соответствовать наивысшему критерию. Затем, имея всеоружие, ему нужно развивать и использовать привилегию молитвы (Еф. 6: 18).
ПРИЕМЛЕМАЯ МОЛИТВА
Предыдущая цитата говорит о том, как следует возносить молитву – “всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом”. Мы должны поставить ударение на слове “духом”. Сравните этот вид молитвы с другими, которые не есть в “духе” и являются лишь формальными. Мы знаем, что язычники соблюдают много формальностей в своих молитвах. Например, китайцы используют колесо, на котором написаны определенные молитвы, и они думают, что чем больше раз они повернут колесо, тем больше раз молитва поднимается к их богу. Это бесполезные повторения. Но китайцы – язычники, они не познали истинного Бога. Другие приступают к истинному Богу прибегая к напрасным повторениям, не зная, чего они хотят и что для них лучше всего, в чем Божья воля. Некоторые христиане используют напечатанные прошения, которые в действительности не отображают их собственные чувства и дух, и они, поклоняясь, обращаются ими к Господу так или иначе формально. Некоторые молитвы представлены в четках. Их используют наши друзья римо-католики. Каждая четка представляет молитву, и считается, что такое повторение помогает верующему. Он снова и снова перебирает эти четки, повторяя свою молитву над каждой из ней.
Все эти попытки со стороны людей, язычников и христиан, приблизиться к Богу в молитве свидетельствуют о том, что существует сознательная потребность в Божественной помощи. Но к Богу не следует приближаться формальным образом. “Бог поругаем не бывает”. Если бы мы приблизились к земному царю небрежным образом, то он, увидев неискренность просьбы, возмутился бы. Поэтому можем быть уверены, что когда мы приходим к Богу с пустыми словами, наши молитвы не будут услышаны. Также следует помнить, что Бог принимает только молитвы, исходящие от тех, кто находится в завете с Ним через нашего Господа Иисуса Христа. Нет другого пути получить право приходить к Всевышнему, чем обращением к Нему “Отче наш”.
Возвращаясь к словам “всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом”, мы видим, что апостол имел в виду следующее: что в каждой нашей молитве (какой бы ни была наша просьба) должна быть усердность духа. Молитва всегда должна приноситься в “духе” – с осознанием в своем сердце того, что мы делаем. Иначе она не может быть приемлемой для Бога. Это должна быть “мольба”, пылкая просьба. Когда мы молимся к Богу, мы должны бодрствовать “со всяким постоянством” – проявлять настойчивость в молитве, не теряя сразу надежду, если наши просьбы не получают быстрый ответ. Мы не должны молиться о том, что (на основании Божьего Слова) не является Господней волей, а должны молиться о том, в чем, мы верим, Его воля. И мы действительно должны желать того, о чем просим. Затем, надо следить за исполнением наших молитв и быть готовыми к благословению, когда оно придет. Наш Отец знает, в чем мы нуждаемся, еще прежде чем мы попросим Его (Матф. 6:32, 8).
САМОЛЮБИВЫЕ ПРОСЬБЫ НЕДОПУСТИМЫ
Так вот, цель молитвы – получить помощь и привести нас к такому состоянию ума, в котором мы будем искренне желать получить благословение нашего Отца. Бог не хочет давать Свои наилучшие благословения там, где они будут бесплодными. Когда Он дает нам эти благословения, Он надеется, что наше сердце будет в состоянии принять их и принести плоды. Мы должны постоянно находиться в состоянии полного подчинения Его воли. Наш Небесный Отец лучше всего знает о наших потребностях, но Он медлит изливать Свои самые богатые дары на Своих детей, пока мы не готовы к ним. Поэтому никогда не следует приходить к Нему с напрасными, бессмысленными просьбами.
Пока мир молится лишь о еде, одежде, сиюминутных благословениях или о победе над своими врагами, мы, Божьи дети, должны подчинить свою волю Ему и молиться словами молитвы, пример которой дал Господь: “Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе”. Затем: “Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день”, – сколько бы его ни было, мало или много, и не указывая, какая это должно быть еда, а лишь принимая то, в чем Он видит нашу потребность. Мы отдали все это полностью в Господние руки. Особенно мы просим о духовном Хлебе. Наши молитвы должны быть направлены в сторону духовного, а не плотского. Лишь в отдельных случаях нам следует молиться о земных вещах, так как мы посвятили свои тела Богу. Поскольку тело должно умереть, поскольку оно было принято как жертва, мы должны стараться оберегать тело, которое мы отдали Господу, лишь до тех пор, пока это необходимо для нашего духовного развития, испытания и завершения того труда, который Он нам поручил. Также мы должны желать и быть готовыми отдать его, как только Господь будет готов завершить жертву. Мы имеем его лишь как орудие Нового Творения.
Поэтому, как Новые Творения, мы всегда должны молиться исходя из интересов этой новой природы. Мы должны искать Хлеб с Неба и питаться им. Мы должны развивать плоды и благодати Святого Духа. Читаем, что Отец желает давать то, что доброе, просящим у Него больше, чем земные родители желают давать своим детям. Поэтому мы не только должны молиться в Духе, но (как на то обращает внимание Господнее Слово) наши молитвы должны быть в согласии с Духом, с Новым Творением, чьи потребности являются первоочередными в наших глазах и в глазах Господа и чьи интересы Господь особенно желает благословить, если мы учитываем их и молимся о них.
ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА
А вот логический вывод из всего этого: Господний посвященный народ должен мало молиться о земном, осознавая, что для Церкви конечным результатом является не реституция, а жертва до самой смерти, после которой придет славное воскресение. Поэтому мы, посвященные, должны молиться о благодати воспринимать в верном духе различные испытания и трудности, когда мы вкладываем на себе всеоружие (и когда вложили) и учимся пользоваться Мечом Духа, давать отпор противнику и врагам, которые затаились в нашем собственном теле – нашим филистимлянам. Мы нуждаемся в обилии благодати, чтобы правильно усвоить уроки наших испытаний и нападений противника и осознать, что все это действует во благо любящим Бога и “призванным по Его изволению”. Мы ежедневно учимся “делать наше звание и избрание твердым”.
Господний народ следует поощрять к участию в собраниях молитв, и каждый по отдельности должен ежедневно приходить к Престолу Благодати. Наш Господь сказал, что там, где двое или трое собраны во Имя Его, там Он будет посреди них. Когда высказывается просьба, касающаяся общих интересов, мы должны объединить свои сердца, чтобы благословение могло распространиться и коснуться многих сердец. То есть, мы имеем совет, что Господний народ должен значительную часть своих молитв проводить вместе, сообща. Но это не мешает нам наедине молиться к Господу так часто, как это нужно, рассказывая Ему об осознании нами ошибок и слабостей и умоляя о применении драгоценной заслуги жертвы нашего Спасителя, чтобы устранить каждое пятно и каждую складку нашей одежды. Такая молитва является самой сущностью жизни христианина, его “дыханием жизни”.
Мы видим, что вмешательства противника, мира и плоти направлены на то, чтобы обескуражить нас или втянуть в дела нынешней жизни. Но Господь предоставил нам возможность приблизиться к Нему, поэтому мы можем приходить к Нему с любым трудностями, любыми хлопотами, и быть уверенными, что наша просьба привлечет Божественное внимание и получит Божественную помощь. Мы говорили о слабостях нашей плоти, которые отвлекают нас от молитвы. Многие христиане, сделав что-то, за что их упрекает совесть, склонны некоторое время избегать обращения к Господу в молитве, боятся, стесняются, полагая, что впоследствии им станет легче. Такой путь таит в себе большую опасность, так как обязательно будет препятствовать нашему духовному росту. Поэтому этого нельзя допускать. Мы должны помнить, что в такие минуты существует еще большая потребность в том, чтобы обратиться к Престолу Небесной Благодати. Господь знал о наших слабостях заранее. Он знал заблаговременно о нашей неудаче и хотел, чтобы мы научились чему-то из этого опыта и могли (поддерживаемые нашими молитвами) стать сильнее против греха и всего, что Ему не нравится.
ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ НАПАДЕНИЯ САТАНЫ
Нет сомнения, что противник пытается помешать нашим молитвам, нашему общению с Отцом. В одной из песен есть слова:
“Дрожит противник, когда видит
Самого слабого святого в мольбе”.
Мы не думаем, что сатана действительно так дрожит, но можем быть уверены, что он осознает силу молитвы в жизни Божьих детей, и одна из его основных стратегий нападения заключается в том, чтобы разорвать наше общение с Господом – так же, как на войне умелый военачальник пытается отрезать связь врага от его штаба, от базы снабжения. Если бы ему удалось разорвать наше общение с Небесным Домом, тогда мы с большей вероятностью упали бы под его коварными и злыми ударами. Тогда мы действительно оказались бы беспомощными, без Божественного руководства.
Возникает вопрос: Что может сделать сатана, чтобы прервать наше общение? Существует много способов вторжения в человеческий ум: разные мысли могут прийти как во время молитвы Божьих детей, так и при других обстоятельствах. Это могут быть мысли о работе, о развлечениях, о грехе, о светских интересах и планах и т.д. Нам неизвестно, сколько власти дано противнику по отношению к Господнему народу. Однако, нам известно, что ему не по силам навредить их воле. Но он имеет способность возбуждать определенные органы нашего ума, поэтому если мы не будем внимательны, то можем потерять должную связь с Господом, и наша христианская отвага может значительно ослабеть. Вот так мы потеряем способность давать отпор миру, плоти и противнику.
Таким образом, нам надлежит принять все возможные меры безопасности, чтобы сохранить связь с нашим Небесным Отцом. Например, если в личной молитве существует склонность к сонливости или к переключению внимания на другие дела, тогда мы можем поднять голову, если она наклонена, или можем открыть глаза и поднять их, если они закрыты. Мы должны бодрствовать, чтобы все наши молитвы и мольбы были в Духе, чтобы они не были небрежными, формальными. Мы должны бодрствовать, чтобы они действительно выражали стремления нашего сердца. Можно сказать, что несколько предложений молитвы от всего сердца принесут больше добра для Господних детей, чем сколько угодно пустых слов. Мы советуем тем, кому трудно держать ум сосредоточенным во время молитвы, усилить и сократить свои просьбы, чтобы во всех своих молитвах они бодрствовали, думая о том, действительно ли то, чего они хотят и о чем молятся, соответствует Слову Господа – находится в интересах Нового Творения.
R5744 (1915 г.)