ПРИОБРЕТАТЬ ДРУЗЕЙ МАМОНОЙ НЕПРАВЕДНОСТИ
“И Я вам говорю: приобретайте себе друзей мамоной неправедности, чтобы, когда ее не станет, они приняли вас в вечные шатры” (Луки 16: 9, ВоП).
Иудейский народ был Божьим избранным наследием. Под Моисеевым Заветом некоторые из этого народа были представителями Бога и народа Израиля. Поэтому Иисус мог сказать к Своим ученикам: “На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают” (Матф. 23: 2, 3). Бог поручил им особую ответственность, благословения, привилегии и знание, и народ в той или иной мере зависел от них. Но они были несправедливы в своих отношениях с народом.
Господь через Своего Сына посылал слова к этим книжникам и фарисеям, говоря, что они будут лишены управительства. В целом им удалось понять, что приходит Новая Эпоха – Евангельский век. Иоанн Креститель, предвестник Христа, также возвестил, что приблизилось Царство Небесное. И вот Иисус дает притчу, которая объясняет положение, какое должны занять эти классы. Он приводит пример несправедливого управителя, которого господин позвал и потребовал от него отчет, потому что его управительство вот-вот должно было закончиться.
Когда этот управитель узнал, что его вскоре сместят, он постарался обрести друзей из числа тех, кто задолжал его господину. Каким бы несправедливым не было его прежнее отношение к этим должникам, он решил по возможности списать их долги, поскольку имел на это право. В давние времена управитель мог заключать договоры и т. д. для своего господина. Поэтому он урезал счета, и за это должники стали его друзьями. Похвалив такое поведение, наш Господь сказал, что это был очень мудрый шаг со стороны управителя, так как этим он обрел благосклонность всех, кто мог ему помочь. Хотя наш Господь одобрил такие действия как мудрое светское поведение, однако посоветовал брать в пример не несправедливость управителя, а его находчивое поведение, которое принесло ему благосклонность и дружбу тех, с кем он прежде вел себя несправедливо.
Слова Учителя применительно к Его времени учат, что книжники и фарисеи должны были искать любви и благодарности своих иудейских братьев. Если бы они попытались сделать людей счастливыми и довольными, им было бы легче впоследствии. Но они этого не сделали, и когда на народ пришло великое время скорби, в 70 году н. э., религиозные правители более всего сетовали и более всего пострадали в нем. Они не оказались такими мудрыми, как этот несправедливый управитель.
НАША ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК БОЖЬИХ УПРАВИТЕЛЕЙ
Тогда наш Господь применил эту притчу к Своим ученикам и дал им некоторый урок: “И Я вам говорю”. Применение притчи к Его последователям несколько отличается от применения ее к книжникам и фарисеям. “И Я вам говорю: приобретайте себе друзей мамоной неправедности” (ВоП). Другими словами, Господний народ получил наставление использовать то из мамоны неправедности, что у него имеется, чтобы сделать как можно больше добра, благословляя и поддерживая других. Так он сумеет обрести благодарных, признательных друзей.
Это не означает, что наши хорошие поступки и использование нами того, что Господь дал, следует делать только ради похвалы и материальной выгоды для себя. Нет. Целью должно быть действительное служение ради благословения других, как это советует Священное Писание. Так Господние дети действительно будут достойными похвалы и угодными Богу. Верим, что это хороший совет, которого следует держаться сегодня. Учитель сказал, что сыны века сего в целом догадливее сынов света в использовании того, что служит их наилучшим интересам.
ВРЕМЯ СКОРБИ, ПОКАЗАННОЕ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
По словам нынешних церковных властей, они сидят на седалище Христа. Человеческие массы не знают ничего лучшего, кроме того, что им говорят их религиозные правители. Сегодня доктора богословия видят, что нынешняя Эпоха приближается к концу, и им следовало бы попытаться исправить прежние ошибки в обращении со своими стадами, попытаться хотя бы частично искупить прошлую вину. Так или иначе они прятали “ключи знания” (Лук. 11: 52, ВоП), пользовались суеверностью людей и требовали от них деньги под всяким надуманным предлогом. Теперь им следовало бы, по возможности, исправить все это, говоря людям правду. Стоило бы попытаться спасти себя от насилия, которым будет сопровождаться их падение. Если бы они это сделали, то с пришествием беды падение не было бы таким тяжелым. Но они все больше противопоставляют себя интересам людей и этим только создают себе проблемы на ближайшее будущее, как на то обращает внимание Священное Писание.
Мы не должны удивляться, если в приближающемся времени великой скорби священники и служители испытают больше бедствий, чем люди, которым они завязывали глаза. Католические священники жестоко пострадали во время Французской революции, которая в малом масштабе изображала грядущий большой катаклизм. Французская революция, как мы знаем, ясно упоминается в Откровении 12: 15, 16. (См. также “Исследования Священного Писания”, том 3, стр. 50-54 и 64-69). Верим, что клир и лидеры номинальной церкви больше всего пострадают в близком общем свержении Существующего Строя: одни за то, что активно противостояли Истине, а другие за то, что, считая себя представителями Истины, просвещения и свобод людей, в действительности не защищали истину, которую познали, а из собственных соображений сидели тихо. Они не смогли защитить интересы, которым обещали служить.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИТЧИ К СВЯТЫМ
Применяя слова Иисуса к себе, святые должны научиться, что какой бы мамоною неправедности, какими бы земными богатствами они не обладали, следует, по возможности, быть щедрыми, а не скупыми. Суть такова: Господь дает нам понять, что если мы, Его последователи, имеем те или иные средства, возможности, влияние и т. п., мы должны использовать эти таланты, данные Господом, для продвижения Его Дела. И если в представлении нами Истины мы сталкиваемся с тем или иным публичным осуждением, не следует уделять этому слишком много внимания, а стремиться быть доброжелательными, насколько позволяет наша верность Господу и дух Его Слова.
Учитель добавляет: “Чтобы, когда ее не станет, они приняли вас в вечные шатры”. Те, которые могут принять нас в вечные шатры, это, конечно, Господь и Его ангелы. Он обещал принять всех Своих верных. Использование нами мамоны неправедности, жертвование земными интересами, которые время от времени могли бы принести нам благословение от людей, окончательно коронует нас благословениями от Господа, как это было обещано. Когда ее не станет, это будет означать конец нашего пути жертвования. Весь Господний народ должен умереть. Это – цель его посвящения; это – жертва до самой смерти. Принадлежа к классу тех, кто приобретает друзей с помощью мамоны неправедности (благодаря ей или через нее), они, когда закончат свой путь, будут приняты в вечные шатры – туда, где приготовлено место для верного класса “более чем побеждающих” (ВоП), “жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный”.
Мы не применяем слово “они” обязательно к тем, кто стал нашими друзьями. Бог – наш Друг, если мы, Его дети, живем жизнью самопожертвования и игнорируем эгоистичное использование земной мамоны, стремясь служить Господу. Тогда нашими друзьями, которые примут нас, когда ее не станет, будут не только (не обязательно) те, кто имел пользу от наших жертв, но, прежде всего, те, кто за завесой, – Отец, Господь Иисус, прославленные святые и все святые ангелы. Блаженное упование!
R5749 (1915 г.)