ПРЕГРЕШЕНИЯ, ГРЕХИ – ИХ ВЛИЯНИЕ НА ХАРАКТЕР
“Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти” (1 Иоанна 5: 17).
Мы должны видеть разницу между прегрешениями и грехами. Грех – это нечто, совершаемое в той или иной мере добровольно, преднамеренно. Прегрешение – это в известной степени грех, совершенный без злого умысла. Тот факт, что грех назван прегрешением, означает, что он совершен недобровольно.
Божественный Закон существует независимо от того, способны ли мы его выполнять, или нет; и каждое нарушение Божественного Закона в определенном смысле является грехом. Но те нарушения Божьего Закона, которые в полной мере являются следствием наших неизбежных недостатков, не наказуемы как преступления, а, значит, не принадлежат к той же категории, что грехи, в той или иной степени сознательные.
Что касается мира, он уже находится под осуждением за грех. В случае тех, кто принял Христа и получил прощение своих грехов через Него, апостол Павел говорит, что “в Своей снисходительности Бог проходил мимо [их] грехов, которые были прежде” (Рим. 3: 25, Жив. Поток). Что касается ответственности за их прегрешения, то благодаря тому, что они посвятили свою жизнь, чтобы стать последователями Христа, эти грехи навсегда остались в прошлом. С тех пор Господний народ уже не считается грешниками, но святыми, чья жизнь посвящена праведности.
Тем не менее, мы имеем это сокровище Нового Творения в земном сосуде, в нашем смертном теле. Новое Творение во Христе больше не намерено совершать грех, потому что если бы оно грешило самовольно, это свидетельствовало бы о полном отвержении им Завета, заключенного с Господом. Однако, несмотря ни на что, оно совершает прегрешения, так как у него есть только добрые намерения сердца и несовершенное тело, в котором приходится действовать. Апостолы понимали этот факт. Св. Павел признал, что в его плоти нет никакого совершенства. Св. Иоанн говорит, если кто думает, что в нем нет греха, тот обманывает себя, и в нем нет Истины (1 Иоан. 1: 8-10). Тот же апостол в том же Послании утверждает, что кто грешит, тот от дьявола. В этом последнем стихе он, по-видимому, имеет в виду увлечение грехом, добровольный грех, а не случайные прегрешения, потому что буквально перед этим он сказал, что все совершают неумышленные нарушения Божьего Закона. Св. Иаков говорит, что во многом все мы ошибаемся (Иак. 3: 2). Желание есть у всякого, кто посвящен как Божье дитя, но вот с выполнением имеются проблемы.
НАШЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОСЛЕ ПРЕГРЕШЕНИЯ
По словам Священного Писания, для Господнего народа грешно обижать друг друга словом, делом или мыслью. Но многие не осознают этого высокого критерия даже после того, как они вошли в семью Бога. Могут пройти месяцы и даже годы, прежде чем они поймут полную меру Божественного Закона относительно всех жизненных дел. Следовательно, многие в течение некоторого времени виновны в том, что они плохо говорят и плохо думают о других, однако не догадываются о том, что это плохо. Такие нарушения Божественного Закона считаются прегрешениями. Наше поведение перед Богом должно быть следующим: “Милостивый Небесный Отец, мы не способны поступать совершенно. Молим Тебя, прости наши прегрешения, как мы прощаем тем, которые сделали прегрешения против нас. Мы приходим с отвагой к Твоему Престолу Небесной Благодати и просим закрыть заслугой нашего Спасителя эти прегрешения; просим благодати, чтобы побеждать, насколько это возможно, и становиться святыми в уме, слове и деле”.
Но когда человек грешит, это что-то совсем другое. Насколько он сознательно нарушает Божественный Закон, настолько получит розги. Грехи оставляют свой след в характере, потому что они, по меньшей мере, являются сознательным нарушением принципов праведности и Завета с Богом, которым каждый истинный христианин обязался повиноваться Божественному наставлению. Священное Писание ясно утверждает, что когда кто-то из них обдумано грешит, он совершает грех к смерти, за который уже не будет достаточного наказания за исключением прекращения существования во Второй Смерти.
ПРЕГРЕШЕНИЯ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕПЯТСТВИЕМ
Стих “А если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника”, по-видимому, касается прегрешений, а не сознательных, добровольных, грехов, потому что, как мы обратили внимание, тот же апостол пишет, что “кто делает грех, тот от дьявола”, а “всякий, рожденный от Бога, не грешит”. Всякий, кто зачат Богом, кто обладает Святым Духом, не может, пока у него есть Святой Дух, совершать грех с полным сознанием. Возможно под влиянием сильного искушения со стороны плоти он не согрешил преднамеренно, потому что если бы он совершил такой грех, было бы очевидным, что он потерял Святой Дух полностью. Пока Святой Дух пребывает в нем, он не может добровольно, сознательно совершать грех. Он может быть побежден слабостью плоти и может дать частичное согласие на зло, но это будет только частичный грех. Однако за ту часть, которая свидетельствует о согласии его ума, он получит розги – в зависимости от меры умышленности.
Наши неумышленные прегрешения, если с ними бороться как следует, по-видимому, не будут мешать развитию характера. Священное Писание дает понять, что Новое Творение, которое должным образом растет, сражается со всеми видами греха и несовершенства и воинствует с ними должным образом. В случае прегрешений, которых мы не можем избежать, они, вместо нанесения нам вреда, помогают увидеть, какие стороны нашего характера являются слабыми и нуждаются в укреплении. Мы узнаем о своих слабостях только тогда, когда в той или иной мере совершаем прегрешения неумышленно, недобровольно. Когда мы находим слабость в развитии своего характера, нам приносит удовольствие прикладывать настойчивые усилия, чтобы укрепиться в этих направлениях – “укрепиться Господом и могуществом силы Его” (Еф. 6: 10).
ГРЕХ ПРОТИВ СВЯТОГО ДУХА
Наш Господь заявил, что всякого рода грех и хула простятся людям, кроме хулы на Святого Духа. Его мысль, верим, заключается в том, что поскольку люди так или иначе несовершенны в своих суждениях, Господь на этом основании готов простить все эти изъяны и прегрешения, потому что они неумышленны. Следовательно, Божественное прощение будет для некоторых больших прегрешений и преступлений, совершенных людьми. Распятие нашего Господа в действительности не было умышленным. Упоминая о тех, кто распял Христа, апостол Петр говорит: “Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению”. Св. Павел высказывает ту же мысль: “Ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы” (Деян. 3: 17; 1 Кор. 2: 8).
Данные высказывания наводят на мысль, что этот поступок был в той или иной мере прегрешением со стороны виновных. В нем была определенная мера греха, определенная мера знания. Насколько они имели знание, настолько имели ответственность и получили наказание – индивидуально и как народ.
Поэтому Священное Писание говорит, что для распявших Князя Жизни в будущем будет возможность получить благословение. После пробуждения их глаза будут отворены. Мы рады за них. Они не согрешили с полным знанием и преднамеренностью и потому не подлежат Второй Смерти. В будущем их ожидает испытание. Но, по нашему мнению, они поднимутся лишь как члены рода Адама. Как иудеи, они не будут иметь никакой особенной привилегии и, возможно, будут нуждаться в многочисленных наказаниях. Некоторые, очевидно, так и не обратятся никогда.
Что же означает грешить против Святого Духа? Отвечаем, что Святой Дух – это Дух Правды, праведности. Кто признает Дух Правды, Господний Дух, и сознательно совершает насилие против него и против посланников Истины (за то, что они являются ее посланниками), тот грешит против Святого Духа, и насколько он делает это, настолько является добровольным грешником. Если такой поступок сделан с полным знанием, полным светом, для такого греха нет прощения ни в этой жизни, ни в будущей. Концом такого греха против полного света и понимания будет Вторая Смерть. Хотя каждый умышленный грех против Святого Духа, против Истины должен получить наказание – в этом веке или в грядущем, – однако таким наказанием не будет Вторая Смерть, пока знание, пока грех не будет полным, совершенным.
R5750 (1915 г.)