АПОСТОЛЬСКИЙ СОВЕТ, ВАЖНЫЙ КАК НИКОГДА РАНЬШЕ

“Большая часть ночи прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света” (Римлянам 13: 12, Ротергем).
Если внимательно изучать библейскую хронологию, становится очевидным, что каждый из шести больших Дней, во время которых Иегова готовил землю для человека (и которые закончились созданием человека), был периодом длиной в семь тысяч лет. После создания человека Бог “почил от всех дел Своих”, связанных с землей. Период Его отдыха начался тогда, когда начался большой Седьмой День, и длится с тех пор. Этот Седьмой День также должен быть периодом длиной в семь тысяч лет, вводя при его завершении – спустя 49 000 лет после начала упорядочения Земли – славный ее Юбилей.
Этот большой День Отдыха Иеговы был Рабочей Неделей человека, во время которой каждый День длился тысячу лет. Когда апостол Павел писал слова нашего стиха, четыре с лишним (тысячелетние) Дни уже были позади, и он находился в пятом Дне. В результате грехопадения человека практически все это время было господством греха, тьмы и смерти. Поэтому, оглядываясь назад, св. Павел мог сказать, что чрезвычайно длинная ночь тьмы по большой части миновала, и день находится рядом. На основе пророчеств Ветхого Завета и чудесных откровений, полученных от Господа, апостол получил уверение, что благодаря жертве за человека, данной Господом Иисусом Христом, должен прийти славный День освобождения от рабства Греха и Смерти – Седьмой День большой Недели человека. Собственно, об этом славном Субботнем Дне апостол здесь и говорит.
В течение первой половины упомянутого длинного периода (от грехопадения наших первых родителей) существовал очень слабый свет по поводу освобождения человека от проклятия смерти, вынесенного прародителю человечества за его непослушание. Существовало маловыразительное обещание, что Бог в далеком будущем сделает что-то для человечества. Сначала были слова, сказанные к змею (который привел к грехопадению человека), что Семя жены поразит, то есть сокрушит, его голову, тогда как сам он будет жалить это Семя в пяту. Затем Господь закрыл наготу Адама и Евы кожами животных, имея в виду будущее прикрытие, поставляемое смертью еще неизвестного Искупителя – Семени Жены. Впоследствии Бог удостоверил принятие животного-жертвы, принесенного Авелем. Немного позже получил наставление Енох (Иуд. 14-16), а еще позже было дано обещание Аврааму, что Бог собирается благословить все племена земли через его Семя.
Затем посредством еврейского народа наступило постепенное введение особой черты Обетования (данного Аврааму) сделать из него народ, который, если он окажется достойным, будет носителем света для всех других народов и наций. Несмотря на все трудности, доставшиеся в удел Израилю для его исправления в то время, когда пришел наш Господь Иисус, он, как народ, подлежавший особому Божественному наставлению, оказался совершенно неготовым принять Его как Божьего Мессию. Поэтому израильтяне распяли Его. И все же они находились впереди других народов. Бог не давал наставлений другим народам, тогда как народу Израиля дал пророков, законы и т.д. (Ам. 3: 2). И хотя этот особо привилегированный народ был совершенно не готов к свету, который представлял Господь Иисус и Его учение, в нем нашлись некоторые, готовые принять Его как посланного Богом долгообещанного Мессию Израиля. Они были “подлинными израильтянами”.

ПРИЗЫВ КЛАССА “НЕВЕСТЫ”

“Пришел к своим [Своему народу], и свои Его не приняли”. В то время, когда был распят Христос – после выполнения Иоанном Крестителем своей миссии и после трех с половиной лет служения нашего Господа среди этого народа – лишь немногим более пятисот из него сделались учениками Иисуса и смогли соблюсти верность. Однако в Пятидесятницу и после нее пробудились многие другие, пришедшие к свету Истины, принявшие евангельское послание и получившие Святой Дух. Свыше двадцати пяти тысяч, насколько мы способны судить, изменили свое сердце. Как замечательно, что столь многие из этого маленького народа приняли Мессию! Ни один народ не может показать столь отменного достижения. Как свидетельствует история, нужно было свыше 1800 лет, чтобы выбрать остальных из язычников (из 144 000 избранных).
В то время вышло послание, что евангельский призыв должен собрать класс “Невесты”, которому предстоит быть вместе с Мессией в Его славном Царстве. Это послание не предусматривалось для всех: оно было исключительно для тех, кто имел уши, чтобы слышать, и сердце, чтобы откликнуться. Если бы мы поставили себя на место апостолов в те дни, то увидели бы, что они готовились к великой будущей славе и полагали, что определенное заранее число этого почетного общества скоро будет собрано. Они, по-видимому, считали, что эти тысячи, собранные из всех иудеев Палестины и других стран, к которым присоединились некоторые язычники, принятые, как понимали апостолы, несколько позже, будут “малым стадом”, “Невестой” Христа. Вот почему апостолы постоянно говорили так, словно Царство находилось рядом. Они полагали, что оно близко и ожидали его каждый день.

ДО НАШИХ ДНЕЙ НЕ БЫЛО ЧЕТКОЙ ХРОНОЛОГИИ

Однако апостол Павел обращал внимание на то, что некоторые Писания еще не исполнились, что в Церкви неминуемо должно произойти большое отступничество перед приходом великого Дня Господа. По-видимому, первая Церковь не имела четкого метода, с помощью которого она могла бы подробно подсчитать количество лет от Адама.
Способ исчисления лет, который мы имеем, является довольно современным. В древние времена каждый народ имел собственную хронологию. Люди считали, что прошло столько-то лет от начала той или иной династии; столько-то лет от определенного знаменательного события до первого года царствования Навуходоносора, или Кира, или еще кого-то. Также израильтяне говорили, что в таком-то году царствования Давида или Езекии и т.д. произошло такое-то событие. Но нелегко было собрать эти вещи вместе, чтобы получить подробную хронологическую цепочку. Существовали разорванные звенья, которые наш Господь с тех пор предоставил нам в Новом Завете и на которые следовало обратить внимание и соединить их вместе в “свое время”.
Сегодня мы имеем всяческие преимущества перед ними. Еврейские Писания были на пергаменте и хранились в определенных местах. С ними трудно было обращаться, потому что они были написаны на больших свитках. Нужно было развернуть одну сторону пергамента и свернуть другую, чтобы добраться до места, где можно было прочесть то или иное пророчество. Сегодня мы имеем аккуратно напечатанные Библии и видим, что некоторые из них содержат удобные ссылки, с помощью которых можно переходить с одной страницы на другую. Также мы имеем проработки хронологии, которые позволяют получить четкую, непрерывную цепочку от сотворения Адама до нынешнего года.
Правда, иудеи имеют хронологию, называемую Anno Mundi – Год от сотворения мира, – но она появилась спустя много лет после апостолов. Иудеи считали, что до Адама очень-очень далеко. Апостол Петр говорил, что день у Господа как тысяча лет, и тысяча лет как один день. Иудеи не имели никаких средств, с помощью которых могли бы точно подсчитать хронологию с самого начала, – ничего, что помогло бы получить информацию по данному поводу. Поэтому неудивительно, что они не были четко проинформированы. Господь, по-видимому, преднамеренно оставил эти вопросы неясными до “Своего времени”, когда их следовало сделать явными.

ДЕНЬ ХРИСТА СЕЙЧАС В ДЕЙСТВИИ

Во дни апостолов было правильно говорить, что День Господа “близко”. Апостолы понимали, что в мир пришел большой Свет, что наступил поворотный момент в истории мира. Но это еще не был солнечный свет большого Тысячелетнего Дня. Св. Павел говорил, что тьма дальше покрывает землю и густая тьма – людей. Господь Иисус объяснил, что свет, который в то время сиял от Него, не было тем большим “Солнцем Правды”, которое позже будет сиять на весь мир. Также ученики Христа не давали света, который мог быть светом солнца для человечества. Наш Господь сказал Своим ученикам, что они должны ставить свой свет на подсвечник, чтобы он светил тем, кто в Доме (Матф. 5: 14-16). Но, чтобы осветить весь мир, нужен будет свет “Солнца Правды” – Христа и Его Церкви в славе. Наш Господь указал, что это произойдет при завершении Века, который в то время только начинался, – Евангельского века (как его обычно называют), христианской эпохи.
В начале этого Века Он посеял семена, которые должны были произвести класс “невесты” – класс, который должен был царствовать с Ним над миром в следующем веке. Но Он предостерег, что противник, сатана, посеет семя неправды на Господнем пшеничном поле и добьется успеха в выращивании большого урожая плевел. Наш Господь сказал также, что в конце Евангельского века Он будет лично присутствовать и, как великий Главный Жнец, соберет плевелы в снопы, чтобы сжечь, а пшеницу соберет в житницу. Говоря о том времени, Учитель сказал: “Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их” (Матф. 13: 43).
Это время еще полностью не наступило. Но славный День уже сейчас светает. Большинство членов Христа уже находится со своим Господом с другой стороны завесы, и сияние рассвета усиливается. Скоро День будет во всем своем славном блеске. Свет утра еще больше привлекает наше внимание к хронологии и помогает увидеть ошибки, сделанные в прошлом всеми, кто пытался построить хронологию еще до того, как наступило время понять ее отчетливо. Он показывает нам, что была сделана ошибка в сто двадцать лет и еще несколько меньших ошибок.
Следя библейскую хронологию до наших дней, мы видим, что мы живем сейчас на самом рассвете большого Седьмого Дня большой Недели человека. Об этом наглядно свидетельствуют события, которые происходят везде вокруг. Тысячелетний Век уже начался, День Господа уже действует – присутствует. Поэтому мы не должны спать, но всячески бодрствовать. Некоторые ужасные вещи должны были произойти по мере наступления Дня Христа, накануне полного сияния Солнца. Например, нынешняя чудовищная война, которая действительно является ужасной вещью, была предвидена давно (Иер. 25: 15-38; Иоил. 3: 2, 9-16). Ежедневно она увеличивается в масштабах и силе и вскоре перейдет в революцию, чтобы за ней поспешно пришел хаос анархии. Великий противник умеет представлять тьму в виде света, и воюющие народы действительно думают, что они, убивая друг друга, служат Богу.
Возникает вопрос: “Будут ли Соединенные Штаты впутаны в эти события?” Возможно. Но возможно также, что эта страна получит свое возмездие в скорой революции и анархии. Все это ужасное состояние мы приписываем тьме, господствующей над миром в результате ослепляющего обмана противника. Но Бог повернет человеческие дела Себе во славу и для окончательного добра человека, свергнув господство самолюбия и установив Свое славное Царство Праведности и Любви.
“Отвергнем дела тьмы”, – настаивает апостол. Такое предостережение было своевременным во дни св. Павла. Кто понимал, что Иисус – Свет мира, кто был просвещен Его Светом, тот становился пылающим и сияющим светом и мог понять, что большая тьма, господствующая кругом, в большой мере является результатом невежества, суеверия, непонимания вещей. Весь языческий мир находился в густой тьме. Даже иудейский народ был во тьме, за исключением меньшинства, принявшего свет. В какой тьме находились иудеи? Они были во тьме относительно Божьего Плана и значения Обетования благословить мир, данного Аврааму и его Семени.

ВЕСЬ МИР ЛЕЖИТ ВО ЗЛЕ

Все, ставшие сынами света, принявшие свет учения Учителя и Его избранных апостолов и вошедшие в отношения Завета с Богом через зачатие Святым Духом, стали членами особенного Семени Авраама, которому предстоит благословить мир в грядущем веке. Но народ Израиля был отвергнут, лишен главной милости. В 70 году н.э. его национальное строение было разрушено до основания, а сами иудеи были рассеяны по всему миру. Каким было состояние народа в то время? Мы понимаем, что хотя Израиль был во тьме, другие народы находились в еще большей тьме, даже если многие из них “искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли”. В то же время бог мира сего ослепил умы невидящих. Впрочем, он ослепил невежеством, суевериями и “учениями бесовскими” умы большинства людей из всех народов.
Дьявол держит людей в таком состоянии, что они не могли думать о доброте Бога. Весь мир лежит во зле. Только истинная Церковь Бога, Церковь Христа не пребывает во зле. Дети света – единственное исключение. Свой свет истинный народ Бога получает из Его Слова. Его члены должны иметь масло в себе – масло Святого Духа. Но некоторые из них не были верны свету и попали в замешательство; некоторые остаются младенцами во Христе, а некоторые еще совсем слабы из-за недостатка духовной пищи, которую Господь приготовил.
К этому Божьему народу Священное Писание обращается в течение всех восемнадцати веков. Мы достигли дней, где свет Слова полностью подтверждается деятельностью Новой Эпохи, которая начинается. Сияние Рассвета полностью подтверждает Библию. Св. Павел говорит, что мы должны “отвергнуть дела тьмы” и “облечься в оружия света”. Дела тьмы – это то, что делают во тьме. Дела тьмы – дела греха. Эти дела, как правило, не совершают открыто. Их прячут, чтобы они не сделались явными для света. И если они все-таки становятся явными, то лишь тогда, когда их выдают за дела света. Везде, куда идет истинный свет Иисуса Христа, он упрекает эти дела тьмы.
Книжники и фарисеи во дни Иисуса были стяжателями. Иисус осуждал их поступки, потому что те были мнимыми. Молясь на углу улиц и тому подобное, они, будучи наедине, пожирали дома вдов – использовали их и забирали в них имущество. Но так можно было сказать и о людях в целом – о язычниках и иудеях. Апостолы перечислили много видов зла, распространенных в то время, – прелюбодеяние, нечистота, зависть, волшебство, вражда, ссоры, гнев, распри, ереси, ненависть, идолослужение и т.п. Все это – дела тьмы, дела плоти и дьявола, и их делают везде.

ОРУЖИЕ ПОВЕРХ ОДЕЖДЫ

Мы должны облечься в “оружие света”. Подумайте о свете, который мы получили – свете знания о Боге, о Его воле, о том, ради чего мы живем, о характере, который надо иметь, чтобы Господу было угодно даровать нам награду вечной жизни, наивысшую ее форму. Имея все это знание, возьмите его как оружие для защиты. Зная, чего Бог требует, оденьте все это, но не как одежду, а как оружие поверх одежды. Облекитесь в броню праведности, которая закрывает сердце. Поймите, что только чистота сердца и абсолютная преданность Богу принимается во внимание. Помните, что Бог за нас. Возьмите Меч Духа, Божье Слово, и все прочие части оружия, перечисленные апостолом. Они представляют “оружие света”, названное так потому, что оно происходит от света Истины.
Сегодня нам так же важно, как Церкви во дни апостолов, облечься во всеоружие и совлечь с себя дела тьмы. Если всеоружие требовалось во всякое время, то оно тем более нужно сегодня. Господь имеет дело с каждым из нас непосредственно – и в том, чтобы совлечь с себя дела тьмы, и в том, чтобы облечься в оружие света. Каждый, кто возьмет это оружие, увидит, что он находится в согласии с Господом и всеми, кто действительно Его. По мере того, как верные Божьи дети все больше входят в этот День Господа, они “своими глазами видят”. Верим, что никогда не было такого времени, когда бы столькие из Господнего народа видели своими глазами то, что следует совлечь с себя и во что следует облечься. Верим, что никогда не было такого времени, когда столько детей света облекалось бы во Всеоружие Света. Значит, мы имеем еще больше ответственности “поступать, как чада света”, а не как чада тьмы.

ОПАСНОСТЬ ДАЖЕ ДЛЯ ПОЛНОСТЬЮ ПОСВЯЩЕННЫХ

Вполне возможно, что даже некоторые полностью посвященные Божьи дети, отягченные трудами настоящей жизни или уставшие от борьбы с грехом и злом, или в известной степени обманутые нынешними вещами, поглощающими время и чувства, могут так или иначе стать сонливыми и оказаться в состоянии, где они будут нуждаться в пробуждающем предостережении, которое апостол при случае дает Церкви и которое очень своевременно: “Наступил уже час пробудиться нам от сна”. Наступил час для искреннего, внимательного рассмотрения самого себя, для более усердного бодрствования, чтобы не позволить вещам этого “настоящего лукавого века” поглотить наши мысли и энергию и поставить под угрозу наши небесные надежды, которые вскоре осуществятся, если мы пребудем верными до конца. Чрезвычайно важно стремиться быть как можно ближе к Богу, иметь непосредственную общность с Ним, проявлять большее самоотречение, более старательно нести крест, более внимательно подчиняться во всем совершенной воле Господа. А воля Господа, как знаем, не является неразумной, поэтому нам обещано предостаточно Его благодати на каждый день, каждый час, каждый миг!
Заботливое, преисполненное молитвы исследование собственного сердца позволит увидеть, в чем мы недостаточно подчиняемся совершенной воле Бога. Если мы найдем в себе какую-то искривленную тропу, ее следует исправить. Вот так мы сможем больше “облечься в Господа нашего Иисуса Христа” – получим ум, нрав Христа, дух любви и преданности, отличавший Его. За оставшееся короткое время важно полностью пробудиться и со всей настойчивостью посвятить себя воспитанию Богоподобного, Христоподобного нрава Любви, стремящегося более всего прославлять Бога, настроенного доброжелательно к братьям, имеющего отдых в драгоценных обещаниях, доверяющего полностью во тьме и при свете, и не содержащего даже тени сомнения, что все доброе, обещанное в Божьем Слове, исполнится!

БУДЕМ ХОДИТЬ “КАК ПОДОБАЕТ СВЯТЫМ”

В контексте св. Павел напоминает: “Как днем, будем вести себя благочинно”. Он перечисляет некоторые плохие дела, распространенные в то время – пирование, пьянство, сладострастие, распутство. Не надо сразу думать, что он это высказал как упрек христианским верующим в Риме. Это было пастырское предостережение, что им следует остерегаться таких грехов, и как бы напоминание, что принципы, какие они приняли как христиане, находятся в прямой противоположности к общепринятым принципам. Между язычниками существовали разные критерии нравственности. Многие верующие в Риме были язычниками и привыкли к аморальности. Поэтому слова апостола были словами предостережения, потому что мы не думаем, что святые были виноваты в таких вещах. Предыдущие слова апостола проливают свет, предупреждая: “Как днем, будем вести себя благочинно”. Большинство ссор и пьянства происходит ночью, и таков обычай даже сегодня. Дела тьмы и греха по определенным причинам больше всего имеют успех именно ночью. У людей есть другие дела, чтобы заниматься ими днем, а злоумышленники используют ночь для произвола, кутежа и преступлений. Следовательно, зло подкрадывается издалека. Тьма, по-видимому, одобряет такие поступки, пряча их в той или иной мере. Апостол говорит, что это – большая ночь тьмы, греха, но пребывающие во Христе не находятся во тьме, потому что они были приведены к Божьему свету. Мы ожидаем полного рассвета Утра Новой Эпохи – стремимся жить в согласии с ним. Поэтому сейчас, говорит он, будем поступать благочинно, искренне, чтобы все видели и знали нашу жизнь. Будем добропорядочными во всем: не будем проповедовать одно, а делать – другое.
Принимая во внимание то, что день, упомянутый здесь, является Тысячелетним Днем, можем уверенно сказать, что ни одна грешная в своей сути вещь не будет иметь позволения в то время. “От Сиона выйдет закон и слово Господне – из Иерусалима” (Мих. 4: 2). “И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства” (Ис. 28: 17). Кто попробует в тот День жить мятежным образом, в пьянстве или в каком-то другом грехе, будет немедленно наказан.
Апостол напоминает, что мы, как Господние святые, должны жить так, как будут жить в тот День, когда он полностью наступит – когда Солнце Праведности зальет своими лучами всю землю. Часть нашей победы – жить так, будто этот День уже полностью введен, будто все сделалось явным. Кто воспримет совет апостола именно так, тот обязательно будет иметь обильные благословения. Фактически любой другой путь станет губительным для нас как Новых Творений во Христе!

R5768 (1915 г.)