ОГНЕННАЯ КОЛЕСНИЦА ИЛИИ
4 ЦАРСТВ 2: 1-12
ИЛИЯ, ЕЛИСЕЙ И ПРОРОЧЕСКИЕ ШКОЛЫ – КОЛЕСНИЦА ИЛИИ И ОБРАЗНОЕ ВОСХИЩЕНИЕ – ИЛИЯ И ВСЕ ПРОРОКИ ДАЛЬШЕ СПЯТ – ОНИ НЕ МОГУТ ПОЛУЧИТЬ СВОЮ НАГРАДУ, ПОКА ЦЕРКОВЬ НЕ БУДЕТ ПРОСЛАВЛЕНА В ПЕРВОМ ВОСКРЕСЕНИИ – СЦЕНА ПРЕОБРАЖЕНИЯ – ПУТЕШЕСТВИЕ ИЛИИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ, ЧЕТЫРЕ ОСТАНОВКИ – ИНТЕРЕСНАЯ И ПОЛЕЗНАЯ ОБРАЗНАЯ ЛЕКЦИЯ
“Полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек” (Псалом 15: 11).
С тех пор, как исследователи Библии увидели, что жизнь Илии была пророчеством – что Илия представлял, то есть символизировал, всю Церковь в ее земных испытаниях, – его история вызвала еще большую заинтересованность и стала более доходчивой. Илия был верным слугой Бога, но большое пророчество на основе его жизни не было понятным даже тогда, когда Господь со временем сказал: “Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного” (Мал. 4: 5). Этот Илия (начиная от Иисуса во плоти) приходит и провозглашает миру свое послание уже больше восемнадцати веков. Верим, что вознесение Илии в огненной колеснице, о котором говорит нынешняя лекция, вскоре произойдет в случае Церкви Христа во плоти. Вскоре ее не станет во плоти, потому что Господь ее возьмет, прославит с Собой. Как объясняет апостол, она встретит Господа на воздухе, в духовной власти на земле – в Царстве силы и великой славы (1 Фес. 4: 17).
Елисей получил возможность стать преемником Илии, и в своем желании сопровождать Илию и служить ему, кажется, был полон воодушевления. Когда Илия был взят в огненной колеснице, его плащ перешел в наследство Елисею, показывая тем самым, что он стал преемником Илии, чтобы получить особое благословение его духа. Хотя мы уверены, что Илия символизировал Божью Церковь во плоти, мы не до конца убеждены, что Елисей также был образом и представлял другой класс Божьего народа, о котором Библия иногда упоминает как о классе “неразумных дев”, слугах класса Невесты, идущих за ней, как о Великом Множестве, числа которого никто не знает и которое перейдет через великую скорбь и получит место перед Престолом, не сумев достичь с классом Илии места на Престоле как сонаследники с Христом (Матф. 25: 1-13; Пс. 44: 16, 17; Отк. 7: 9-17).
Сыновья пророков, по-видимому, тоже являются образом. Если так, то они, очевидно, представляют третий класс, который был знаком с Илией и Елисеем, но не был с ними тесно связан. Факт, что сыновья пророков обсуждали с Елисеем уход Илии, не обязательно означает, что они верили в это. Они знали, что Илия собирается уйти, но об их сомнениях свидетельствует факт, что спустя некоторое время они устроили поиски, чтобы увидеть, не упал ли Илия где-то, сброшенный вихрем. Их поиски и окончательная убежденность показывают, что определенное время некоторые классы христианского народа, очевидно, будут сомневаться в том, действительно ли Церковь перешла к славе, но через некоторое время их сомнения пройдут. Возможно, три дня поисков были символическими, представляя три года.
ИЛИЯ НЕ НАХОДИТСЯ НА НЕБЕСАХ
Когда-то библейские исследования в своем большинстве были поверхностными. Некоторые взгляды и вероучения прошлого считались правильными, поэтому Библию исследовали для того, чтобы поддержать вековые традиции, а не с целью убедиться в их достоверности. Заботливое исследование сегодня приводит на свет факт, что во всем Ветхом Завете нет ни единого слова о том, что кто-то взошел на небо, кроме упоминания об Илие и высказывания, что “ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его” куда-то.
Библия ясно показывает, что любое предложение небесной жизни было невозможным до тех пор, пока Иисус не умер как Искупитель человека. Священное Писание утверждает, что жизнь и бессмертие были явлены Иисусом через благовестие. Прежде об этом не было ничего ясного и конкретного (2 Тим. 1: 10).
Иисусу предстояло первому перейти от земного к небесному состоянию через Свое изменение в воскресении – “умерщвлен по плоти, но ожив духом” (1 Пет. 3: 18). Церковь имеет обещание похожего славного изменения, дожидаясь всех верных, которые идут по стопам Учителя. Их изменение должно произойти во время Второго Пришествия Иисуса. Как мудрые девы, как класс Илии, они перейдут за завесу от земных к небесным условиям. Это изменение обязательно для их вхождения в Царство, потому что “плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия” (1 Кор. 15: 50). Немного позже трудности помогут в развитии классу Великого Множества, представленному в Елисее. Еще позже Господние благословения снизойдут через Царство Мессии на всю человеческую семью.
Хотя Ветхий Завет ничего не говорит о приглашении для кого бы то ни было взойти на небо, однако Новый Завет дает Церкви свидетельство о “вышнем звании”, “небесном звании” (Фил. 3: 14; Евр. 3: 1). Св. Павел показывает, что Господь предусмотрел для Евангельской Церкви благословения, которые отличаются от других. Даже Древние Достойные (с Авраамом, пророком Давидом, Илией, Елисеем, Моисеем и другими включительно) не могут принадлежать к классу Церкви, потому что они не могли идти следами Иисуса. Их преданность Богу и праведности должна быть щедро награждена, но им будут принадлежать земные благословения в Раю, который будет установлен Царством Мессии на всей земле.
Св. Павел, перечислив достойные характеры прошлого, говорит: “Все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства” (Евр. 11: 38-40). Другими словами, Церковь должна получить свое небесное наследство первой, потому что она, как говорит св. Иаков, является некоторым начатком Его созданий (Иак. 1: 18).
Иисус решительно утверждает, что Илия не взошел на небо, говоря: “Никто не восходил на небо” (Иоан. 3: 13). Это подтверждает св. Петр, говоря, что пророк Давид не взошел на небо, но дальше находится в могиле в Иерусалиме. Таким образом, св. Петр дает понять, что никто из пророков не взошел на небо (Деян. 2: 34). Наша особая заинтересованность событиями из жизни Илии следует из факта, что его буквальное вознесение на небеса было частью его общей образной карьеры, и что он символизировал Церковь во плоти.
НА ГОРЕ ПРЕОБРАЖЕНИЯ
Иисус дал трем апостолам – Петру, Иакову и Иоанну – особенное видение Своей будущей славы. То, что они видели, не было действительностью, а видением, как впоследствии сказал Иисус (Матф. 17: 9). Лица в славе были реальными не больше, чем слава, голоса и те, кого видел Откровитель Иоанн. Св. Петр, один из трех, говорит, что увиденное ими было представлением грядущей славы Христа. При этом, сказал он, вернейшее пророческое слово лучше видения (2 Пет. 1: 16-21). В этом видении главным действующим лицом был Иисус; Моисей представлял Эпоху Закона, которая закончилась с Христом, а Илия представлял Евангельскую Эпоху, которая началась с Христом.
ГАЛГАЛ, ВЕФИЛЬ, ИЕРИХОН, ИОРДАН
Елисей знал, что Илия надеется, что он будет вознесен, и с этими мыслями они пришли в Галгал. Но Господь не забрал Илию, а послал его в Вефиль. Совет Елисею подождать в Галгале мог свидетельствовать о том, что Елисей немного разочаровался и потерял веру в дальнейшее путешествие. Но нет! Он пошел дальше. Так же было в Вефиле, после чего они пошли в Иерихон. В Иерихоне было то же самое, и они отправились к Иордану. Перейдя Иордан, они пошли дальше, не имея определенного места назначения. Но, с тех пор, как они подошли к Иордану, за ними наблюдала толпа пророческих сынов, чрезвычайно заинтересованная этим.
Применим эти вещи в более глубоком значении к Церкви. Галгал, по-видимому, представляет начало жатвенного времени – октябрь 1874 года. За этой датой, столь выразительно показанной в Библии (Дан. 12: 12), с глубоким интересом следили многочисленные исследователи Библии, как за вероятным временем укомплектования Церкви, хотя в Библии об этом ничего не сказано. Вывод был откровенно дедуктивным, однако не существовало ни одного утвердительного высказывания, что изменение Церкви произойдет в то время. Поскольку эти надежды не удалось переосмыслить, наступила определенная мера разочарования. Однако класс Илии отправился в следующий пункт в сопровождении тех многих, которые были достойны принадлежать к классу, прообразом которого был Елисей.
События в Вефиле были очень похожи. Вефиль мог бы соответствовать весне 1878 года. Она выразительно воспринималась как параллель принятия Господом царского положения в конце Иудейского века, когда Он обратился к иудейскому народу словами: “Се, оставляется вам дом ваш пуст” (Лук. 13: 34, 35). Эту дату, обозначенную библейским образом, не без оснований считали временем прославления Церкви, хотя Господь этого открыто не обещал. Однако для всех, принявших разочарование в правильном духе, пришло благословение.
Путешествие привело к следующей дате, которая отвечала Иерихону, то есть 1881 году. К этой дате был прикован значительный интерес со стороны многих исследователей Библии, потому что это была параллель времени, когда отворилась дверь для язычников, и Корнилий, первый обращенный язычник, был принят в Божью семью. Мы допускали, что это может означать изменение эпохи, и в этом образно может быть показано прославление Церкви. Такое предположение было ошибочным, однако мы получили большое благословение, после чего отправились дальше.
Следующим пунктом времени, обозначенным в Библии, был октябрь 1914 года – конец Времен Язычников. Это могло бы отвечать Иордану. Многие исследователи Библии полностью убеждены, что 2520 лет со времени Седекии закончились именно в октябре 1914 года, и что эта дата обозначила конец Божьего позволения языческим народам иметь власть над миром. Они убеждены, что следствием этого является нынешняя война, и что ее заветным результатом будет полное свержение всех царств мира сего и окончательное приведение Царства Мессии к власти на земле.
Господь не говорил, что Церковь будет прославлена перед завершением Времен Язычников, однако, учитывая многочисленные стихи Священного Писания, такой взгляд не казался нелогичным. Не разочаровавшись, исследователи Библии идут дальше, так же как Илия и Елисей продолжали идти после перехода Иордана. Однако перед ними уже не стоит никакая конкретная дата, так же как Илии не было сказано идти в конкретное место. Они просто шли, надеясь, что Господь выполнит обещание и заберет Илию в Свое время и Своим способом.
ОГНЕННАЯ КОЛЕСНИЦА И ВИХРЬ
Путешествуя вдвоем с Елисеем и не зная как далеко придется идти, Илия сказал ему: “Какую награду ты хочешь за то, что верно путешествуешь со мной?” Елисей сказал, что ему больше всего хотелось бы иметь большую меру Духа Господа, который так ярко проявился в Илии. Тот ответил, что столь большое благословение он может получить лишь на определенных условиях, а именно, если он верно будет трудиться с ним до конца – до тех пор, пока Илия не будет вознесен. Это было трудно, ведь если бы Елисей позволил себе потерять бдительность, он не получил бы щедрого благословения.
Когда они шли так, их неожиданно разделила огненная колесница! На символическом языком это, по-видимому, означает, что класс Илии попадет в огненную скорбь, преследование, и, тем самым, будет отделен от своих сообщников. Следующий символ – вихрь, в котором Илия вознесся на небо, – означает дальнейшую скорбь. Пророчество в целом становится понятным после своего исполнения, хотя на первых порах оно является неясным. То же самое в первом пришествии нашего Господа было с пророчествами, которые исполнились в то время.
Мы не можем надеяться заранее оценить всю важность огненной колесницы или вихря. Для кого-то мысль о том, что придется быть забранным из нынешней жизни неожиданно, насильственным образом, в огненных трудностях и т.п. может показаться ужасной перспективой. Но не так будет с членами класса Илии. Ожидая своего изменения, стремясь жить каждый день в полной готовности сердца, они будут идти вперед без содрогания. Каким бы способом они не были забраны, это станет свершением их надежд (исполнения которых они ожидали так долго и о которых молились), их освобождением.
R5771 (1915 г.)