ОПРАВДАНИЕ – УСЛОВНОЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ

Чтобы правильно взглянуть на слово “оправдание”, мы должны своими мыслями вернуться назад, чтобы установить, в чем заключается проблема с человеком и почему необходимо оправдывать через веру или каким-то другим образом. Видим, что необходимость в оправдании, до того как человек может быть в согласии с Богом, вытекает из факта, что человек сделался грешным, что Бог, великий Судья Вселенной, вынес ему приговор смерти.
До своего грехопадения Адам назывался сыном Бога, но после Адама так не называли ни одного человека, пока не пришел Иисус. Он был назван Божьим Сыном, потому что таким Он родился и таким был в Своем дочеловеческом состоянии – до того как пришел в мир. Адам и его дети были осуждены на смерть, потому что они не заслуживали жизни, находясь под приговором “умирая умрешь” (Ротергем). Но это еще не все, исполнение приговора сопровождали болезни и умственная отсталость. Следующей частью приговора было отделение от Бога – Бог оставил человека. Чтобы человек мог вернуться к Божьей милости и благословению, нужна была жертва за грехи. До принесения такой жертвы не могло быть оправдания в полном смысле.
Апостол Павел обратил внимание на то, что в условиях Закона Моисея, данного Израилю, людям было обещано единство с Богом, прощение прошлых грехов и оправдание при условии исполнения Закона. Но после всех попыток в течение свыше полторы тысячи лет израильтяне поняли, что исполнить Закон невозможно, так как в глазах Бога “делами закона не оправдается никакая плоть” (Гал. 2: 16). И хотя никто не был оправдан под Законом по причине неспособности исполнить его, нашлись такие, которые угодили Богу, проявляя свойственный дух веры и повиновения. Они, как мы говорим, принадлежат к классу Древних Достойных. Этот класс включает Авеля, Еноха, Ноя, Авраама, Иова, Моисея и всех пророков, в том числе менее известных из них (см. Евр. 11).
Однако оправдание, которое получили Древние Достойные, не было оправданием к жизни. Действительное оправдание к жизни не могло прийти, пока Искупитель не дал выкупной цены за грех – пока Христос не умер, “чтобы привести нас к Богу,.. праведник за неправедных” (1 Пет. 3: 18). Поскольку Христос умер именно с такой целью, следовательно, пока Христос не умер, никто не мог прийти к Богу. Если бы было возможно, на основе Божьего правила “что-то за что-то”, оправдать человечество другими средствами, тогда Христос не умер бы. Если бы эти Древние Достойные могли оправдаться к жизни каким-то иным способом, то другие люди тоже могли бы, и смерть Христа была бы не нужной.

ОПРАВДАНИЕ К ЖИЗНИ

В чем же тогда принципиальная разница между отношениями с Богом, на которые получил право Авраам и все другие достойные мужи древности, и отношениями, которые имеем мы, проявляя веру в этом веке? Слово “оправдание” употребляется к обоим классам. Авраам был оправдан через веру и таким же образом оправданы мы: “Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа”. Но Авраам и другие из тех далеких веков не могли иметь мира с Богом в правовом значении, потому что Христос еще не пришел в то время на землю и не умер за грехи мира. Написано, что Авраам был оправдан к дружеским отношениям с Богом. Дружба с Творцом явилась частью того, что потерял Адам, когда он согрешил. Поэтому человек сделался чуждым Богу, “отчужденным,.. по расположению к злым делам”. Но Бог считал Авраама Своим другом.
Вера Авраама проявилась в его поступках. Его слова о преданности Богу не были пустым звуком; он показал свою веру на деле – поступками повиновения. После испытания веры он получил обещания от Бога, Который с тех пор больше не считал его врагом. Но одно дело быть оправданным к дружбе с Богом, и совсем другое – быть оправданным к жизни. Если бы Авраам был оправдан к жизни (без Христа), то ни он, ни остальное человечество вообще не имело бы необходимости в Спасителе. Все были бы оправданы так или иначе.
Но Священное Писание заверяет нас, что нет другого имени под небом, через которое мы должны спастись, кроме имени Иисуса. Поэтому, если мы можем спастись только через веру в имя Иисуса и Его кровь, будучи приведенными к общности с Богом через Него, то ни Авраам, ни Исаак, ни Иаков, ни Моисей, ни пророки и другие достойные мужи не были оправданы по-другому. Ежели они не могли показать веры в Спасителя, Который еще не пришел и Которого дело еще не исполнилось, то из этого следует, что они никогда не были оправданы в правовом значении, то есть не были оправданы к жизни. Но они показали свое повиновение Богу, выдержав испытание, и Бог обращался с ними как со Своими друзьями и в известной степени ознакомил их с некоторыми чертами Божественного Замысла. Бог сказал, что Он не спрячет этого от Авраама, потому что тот – Его друг.
Со времени грехопадения Адама на человеческом роде лежит проклятие. Мир не мог иметь благословения и проклятия от Бога одновременно, а благословение еще не пришло. До сих пор из-под этого проклятия по праву вышли только те, которые пребывают в Иисусе Христе. Только они были оправданы к жизни. Господь сказал Аврааму, что благодаря его большой вере и полному повиновению это благословение придет для человечества через его потомство. Но Авраам никогда не получил приглашения отдать свое тело в жертву живую, как к этому приглашены верующие Евангельского века. Однозначно, что до времени Иисуса не было никого, кому была бы дана возможность “пойти по следам Его” (1 Пет. 2: 21). Иисус ссылался на это, когда говорил, что “из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием [Небесном] больше его” (Лук. 7: 28).

СЛУГИ БОГА И ЕГО СЫНЫ

Если все в Небесном Царстве больше Иоанна Крестителя, то они также больше Еноха, Авраама и т.д. Почему? Дело в том, что последователи Иисуса не являются более достойными от Иоанна Крестителя и других, но возможность стать членами Дома Сынов была предложена только от Пятидесятницы и только тем, кто берет свой крест и следует за Иисусом. Поскольку Он был Предтечей для этого класса, то никто не мог Его опередить. О тех, кто имеет возможность стать сынами, сказано в Евангелие св. Иоанна: “А тем, которые приняли Его [Иисуса], верующим во имя Его, дал власть [свободу, привилегию] быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились”. К этому классу принадлежат привилегированные – те, которые живут в определенное время, “во время благоприятное”, и к которым пожаловало Послание Евангелия.
К Аврааму это Евангелие не пришло в том же значении, хотя св. Павел говорит, что Евангелие проповедовалось Аврааму прежде. Видим, что сначала Бог возвестил ему Свое намерение. Но о той черте Евангелия, которая является, безусловно, важнейшей, Авраам не знал, потому что Жертва за грехи еще не была дана. Бог не мог никого оправдать к жизни и сделать сыном, пока не пришел Иисус и не приготовил путь. Значит, привилегия стать сынами Бога впервые была дана во дни Иисуса тем, кто Его принял. Все, которые прежде показывали веру, были друзьями, слугами. Израиль был назван “Домом слуг”. “Моисей верен во всем доме Его, как служитель.. а Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца” (Евр. 3: 1-6).
Налицо различие между Домом слуг и Домом сынов и причина этого. Мы не должны думать, что Церковь имеет лучшие намерения или она менее грешна от природы, чем Авраам, Исаак, Моисей и пророки. Эта привилегия стать сынами пришла к нам и не пришла к другим, потому что в их дни еще не было “своего времени” у Бога. Значит, нам следует воспользоваться большой возможностью войти в Дом сынов и стать наследниками Бога.

ОПРАВДАНИЕ К ЖИЗНИ НАСТУПАЕТ ПОСЛЕ ПОСВЯЩЕНИЯ

Видим, что Церковь была оправдана к жизни через заслугу жертвы Христа. Отсюда вывод, что у нее было нечто, что Бог мог принять. С тех пор она изо дня в день приносит себя Богу. Авраам не имел никакой заслуги, благодаря которой мог бы стать приемлемым жертвоприношением для Бога, ведь он, как член падшего рода Адама, был грешен, а Божественный замысел заключался в том, что никто с изъяном не может подойти к Божьему алтарю. С тех пор, как Христос умер, был поднят, взошел на высоту, явился у присутствия Бога и удовлетворил требования за Церковь, Он приписывает Свою праведность нам при нашем посвящении, и наше оправдание становится полным – мы получаем оправдание даром от всего, мы оживлены из мертвых. Теперь мы можем представлять наши тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу, и получать зачатие к новой, божественной природе.
Не имея полного оправдания, ни Авраам, ни кто-нибудь другой до нашего Господа не мог представить Богу свое тело в жертву. Поэтому ясно, что до Иисуса это послание не проповедовалось. Читаем, что Христос “явил жизнь и нетление через благовестие”. Жизнь и нетление не были явлены, пока Он не пришел. Путь к жизни еще не был открыт. Авраам имел неясное, туманное обещание, что когда-то придет время благословить все человечество, но ни вечная жизнь, ни бессмертие (наивысшая форма жизни) ему не были явлены. Он попросту знал, что придет благословение, и имел веру, стремясь ходить в единстве с Богом.
Глядя на то, какие удивительные возможности представлены Евангельской Церкви, “как мы избежим, пренебрегши столь великим спасением, которое, получив свое начало в том, что оно было изречено Господом, подтверждено было для нас теми, кто услышал”? (Евр. 2: 3, Жив. Поток). Здесь апостол выразительно показывает, где именно началось благовествование этого “великого спасения”. Оно никогда не было объяснено раньше. Апостолы нашего Господа могли проповедовать о спасении от смерти, о спасении к жизни, предложенном в то время, но жившие до них не могли этого делать. Иисус первый принес нам Весть о Спасении, и Его слова были подтверждены апостолами, которые Его слышали.
Оправдание к жизни всегда следует после посвящения и никогда перед ним. Когда мы посвящаемся, мы отдаем себя Господу, подчиняем Богу свою волю и все, что у нас есть. В случае Церкви это не только подчинение себя Богу, но и принятие Богом того, кто посвящает себя таким образом. Написано: “Освящайте себя [посвящайте].. ибо Я Господь, освящающий [посвящающий] вас”. В Евангельском веке наша привилегия – представлять себя Богу через Христа, Который, как великий Первосвященник, принимает эти жертвы, пока не будет завершено число, определенное заранее. Кто так оправдан и принят Им, тот становится приемлемым для Отца и получает Святой Дух Отца, который дает ему зачатие к Божественной природе.
Наш Господь в течение трех с половиной лет служения говорил Своим ученикам, что если они будут пребывать в Нем, то обретут благословение жизни. Но они не имели правового положения перед Отцом, пока Иисус не завершил Свою жертву, не восстал из мертвых и не взошел на небо, чтобы явиться там в присутствии Отца за них. Тогда они получили Святой Дух в силе зачатия, с внешними проявлениями. Это произошло в Пятидесятницу. Они уже до этого посвятились и были приняты Иисусом. Было сделано все, что можно было сделать в то время, но это все еще не отвечало критерию, который требовался после того, как Иисус явился перед Богом и удовлетворил требования в пользу тех, из кого должна была состоять Его Церковь. В Пятидесятницу (и не раньше) они были помазаны Духом и признаны сынами Бога. Все это явилось завершением, результатом их посвящения.

НЫНЕШНЯЯ ЦЕЛЬ ПОСВЯЩЕНИЯ

Священное Писание информирует нас о том, что Богу угодно принимать тем же образом всех приходящих к Нему через Иисуса, доколе не придет время, когда будет избран последний член назначенного числа Избранных. После этого дверь будут заперта – не дверь милости, но дверь Высокого Призыва к сонаследованию с Христом, предложенному только во время Евангельского века. Вот что значит посвящение в Евангельской эпохе. Отец постановил, что до того как Он припишет нам заслугу Христа, мы должны выполнить нашу часть в посвящении себя Богу. Лишь сделавшие это будут оправданы к жизни через приписанную заслугу Христа.
“Кто хочет идти за Мною [быть Моим учеником], отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною”. Таково условие. Никаким другим способом Иисус не станет нашим Ходатаем. Как духовно зачатые, мы “имеем ходатая пред Отцем”. Он ни в коем смысле не является Ходатаем для мира. Он – наш Ходатай, то есть Ходатай всех приходящих к Отцу через Него. Быть представленными к большому Божественному Двору могут только те, кто имеет на это право.
Иисус сделался великим Первосвященником через жертвоприношение самого Себя. Став великим Первосвященником над Божьим Домом, Он сделался Ходатаем всех, кто приходит к гармонии с Отцом. Он – их Гарант, отчего имеет право ставить собственные условия, состоящие в том, что Он примет в качестве ученика лишь того, кто отречется самого себя, возьмет свой крест и пойдет за Ним.
Видим, как много людей именует себя христианами – четыреста миллионов человек. Некоторые из них находятся в тюрьме, некоторые в армии, сражаясь на той или иной стороне. Большинство гонится за богатством или ищет ублажения своих чувств. И только некоторые оправданы к жизни. Некоторые могут быть оправданы частично, как Авраам. Насколько кто-то пытается делать правильно, настолько он оправдан. Но чтобы иметь жизнь, нужно иметь полное оправдание, которое мы можем получить только после того, как полностью посвятимся Господу (Рим. 12: 1).

ВЕСЬ МИР ПО-ПРЕЖНЕМУ ЯВЛЯЕТСЯ ЯЗЫЧЕСКИМ

Язычники не были оправданы ни во дни Авраама, ни во дни Иисуса. В действительности язычники как и раньше не оправданы, и мы видим, что весь мир является языческим, за исключением тех, которые вошли в отношения завета с Богом. Израильтяне называли остальной мир язычниками, народами. Эти выражения имеют в виду всех, которые не были детьми Израиля.
С тех пор, как Христос пришел к нам и открыл путь к жизни Своей кровью, мы имеем привилегию вступить в особый Завет с Богом. Новый Завет отложен для Израиля и мира на будущее. Особый Завет, который Бог имеет для Церкви, показан в Его повелении: “Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет [соглашение] со Мною при жертве” (Пс. 49: 5). Мы можем заключить этот Завет только через жертву – только через отказ от собственной воли и от всего, что мы имеем, – и никто не может заключить его без великого Ходатая. Это Завет Жертвы. Язычники, находящиеся в мире, не заключали Завета Жертвы, поэтому они не могут занять положения Божьих Сынов. Никто не может занять такого положения без четкого знания о его условиях и требованиях.
Когда закончилась Иудейская эпоха, и Евангельский призыв распространился на язычников, первым, кто вошел, был Корнилий, римский сотник. Читаем, что Корнилий, перед тем как принять этот призыв, был справедливым человеком, боялся Бога, всегда молился и давал много милостынь. Мы бы сказали, что у него был очень хороший характер. Но он был язычником и не мог войти под этот призыв. Но вот пришло время, чтобы Евангельское послание пожаловало к язычникам. Принял ли Отец Корнилия тотчас? Нет. Господь послал к нему ангела, который сказал: “Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом”. Бог перед этим заметил их, но принял только сейчас. Принесло ли это послание Корнилию отношения завета с Богом? Нет. Господний ангел лишь сказал ему, что? он должен сделать: “Пошли в Иоппию людей и призови Симона, называемого Петром; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой”. Эти слова были нужны, но обязательным было также знание.
В незнании не может быть оправдания. План Бога не такой. Корнилий и его семья были готовы, и Корнилий был посвящен настолько, насколько имел знание. Поскольку св. Петр не представлял себе, как ему вести себя с язычниками, Бог дал ему виденье, особое откровение Своей воли. Случай с Корнилием дает нам ключ к пониманию того, что Бог не оправдывает язычников, за исключением тех, которые вошли в отношения Завета с Ним, и что нет другого пути войти в такие отношения, кроме пути, который Он определил. Для иудея этот особенный путь был через Моисея и Завет Закона и затем в Христа. Способ, каким язычник мог войти в завет с Богом, заключался в привитии к “маслине”, корнем которой является Завет Авраама (Рим. 11: 16-22). Кто хочет принадлежать к Христу, тот должен стать израильтянином, членом истинного Семени Авраама. Мы становимся ими через веру в Христа (Семя) и крещение в Его смерть. Поэтому мы уже не от мира. Весь мир является языческим, потому что люди не находятся в Завете с Богом. Они – иноверцы, а иноверцы с точки зрения Священного Писания – язычники.

“СВЯТЫЕ БУДУТ СУДИТЬ МИР”

Все племена земли будут иметь благословение и свет через Семя Авраама, которое Христос. “Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники”. Мы еще не благословили мир, мы еще не судили мир, потому что нам еще не сказали это делать. Но апостол Павел говорит: “Разве не знаете, что святые будут судить мир?.. Разве не знаете, что мы будем судить ангелов” (1 Кор. 6: 2, 3). Но мы должны быть судьями не в плоти, а после нашего прославления в Первом Воскресении.
Следовательно, Бог назначил большой День Суда для мира (Деян. 17: 31; Пс. 96: 9-13; 98: 1-9; Деян. 15: 13-18), и святые должны быть судьями вместе с Христом. Пока что мир осужден в Адаме. Люди еще должны быть оправданы – “желающие”. Основой этого оправдания будет, прежде всего, заключение Христом Нового Завета с Израилем как результат Его жертвы на Голгофе. Этот завет будет точь-в-точь таким же, как старый Завет Закона, но будет иметь лучшего Посредника – Христа, Главу и Тело. Как старый Завет Закона был заключен на основе образных жертв, так и Новый Завет должен быть заключен на основе “лучших жертв”. Делом Евангельского века является принесение лучших, чем тельцы и козлы, жертв – Иисуса, Главы, и Церкви, членов Его тела, которые связаны с Ним как части этих “лучших жертв”. Он закончит эту жертву тогда, когда последний член Его Тела перейдет “за завесу”. После этого больше не будет возможности идти по следам Иисуса, потому что число Священства установлено. Они будут иметь удел в Его воскресении, Главном Воскресении. Говоря о них, апостол сказал: “Мы изменимся”, потому что “плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия” (1 Кор. 15: 50-54). Когда этот класс унаследует Царство, он будет готов осуществлять суд мира.

ДЕЛО СЛЕДУЮЩЕГО ВЕКА

Немедленно после удовлетворения требований справедливости в деле грехов мира мир человечества будет передан купившему его. В то время Справедливость не будет иметь дела с людьми, потому что они будут переданы в руки Христа. Он будет их Жизнедателем, Судьей, Царем. Во время Своего Тысячелетнего царствования Он будет пробуждать и поднимать всех, за кого Он умер. Всем будет дана возможность прийти к согласию с Господом, посвятить себя Его службе. Наградой будет вечная жизнь и полное совершенство на человеческом уровне. Кто посвятит себя этому, тот поднимется из деградации к полному совершенству. Совершенство будет оправданием, потому что быть оправданным значит стать праведным.
Отличие между оправданием, которое получит мир, и оправданием, которое имеет сегодня Церковь, заключается в том, что оправдание Церкви – это оправдание верой, условное оправдание, полученное мгновенно, через приписку заслуги Христа, тогда как оправдание мира будет через поступки – через действительную праведность, действительное совершенство. Но оправдание невозможно без веры и преданности сердца сегодня и в будущем. Кроме того, на основе нынешнего Господнего распоряжения важно иметь совершенные поступки. Действительно, Новое Творения является совершенным, справедливым, и Отец приписывает нашему несовершенному телу заслугу Иисуса, считая нас мертвыми по плоти (несовершенной). Таким образом, наши несовершенные дела считаются совершенными через Христа. Совершенное Новое Творение постепенно, с самого начала, должно расти и развиваться к зрелости, используя плотское тело как своего слугу.
С миром будет по-другому. Он постепенно должен прийти к состоянию оправдания, совершенства ума и тела под защитой Нового Завета, запечатанного кровью Христа. Люди будут изо дня в день, год за годом все больше приближаться к совершенству, подниматься к нему. Когда они достигнут его вершины, они будут полностью оправданными, полностью станут справедливыми, и если они верно пройдут окончательное испытание (после завершения Тысячелетнего века), то получат награду вечной жизни. Мертвые (с Божьей точки зрения) из мира не оживут, пока не закончится упомянутый век, пока Христос не завершит Свою посредническую деятельность. В то же время те, которые не придут к согласию с Божьим устройством, умрут Второй Смертью, будут уничтожены “как бессловесные животные” (2 Пет. 2: 12).
Вторая Смерть похожа на первую смерть, но будет мгновенной. Она будет не за грех родителей, а за собственный грех, и будет вечной. От нее не будет искупления, как от первой смерти. “Христос.. уже не умирает”. Наградой для праведных будет вечная жизнь. Но его никто не получит, кто не будет целиком и полностью испытан. Вот почему Бог может гарантировать, что с тех пор и вовек не будет ни плача, ни воздыхания, ни умирания, потому что все будут находиться с Ним в полном согласии.
Верим, что скоро придет время испытания мира, но мы не думаем, что двери Царства уже закрыты. Конечно, у нас нет никакой особой информации по данному поводу, ведь Господь не говорит, что двери Высокого Призыва будут закрыты тот час после завершения Времен Язычников. Двери будут закрыты тогда, когда последний член Тела Христа будет собран, признан верным, закончит свой путь и перейдет за завесу. “И готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились”. В то время двери действительно затворятся, и никто не сможет присоединиться к избранному числу. Мы верим, что это время уже недалеко.

R5774 (1915 г.)