СЛИШКОМ МНОГО ДЕНЕГ И НЕЖЕЛАНИЕ ЖЕРТВОВАТЬ
4 ЦАРСТВ 11: 21-12: 16
УРОК ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО КАК ДАВАТЬ НА РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕЛИ – КАЗНАЧЕИ БЕЗ ПОРУЧИТЕЛЕЙ – ПОЧИНКА ХРАМА – ОБРАЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭТОГО СОБЫТИЯ – НЕОБХОДИМОСТЬ В ВОЗВРАЩЕНИИ К ИЗУЧЕНИЮ БИБЛИИ – НАШЕ УЧАСТИЕ В ВОССТАНОВЛЕНИИ СТЕН ДУХОВНОГО СИОНА
“Доброхотно дающего любит Бог” (2 Коринфянам 9: 7).
Шестнадцать лет отделяют нас от событий, показанных в предыдущем исследовании. На двадцать третьем году царствования Иоаса царь предложил священникам починить повреждения Храма, достаточно ветхого на то время, поскольку народ стал почти безразличным к поклонению Иегове. На него по-прежнему имело влияние идолопоклонничество близлежащих народов, и кое-кто приносил курение на жертвенниках в честь Ваала.
ОТСУТСТВИЕ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ У СВЯЩЕННИКОВ
Царь Иоас обнаружил, что поручение священникам собрать деньги на починку Храма не принесло никаких результатов. Не всякое доброе сердце является хорошим исполнителем. Запись не говорит, что священники нечестно распоряжались деньгами, собранными для таких нужд, и не говорит, что они тратили средства безрассудно. По-видимому, люди просто не имели доверия к священникам, поэтому не давали добровольно.
Царь видел, что Храм дальше приходит в упадок. Он созвал священников и спросил: “Почему вы не исправляете повреждений в храме?” Ответ священников не передан нам. Тогда царь повелел: “Не берите же отныне серебра у знакомых своих”. Царь подошел к делу так деликатно и снисходительно, как только мог, не обвиняя священников в растрате или нерадивости.
Было дано распоряжение сделать ящик для денег и поставить его во Дворе Храма, чтобы это было удобно входящим поклониться и выходящим, и передать этот ящик под присмотр священника, который был на страже у порога. Такой способ оказался успешным. Денег поступало все больше. Вскоре их было достаточно для исправления повреждений и других дел, потому было решено отказаться от дальнейших пожертвований. Храм был приведен в надлежащее состояние, и это принесло общее благословение.
Во всем этом имеется лекция для нас. Люди любят видеть результаты. Они хотят знать, что средства, переданные на благотворительные цели, не потрачены на второстепенные нужды. Добровольные пожертвования по нраву Богу и людям больше, чем приношения от надоедливых выспрашиваний, уговоров, попрошайничания, выманивания лестью в святых и грешных. Кто дает для Господнего Дела, тот имеет от этого пользу. Он не только поддерживает благотворительное Дело, но и воспитывает в своем сердце доброту. Наш Господь сказал: “Блаженнее давать, нежели принимать”, – когда это делается охотно и добровольно.
Нищенство в церквях, несомненно, приносит много вреда. Как уже обращалось внимание, в некоторых церквях главным пунктом религиозного служения является вымаливание денег – навязчивый сбор частным и публичным образом средств через передачу блюда для сбора пожертвований. Церковные ярмарки, обеды, вытаскивание наугад подарков из мешка за соответствующую плату и т.д. и т.п. заслуживают еще большего осуждения, чем попрошайничание с блюдом и частные сборы пожертвований. Кто-то назвал такие навязчивые сборы денег “доениям козлов”. Господний народ назван овцами, тогда как мирские люди – козлами.
БИБЛЕЙСКИЙ СПОСОБ ДАВАТЬ
Правильная мысль, которую прививает Священное Писание, заключается в том, что каждый христианин должен давать по мере возможности и заинтересованности делом. Не надо надеяться чего-то от неверующих и не следует от них ничего требовать. Разве не известно, что значительная часть денег, собранных для нужд разных церквей, отдана неохотно теми, кто не только не заинтересован конкретными мероприятиями, но и зачастую выступает против них! Так, например, протестантские бизнесмены часто дают деньги во время благотворительных акций, проводимых католиками, чтобы не оскорбить постоянных клиентов. Похожим образом католические бизнесмены приобщаются к протестантским мероприятиям, к которым не чувствуют никакого расположения.
Но пора вернуться к евангельскому наставлению (1 Кор. 16: 2). Пусть каждый из нас отлагает у себя в первый день недели, сколько Бог содействует ему, на религиозные и благотворительные цели. Только такие добровольные пожертвования имеют заслугу в глазах Бога и хороших людей. Только такие получат Божественное благословение – независимо от того, будет ли это лепта вдовицы или щедрость богатого.
ПОВРЕЖДЕНИЯ В ХРАМОВЫХ СТЕНАХ
Глядя на духовный Храм, мы видим, что внешне (как это видно на примере величественных церквей больших метрополий) вряд ли можно пожелать чего-то еще. Описывая состояние церкви наших дней, Священное Писание рисует эти условия под видом Лаодикейской Церкви: “Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: `я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды'; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть” (Отк. 3: 15-18).
С духовной точки зрения Храм сегодня нуждается в исправлении. Внешне Церковь богата, но духовно она бедна. Большинство ее образованных лиц (со служителями включительно) покинуло всякую веру в Библию как Божье Слово. Однако они не считаются неверующими. К ним употребляют менее резкое выражение: Высшие Критики, Эволюционисты. Во многих пошатнулась вера даже в Бога, и они спрашивают: “Не является ли Богом, случайно, сама Природа, не наделенная разумом, а человечество и все прочие разумные существа – это простые продукты эволюции?”
Причину, основу этого ужасного состояния не надо искать далеко. Бессмыслицы вероучений, сформулированных в Средние века, таковы, что трезво мыслящие люди больше не могут их воспринимать. В свое время мы делали ошибку, когда полагали, что эти бессмыслицы основываются на Священном Писании и имеют его поддержку. Правда заключается в том, что вероучения прошлого не только противоречат друг другу, но и противоречат Библии. Узнать об этом, поверить в это значит вернуться к Библейскому изучению (без цветных очков наших родителей) с сердцами, возносящимися к Богу, чтобы Он дал нам свет, обещанный Его верным в конце Века. Об этом мы читаем: “И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших” (2 Пет. 1: 19).
НАСУЩНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ
Заметив духовное ухудшение Божьего Дома, Церкви, все любящие Господа и прославляющие Его должны сделать то, что следует, должны сделать свой вклад в улучшение этого духовного состояния. Этот труд нельзя оставить только в руках класса священников или духовенства. Весь народ должен осознать ситуацию, и каждый должен с радостью выполнять свою часть в восстановлении духовных стен Сиона. Этими духовными стенами является “вера, однажды преданная святым” (Иуд. 3).
Каждый христианин должен спросить себя: “Что я делаю для этого исправления? Как я показываю Господу свое усердие к Истине и праведности и свою ненависть к греху и заблуждению?” В ответ на эти вопросы каждый пусть удвоит свои усилия, чтобы понять Истину и помочь другим понять ее, как бы это не поколебало вероучения и системы Средневековья.
R5789 (1915 г.)