БОЖЬЕ СОЧУВСТВИЕ К ЯЗЫЧНИКАМ
ИОНЫ 3: 1 - 4: 11

ТРУДНОСТИ ИОНЫ КАК ОБРАЗ СМЕРТИ И ВОСКРЕСЕНИЯ НАШЕГО ГОСПОДА – “И ПРЕДУГОТОВИЛ ГОСПОДЬ РЫБУ БОЛЬШУЮ” (Иосиф.) – БОЖЕСТВЕННАЯ СПОСОБНОСТЬ НЕ ПОДЛЕЖИТ СОМНЕНИЮ – ОГРАНИЧЕННОЕ ПОЗВОЛЕНИЕ ЗЛА – ПРОЯВЛЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОГО СОСТРАДАНИЯ – “И ПОЖАЛЕЛ БОГ О БЕДСТВИИ” – УПРЕК ДЛЯ САМОЛЮБИВОГО ДУХА ИОНЫ – МЕССИАНСКОЕ ЦАРСТВО – НАДЕЖДА МИРА

“Итак идите, научите все народы” (Матфея 28: 19).

Скептики долгое время пытались трактовать случившееся с Ионой во чреве большой рыбы, как своего рода рассказ-выдумку. Многие выступающие с кафедры высмеивали рассказ об Ионе, говоря, что он годится только для простаков, а не для умных Высших Критиков. Однако об Ионе и о случившемся с ним во чреве большой рыбы вспомнил Великий Учитель, и тем, кто верит Священному Писанию, не найти лучшей основы для своей веры в эту историю, чем упомянутая.

История об Ионе не лишена аналогий. Несколько лет тому назад один нью-йоркский журнал поведал подробный рассказ, щедро иллюстрированный, о том, как большой синий кит проглотил моряка и отрыгнул его через несколько часов. У потерпевшего кожа сделалась красноватой от действия сока в желудке кита. Насколько нам известно, случай с Ионой был единственным, где человек провел почти три дня и три ночи во чреве рыбы. Действительно, глотка большинства китов слишком узкая, чтобы протолкнуть человека, но, помните, что она достаточно эластичная. Некоторые разновидности синих китов достигают громадных размеров и имеют глотку, способную проглотить лодку, величиной больше человека.

Кроме того, описание события в Библии говорит, что Бог особым образом приготовил большую рыбу. Вряд ли кто-то, должным образом оценивая возможности Всемогущего, будет сомневаться в способности Бога приготовить особую рыбу в тот же миг (зная, что ожидает Иону) или задолго до того. Исключительность того, что произошло с Ионой, позволяет считать его образом нашего Господа Иисуса, Которого при смерти поглотила земля, как Иону – рыба. И как наш Господь был освобожден из Своей темницы, так Иона из своей (Матф. 12: 39, 40).

ПРОПОВЕДЬ ЖИТЕЛЯМ НИНЕВИИ

Однако наша нынешняя лекция связана с проповедью Ионы жителям Ниневии. Ниневия была большим городом, который находился за пределами влияния иудаизма и в то время, понятно, был лишен Божественной милости, ведь с тех пор, как был дан Завет Закона на горе Синай, и до времени спустя три с половиной года после Креста Божья милость ограничивалась только к народу Израиля на условиях Завета Закона. При окончании времени исключительной милости для Израиля, Корнилий, центурион, первым из язычников получил доказательство Божественной милости.

Что касается жителей Содома, Ниневии, а также амаликитян, Божественная Справедливость решила, что их беззакония исполнили меру; что им дальше нет смысла жить; что лишение их жизни не только позволит предотвратить дальнейшую деградацию, но и преподаст человечеству урок, что Божественное позволение зла имеет предел. Факт, что эти люди были осуждены и уничтожены вовсе не означает, что у них была возможность или хотя бы предложение спастись. Как и все дети Адама, эти люди находились под приговором смерти “Смертью умрешь”. Они были только лишены дальнейшей жизни в нынешних условиях. Это не помешало их надеждам на будущую жизнь через воскресение, потому что ни они, ни другие еще не были искуплены.

Следовательно, будущая жизнь, гарантированная выкупным трудом Иисуса, никоим образом не была под угрозой через вынесенный им приговор смерти. Действительно, даже идеи еще не были спасены. Предложение спасения, сделанное под Заветом Закона, не давало им вечной жизни. Как говорит св. Павел: “Потому что делами закона не оправдается перед Ним никакая плоть” (Рим. 3: 20). Если бы иудеи оправдались Законом, то Христос умер бы напрасно. Закон ничего не сделал совершенным.

Предложение жизни, данное иудею, должно было показать ему и окончательно всем невозможность для кого-либо получить жизнь под Божественным Законом без Божественной помощи – без Спасителя и Его труда на Голгофе, а также без Его труда для мира как Посредника Нового Завета во время Его Мессианского правления тысячи лет. Соответственно, апостол говорит, что Христос “явил жизнь и нетление через благовестие”, а также, что “нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись”. Это спасение “быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими” (2 Тим. 1: 10; Деян. 4: 12; Евр. 2: 3).

РАСКАЯНИЕ ЖИТЕЛЕЙ НИНЕВИИ

Иона проповедовал, что через сорок дней Господь уничтожит Ниневию. Но люди, обеспокоенные его посланием, раскаялись в своем грешном поведении и искали Божественного прощения. Царь объявил: “Чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопили к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих”. Господь услышал ниневитян, принял их покаяние и позволил, чтобы народ просуществовал еще некоторое время.

Мы, конечно, должны понимать, что Бог знал конец вначале – знал, что ниневитяне раскаются, и что Он не уничтожит их в течение сорока дней, как об этом проповедовал пророк Иона. Правда, Ниневия как большой город исчезла, но не за сорок буквальных дней. По-видимому, время, которое имел в виду Всевышний, было так называемым пророческим, символическим временем – день за год; 40 дней – 40 лет.

Этот урок показывает нам, насколько больше сочувствие Всемогущего по сравнению с сочувствием Его несовершенных слуг из людей. Богу было угодно, чтобы ниневитяне обратились от своих грехов и искренне раскаялись. Ему было угодно продлить их земную жизнь. Но Ионе это не понравилось. Он объяснял себе так: “Бог сделал из меня безумца. Он сказал, что этот большой город будет уничтожен за сорок дней, и я так проповедовал. А теперь Бог обесславил меня, и меня будут считать ложным пророком”.

Иона больше заботился о себе и о своей репутации, чем о ниневитянах и об их благополучии. Слуги Господа не должны так делать. О себе надо забыть. Как советует великий апостол Павел, “любовь.. не ищет своего”; “Ибо и Христос не Себе угождал” (1 Кор. 13: 5; Рим. 15: 3).

“И ПОЖАЛЕЛ БОГ О БЕДСТВИИ”

В некоторых умах возникает вопрос: как Бог мог пожалеть и изменить мнение, если Он знает конец в начале? Ответ в том, что слово “пожалел” имеет значительно более широкое значение, чем в целом понимают. Люди употребляют его только к изменению намерений. Но, как показывают современные словари, это слово может означать изменение действий или изменение намерений, или одно и другое. Божьи намерения неизменны. Он никогда не пожалел о них. Но Он изменяет Свой способ поведения.

Так, например, Израиль, Его привилегированный в течение столетий народ, был отсечен, и Божье отношение к израильтянам изменилось. Но Его замыслы никогда не изменились. Он знал и предвестил заранее, что они отвергнут Иисуса и Бог отвергнет их, а также предвидел, что впоследствии они будут собраны опять в свою землю, получат прощение и благословение от Мессии, когда Он примет Свое Мессианскую Должность Царя царей и Господа господ – “Владыки царей земных” (Отк. 1: 5).

Господь дал пророку Ионе урок на примере того, что Иона пожалел клещевину, неоживленную вещь, и не имел сочувствия к ниневитянам. Так и со многими проповедниками и другими людьми. Они имеют сочувствие к цветам, птицам, животным, детям и даже в некоторой степени к человечеству в его трудностях настоящего времени, но у них иногда вызывает раздражение само упоминание о том, что Бог не собирается жарить ни ниневитян, ни содомлян, ни амаликитян, ни кого-то другого на протяжении всей вечности; что у Него есть милостивый замысел для всего мира и Он даст всем возможность получить человеческое совершенство, рай во всем мире и вечную жизнь, если они послушаются великого Мессию и повинуются Ему, Главой которого является Иисус, а членами – избранная Церковь, находящаяся в процессе приготовления в течение этого Евангельского века.

Наш Господь сказал, что Евангелие больше не следовало проповедовать только иудеям, а всем народам (Лук. 24: 45-48; Деян. 1: 8). Целью проповедования не было обратить все народы. Так и произошло. Проповедование должно было собрать немногих святых из всех народов, и это вскоре произойдет (Деян. 15: 14-18).

R5797 (1915 г.)