СЛУЖЕНИЕ ПЕЧАЛИ

“Из глубины взываю к Тебе, Господи”. “Дарует ли Он тишину, кто может возмутить?” (Псалом 129: 1; Иова 34: 29).
Жизнь каждого человеческого существа имеет свои яркие и темные страницы, взлеты и падения, радости и печали. Из всего этого состоит большая часть его опыта. Полотно характера из ткацкой прялки жизни может быть утонченным и красивым или грубым и невзрачным, в зависимости от умения и заботливости, с которой каждый вплетает у него нити своего опыта.
В каждой жизни при нынешнем господстве греха и зла преобладают хмурые оттенки. Это настолько верно, что Божье Слово показывает человеческую семью в ее нынешнем состоянии как стонущее творение. “Все творение вместе стонет и вместе мучится родами до сих пор”, – говорит апостол. Божьи дети не являются исключением из общего правила: “даже мы сами в себе стонем, дожидаясь сыновства, искупления нашего тела” – всего сообщества, Тела Христа (Рим. 8: 22, 23, Жив. Поток).
Хотя мы ожидаем нашего освобождения, ежедневные трудности в жизни имеют для нас чрезвычайно важное значение, и то, как мы их принимаем, должно быть делом нашей глубокой заинтересованности, потому что насколько мы делаем из них выводы, настолько ежедневные достижения, неурядицы и испытания приносят нам благословение или осуждение. Трудности, которые приносят нам удачу, часто заключают в себе скрытую опасность. Если растет богатство, если множатся друзья, если нам достается большая мера земной радости, то сердце почти незаметно находит для себя удовольствие в земных вещах! А когда мы оказываемся на грани отчаяния и чувствуем разочарование, когда богатство или здоровье подводят, когда друзья оставляют, а враги бросают в нашу сторону упреки, то, естественно, можно прийти в уныние и попасть в безысходность.
Вот здесь и разыгрывается очень важная часть большого сражения христианской жизни. Надо преодолеть склонности своей старой природы, надо настойчиво добиваться и хотеть победы с помощью силы великого Вождя нашего спасения. Нельзя уступить обольстительным влияниям благоприятных внешних обстоятельств или согнуться под грузом испытаний и неурядиц. Нельзя позволить тем или иным обстоятельствам в жизни, какими бы суровыми и болезненными они не были, сделать нас раздраженными, ожесточенными или едкими, безрадостными и неприветливыми. Нельзя позволить гордости, любви к нарочитости, самодовольству черпать для себя вдохновение из земных благословений, которые Господь в Своем любящем провидении дал нам как слугам, чтобы убедиться в нашей верности.

ГЛУБОКАЯ ПЕЧАЛЬ ВЕДЕТ К НАИВЫСШЕЙ РАДОСТИ

Скорбь и печаль могут прийти (и часто приходят) как нашествие, но Господь должен быть нашим Прибежищем и Опорой во всех затруднениях, которые Он позволяет. Душа, никогда не подвергшаяся притеснению скорбью и тягостями, еще не научилась радоваться и ценить любовь и помощь Господа. В минуты, когда нас полностью одолевает печаль и горе, когда мы приближаемся к Господу, Он особо приближается к нам. Это понял псалмист, когда в большом истомлении вопил к Богу: “Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих” (стихи 1, 2). Чувствуя собственные слабости и неудачи, стремясь полностью избавиться от всякого изъяна и пророчествуя о щедрых замыслах Божественного Плана Спасения через Христа, он добавляет: “Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония [вменяя их нам], Господи! кто устоит? Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою [уважают Тебя]” (стихи 3, 4).
Как драгоценны эти заверения, когда душа с болью осознает собственные недостатки и не в состоянии отвечать требованиям совершенного закона праведности! Какое блаженство знать, что если наше сердце полно веры и преданности, наш Бог не ставит нам в вину неизбежные изъяны нашего земного сосуда! Если мы приходим ежедневно к Нему за очищением через заслуги нашего Искупителя, наши недостатки не зачисляются на наш счет, но с готовностью прощены и смыты. Совершенная праведность нашего Спасителя является нашей славной одеждой, поэтому, одетые у нее, мы можем приходить к Богу с покорной отвагой, со смелостью – можем найтись в присутствии великого Иеговы, Царя царствующих и Господа господствующих.
Если Бог игнорирует изъяны нашей плоти и полностью принимает нас, разговаривая с нами как со Своими дорогими детьми, мы тоже должны так воспринимать друг друга, не принимая во внимание изъяны плоти и не обвиняя в них другого, потому что каждый признает их с повиновением и настойчиво пытается (как и мы) преодолевать по Божьей благодати в меру возможностей. Каждого из настоящих Господних детей касаются слова апостола: “Если Бог за нас, кто против нас?.. Кто будет обвинять избранных Божиих? Разве Бог, Который оправдывает? Кто осуждает? Разве Христос Иисус, Который умер...?” (Рим. 8: 31, 33, 34, Diaglott). Но дело выглядит по-другому, если кто-то угождает изъянам плоти, потакает им без надлежащих усилий исправить, оправдывает их, чтобы те длились дальше. Тогда они зачисляются нам, и если мы немедленно не будем “судить себя” и принимать решительных мер, чтобы с ними справиться, Господь сам будет судить нас и наказывать (1 Кор. 11: 31, 32).
Среди забот, затруднений и невзгод, которые случаются детям Господа, мы должны доверять Ему полностью и сохранять свои души в покое и терпении! Мы должны терпеливо ожидать Господа, чтобы воплотить результаты наших испытаний как Ему угодно. Чтобы ожидать Господа, нужно именно терпение. Псалмист говорит: “Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю. Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи – утра, более, нежели стражи – утра.” (Пс. 129: 5, 6). Каждый раз, когда приходит печаль и бедствие, когда расстраиваются отношения и пронимает раздражение, когда раны, от которых кровоточит сердце, угрожают сломить дух, пусть Божье дитя помнит, что “Он знает, любит и заботится”, что Его ангел-хранитель всегда рядом, и ни одно испытание не станет для нас слишком суровым. Дорогой Учитель стоит возле тигля, поэтому огонь печи никогда не станет таким сильным, чтобы драгоценное золото нашего характера разрушилось или получило повреждение. Нет! Если по Его благодати трудности не приносят добра, то они будут забраны. Он любит нас слишком сильно, чтобы позволить лишнюю печаль или лишнее страдание.

НАГРАДА ЗА ТЕРПЕЛИВОЕ ОЖИДАНИЕ

“Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и надейся на Него” (Пс. 36: 5-7). Мы не должны впадать в отчаяние и позволять нашей вере пошатнуться, когда приходит испытание терпеливой выносливости, а внешний мир и спокойствие, к которым мы так стремились, долго медлят. Наш Отец не забыл нас даже тогда, когда ответ на наши молитвы, кажется, задерживается. Внешний мир и спокойствие не всегда являются тем условием, которое лучше всего отвечает нашим потребностям как Новых Творений, и мы не должны стремиться к обстоятельствам, в которых драгоценные плоды Духа перестанут расти и развиваться в нас. Поэтому “огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но.. радуйтесь” (1 Пет. 4: 12, 13). Тот, Кто посчитал даже волосы на нашей голове, никогда не безразличен к страданиям и потребностям Своих даже самых слабых и смиренных детей. О, каким сладким является осознание такой любящей, постоянной опеки! “Дарует ли Он тишину, кто может возмутить?” Святые имеют в каждой грусти и каждой печали блаженную отраду, о которой мир ничего не знает. Никто, кроме настоящих Божьих детей, не может знать об этом.
В чем эта отрада? Если вы никогда не становились под знамя Креста, если вы никогда не отдавались в руки Господа для формирования и шлифования по Его славному подобию, если вы никогда не прилагали настойчивых усилий противостоять склонностям своей падшей природы, если вы никогда стойко не защищали Истину и праведность посреди лукавого и распутного рода, то что вы можете знать о сладости Божественной отрады? Это – драгоценный бальзам из Галаада для духа, израненного на жизненном поле битвы. Это – возбуждающий, освежающий глоток для жаждущей души, свирепо гонимой неотступным горем. Это – нежное прикосновение любящей руки к вспотевшему челу благородного ревнителя Истины и набожности. Это – мягкий шепот надежды, любви и отваги, когда сердце и плоть слабеют от изнеможения. Божественная отрада – единственная отрада, которая имеет целебную силу, которая дает воодушевление. Она приберегается для тех благородных душ, которые верно переносят бремя и зной в службе Царю царствующих. Зато каждый, кто равнодушно плывет по течению мира за губительными влечениями плотской природы, никогда не вкусит ее сладости.
Какой любящий и добрый наш Бог, какой мудрый и сильный! Его обещания никогда не обманывали тех, кто проявлял к Нему свое доверие. Нам может показаться, что наши усилия быть добрыми и делать добро являются мизерными, что оппозиция изнутри и внешне малополезна. Но лишь тогда, когда мы слабы, когда мы понимаем собственную беспомощность и неосведомленность, мы можем быть крепкими в Господе и в силе Его могущества. Только тогда мы можем понимать, что Его сила совершается в нашей немощи. Тот факт, что мы слабы и немощны, не способен отделить нас от любви и силы нашего Бога, когда мы стараемся исполнять Его волю, “ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть”. Поэтому будем больше держаться этой силы Господа, чтобы отважно следовать нашему направлению на узком пути трудностей и испытаний. Каким драгоценным для святых Бога является это служение боли и печали!

“ВЫ СЛЫШАЛИ О ТЕРПЕНИИ ИОВА”

Святые в каждом веке испытывали благословение от страданий и печали. Псалмист Давид говорит: “Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим”, – а также: “Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню” (Пс. 118: 67, 71). Верный Божий слуга Иов испытал почти нестерпимые беды, но Господь выпроводил его из этого, когда испытания произвели намеченное действие. Болезненные трудности испытали и укрепили его. Немногие из нас могли бы выстрадать больше (а то и никто). Он потерял все свое имущество, затем всех детей, которых любил, затем любовь и преданность жены, и окончательно заболел на тяжелую болезнь – проказу лютую, поразившую его с головы до ног. В довершение всего три его приятеля пришли убедиться в том, что они слышали о его больших испытаниях, и вместо стать верными утешителями, они увеличили его печаль, убеждая, что, по-видимому, причиной всех этих несчастий явились его грехи; что его трудности – это, очевидно, наказание от Господа за его неверность. Бедный Иов! Он действительно пострадал!
Но потерял ли он веру в Бога? Послушаем его: “Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!” (Иов. 1: 21). “Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться” (Иов. 13: 15). Иов действительно был повержен, но, невзирая ни на что, сохранил целостность характера и веру в Господа. Он не обвинял Бога в несправедливости, и Бог не оставил Своего верного слугу. Он упрекнул обвинявших его и потребовал от них принесения жертвы, а также сказал Иову помолиться за них, чтобы их провинности остались незамеченными. В конце он получил более щедрое благословение, чем прежде. Бог употребил его как большой образ человеческого рода, показав трудности его падшего положения и окончательное возвращение ко всему потерянному в Адаме (вместе с благословениями дополненного опыта, который сделает людей мудрыми). Каким верным является Господь во всех Своих деяниях! Воистину, Его дети никогда не должны сомневаться в Его любви, потому что “вера может твердо полагаться на Него, что бы нам не приключилось в жизни”.

ДРАГОЦЕННОСТЬ ТЕСНОГО ЕДИНСТВА С БОГОМ

Лишь тогда, когда постоянное доверие к Господу и Его провидению в нашей жизни (в ответ на наши просьбы) перешло в личную приязнь и близкие отношения, мы учимся радоваться в Нем. Да, лишь тогда, когда сердце находит отзыв в сердце, когда мольбы приносят в ответ ощутимый мир, когда Божественная любовь и забота становятся ощутимыми в руководстве на нашем пути, мы можем понять постоянное присутствие с нами Отца и Сына. Тогда, каким бы мрачным не был наш путь, как бы не свирепствовала буря кругом, с нами всегда будет мысль о Божественной защите, и мы, как дети Господа, никогда не попадем в отчаяние. Даже поверженные, мы не будем уничтожены; даже преследуемые, мы никогда не будем покинуты.
Мы знаем, что Отцовская рука всесильна, что Его любовь и забота надежны и неизменны. Кто достиг в сердце настоящего единства с Богом, тот научился видеть в Нем Источник всякой доброты, Истины и благословения. Для таких Он весь – любезность. Его Закон для них – отрада. Его приязнь и любовь для них – сама жизнь. Когда сердце видит только Бога, то самый естественный порыв – поручить Ему свой путь. Только оно действительно способно петь с поэтом:
“Итак иду, не зная,
И не стремлюся знать,
Что будет, лишь желаю
Путь Господу предать.
С Ним сладко и во тьме шагать,
Жить без Него – блуждать”.
Лишь для таких доступны желания их сердца, и ничто хорошее не будет спрятано от них. Их пылкие молитвы приносят большую помощь, потому в положенное у Господа время их праведность (как бы ошибочно не воспринимали ее, как бы не искажали и не злословили) станет явной как свет – ясный, безоблачный, видимый везде, а их суд, справедливость и праведность их поведения и сердца – как полдень. Хотя мы дальше остаемся здесь как путники и чужестранцы во враждебной земле, мы будем накормлены, укреплены – телесно и духовно – и будем радоваться и веселиться в “доме нашего странствования”. Какими драгоценными являются Божьи обещания! Поэтому Его святые прошлого и настоящего, превознося Его щедрую благодать, хором свидетельствуют об их исполнении.

R5802 (1915 г.)