“ПОГИБЕЛИ ПРЕДШЕСТВУЕТ ГОРДОСТЬ”
2 ПАРАЛИПОМЕНОН 26: 8-21
ИЗРАИЛЬ – ОБРАЗНОЕ ЦАРСТВО – МЕССИЯ ДОЛЖЕН УСТАНОВИТЬ ПРОТИВООБРАЗ – ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННЫЕ УСПЕХИ ОКАЗАЛИСЬ ЛОВУШКОЙ ДЛЯ УЗИИ – ГРЕХ САМОУВЕРЕННОСТИ – НАКАЗАНИЕ – УРОК ДЛЯ ЦЕРКВИ И МИРА – НЕЗНАНИЕ БОЖЬЕГО ЗАКОНА НЕ СЛУЖИТ ОПРАВДАНИЕМ
“Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь” (Притчей Соломоновых 29: 23).
Узия был великим и успешным царем в Иерусалиме. Все начиналось хорошо: он уважал Бога и привел столичный город и остальное царство в надлежащее состояние на случай, если придется защищаться от врагов. Когда мы вспоминаем войны Израиля, то должны помнить, что некоторое время этот народ символизировал Божье правление на земле в таком значении, в каком ни один народ никогда не был таковым раньше или после.
Цари Израиля, в отличие от других царей, были помазаны Божественным полномочием и властью. О них сказано, что они “сидели на престоле царства Господня”, и ни один царь до или после них не имел такого господства. Однако это не было Царство, о котором мы молимся “да приидет Царствие Твое”, а лишь подготовительный порядок с привлечением образных израильтян. Божье Царство действительно придет на землю после того, как его установит Мессия. В течение тысячи лет Он будет царствовать, чтобы поднять кротких, чтобы благословить всех ищущих праведность, чтобы наказать и исправить всех других и окончательно истребить Второй Смертью непоправимых. Поэтому, цари Израиля и Иуды должны были, как требовало время, сооружать укрепления, усиливать и защищать землю, которую Всемогущий особо дал их народу.
САМОУВЕРЕННОСТЬ ЦАРЯ
Правдивость слов Священного Писания – “Погибели предшествует гордость, и падению – надменность” – буквально исполнилась на царе Узии. Когда слава о нем разошлась вокруг, и он начал важничать, к нему пришла гордость. Он забыл, что он – только Господний представитель в царстве и его первая обязанность, как послушного подданного Бога, – повиноваться и выполнять Божественные приказы. Осуществив великие дела в политическом и военном отношении, царь Узия начал добиваться религиозных почестей. По-видимому, он почувствовал, что Бог гордится им и его успехами, и Богу очень понравится, если он войдет в Храм по обыкновению священников и принесет благовонное курение на Золотом Алтаре. Он знал правила и распорядок служения в Храме, но считал себя выше их. Он шел непосредственно к Богу, не признавая священника.
Многие известные люди попали в такой же грех, считая, что их успехи в бизнесе или политике, их великолепие ума или превосходное образование являются единственно необходимой вещью в глазах Бога Иеговы. Им кажется, что если бы они ходили в церковь и признавали Бога, Он бы очень гордился ими и, понятно, давал бы первенство во всем. Это ошибка. Великий Царь Вечности, “Высокий и Превознесенный” (Ис. 57: 15), имеет правила и уставы, определяющие порядок приближения к Нему. Есть только Один Путь приблизиться и никакого другого (Иоан. 14: 6).
СВЯЩЕННИК МЕЛХИСЕДЕК
“Ага, – скажет кто-то, – вы хотите сказать, что миряне не имеют доступа к Богу, и им надо приходить через духовных лиц, так же как царь Узия должен был приблизиться к Богу через израильского первосвященника. Но я отрицаю, что духовные лица являются кем-то больше, чем простыми смертными. Я считаю, что многих из них уступают мне умом, менее образованы, а еще другие вообще лишены предпринимательского чувства. Возможно, это хорошо, что простые люди приходят к Богу через духовных лиц, но каждый раз, когда я прихожу, то делаю это исходя из собственного разумения, осознавая, что Всемогущий рад, когда я это делаю. Я часто молюсь: “Господи, благодарю тебя, что я не такой как другие люди, и даже не такой, как этот мытарь” (Лук. 18: 11).
Нет, друзья, мы так не думаем. Это не библейская мысль, и это не тот урок, который мы должны почерпнуть из рассматриваемого стиха Писания. Надо признать, что Священное Писание нигде не говорит о классе духовенства в Церкви Христа, за исключением двенадцати апостолов, среди которых св. Павел занял место Иуды. На основе Библии эти Двенадцать стоят выше других – являются особыми словесными орудиями Иисуса. Мы вовсе не говорим, что душа, которая стремится приблизиться к Богу, должна это сделать через духовных лиц какого-то вероисповедания. Мы только утверждаем факт, что есть лишь один Путь приблизиться к Богу – через Великого Ходатая, назначенного нам, “Иисуса Христа, Праведника”, “священника вовек по чину Мелхиседека” (1 Иоан. 2: 1; Евр. 5: 6). “Никто не приходит к Отцу, как только через Меня”, – сказал Иисус. “Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” – говорится в апостольском Послании (Деян. 4: 12).
КУРЕНИЕ НА ЗОЛОТОМ АЛТАРЕ
Тем, чьи глаза никогда не были открыты, чтобы понять, что Иисус Божественно назначен примирить мир с Богом, можно простить, если они приближаются к Богу в молитве без Него. Их молитвы могут получить только частичный ответ, да и то в случае, если они принесены с искренностью, от сердца, и если, как дает понять св. Павел, Бог “оставляет” позади неведение о Его постановлениях (Деян. 17: 30).
И как царь Узия знал о Божественном указе, что только священник мог принести Всемогущему курение на золотом алтаре, так и понимающие, что Иисус является великим Священником (исполнившим образ), через Которого открыт доступ к Отцу, попадают под осуждение, если они появляются без разрешения в Божественном присутствии и молятся по-другому, чем предусмотрено Божественным постановлением – как царь Узия был поражен проказой за своеволие и спесь. С точки зрения Священного Писания проказа символизирует грех. Поэтому поступок Узии образно показывает, что если кто-то стремится приблизиться к Богу не через назначенного Священника, зная, что это неправильно, то он попадает под Божественный приговор как добровольный грешник. Наказание тогда будет соответствовать степени имеющегося света.
ВОСЕМЬДЕСЯТ ХРАБРЫХ СВЯЩЕННИКОВ
Когда царь вошел в Святое Храма, чтобы принести курение на Золотом Алтаре, первосвященник и восемьдесят священников последовали за ним, протестуя против этого святотатства. Хотя такова была их обязанность, тем не менее это характеризовало их как храбрых, смелых людей, потому что в древние времена царь имел большую власть. Царь Узия чувствовал свое величие и гордился этим. Судя по всему, он возмутился, когда священники воспротивились его царским полномочиям. Слова протеста только напомнили царю об ограничениях относительно служения в Храме. Но священники прибавили: “Выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не [будет] тебе это в честь у Господа Бога!” Истинная честь, истинное благословение, истинное благополучие не могут противоречить Божественному порядку. Поведение царя, по-видимому, обесславило его. Если бы он поспешил отдать честь Богу, то получил бы благословение. Вместо этого нарушение Божественного Закона принесло проклятие.
Лекция такого поведения очевидна и проиллюстрирована нашим стихом и словами Господа: “Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится” (Лук. 14: 11). Но этого было недостаточно, даже если бы царь имел хорошие намерения вместо гордости. Хорошие намерения должны были бы подтолкнуть его к изучению Божественных постановлений и обещаний. Незнание Закона не оправдывает. Отсюда предостережение апостола: “Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины” (2 Тим. 2: 15).
Перед нами урок повиновения для Церкви и мира. Некоторые от роду имеют покорный ум, зато другие рождаются самонадеянными. Поэтому последние наталкиваются на препятствия в получении благодати, хотя, с библейской точки зрения, они имеют преимущество, потому что способны смело противостоять нынешним неблагоприятным обстоятельствам. В целом наши трудности по причине несовершенств плоти не такие уж разные, чтобы кому-то было легче чем другому войти в Царство на основе призыва Евангельского века. Кому больше дано, от того больше потребуется, и суд Господа будет на основе сердца, воли, намерений, попыток, а не плоти с ее слабостями и неудачами.
Повиновение важно не только само по себе, но и ради других благодатей Святого Духа, которые невозможно развивать без него. Первой в списке духовных благодатей является смиренность. Как можно быть мягким или сделать соответствующее продвижение в развитии этих благодатей, не имея смиренности? Как можно быть терпеливым и послушным в испытаниях и трудностях жизни не будучи смиренным? Как можно быть доброжелательным к противникам и всем другим, если не иметь смиренности? Как проявлять терпение ко всем без смиренности? Как оказывать братскую доброжелательность не будучи смиренным? Как стать Богоподобным не имея смиренности? Как любить в библейском значении без смиренности? Поэтому все, кому предстоит быть Церковью, будут испытаны в этом направлении. Следует развивать смиренность и повиновение, чтобы наполнить ими сердце и получить возможность развивать другие плоды Святого Духа.
R5804 (1915 г.)