АМОС – БЕССТРАШНЫЙ ПРОРОК
АМОСА 5: 1-15
АМОС-ПАСТУХ СТАНОВИТСЯ АМОСОМ-ПРОРОКОМ – БЕДСТВИЯ ЦАРСТВА ДЕСЯТИ КОЛЕН – БОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИСТИНЫ ПРОРОКОМ – ОБВИНЕНИЕ ИЗРАИЛЯ В НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ И ПРИТЕСНЕНИИ – УРОКИ ДЛЯ НАШИХ ДНЕЙ – ПРЕДВИДЕНИЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ИЗРАИЛЯ – ИСПОЛНЕНИЕ ПРОРОЧЕСТВА АМОСА СЕГОДНЯ
“Пророк,.. у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно” (Иеремии 23: 28).
Наша лекция касается пророчества Амоса, который, как известно, был одним из первых пророков, записавших произнесенное им послание. Безусловно, Моисей был пророком, и мы имеем его учение в писаном виде. Также Давид был пророком, и мы имеем его учение в Псалмах. Но пророчества Моисея были преимущественно в виде образов, которые он установил под Божественных надзором. Зато пророчества Давида были в поэтической форме и не считались пророчествами, пока на это не обратили внимание наш Господь и апостолы. Но как пророк Самуил, кажется, не записал ни одного из своих вдохновенных посланий, так и Илия, Елисей и другие того времени.
Пророк Амос принадлежал к периоду времени, который наступил вскоре после пророка Илии, а также почти столетие перед тем, как жил пророк Исаия, и приблизительно два столетия до пророков Иеремии, Иезекииля и Даниила. Амос признался, что он из простых людей. Его родители не были известными людьми, а сам он не воспитывался с пророческими сынами. Так же как Давид, он пас овцы, вел хозяйство, и Господь излил на него Свой Дух с могущественной силой, посылая его возвестить о бедствиях, которые обязательно постигнут Израиль, если он не изменит свой путь, чтобы предотвратить заслуженное наказание за нарушение Закона.
Главные обвинения пророка были направлены против десяти колен царства Израиля. Стоит обратить внимание на Божественный метод излагать вопрос. В своем послании пророк сначала упоминает близлежащие народы: (1) Дамаск, столицу Сирии, – на севере (потому что она также заслуживает Божественного наказания); (2) филистимлян – на западе; (3) Тир – на северо-западе; (4) идумеян – на юге; (5) аммонитян – почти на востоке; (6) моавитян – на юге; (7) Иуду – на юге. Наконец целью послания пророка был Израиль, царство десяти колен. Можем только догадываться, с каким вниманием приняли послание пророка люди Израиля, когда он произнес слова, наглядно изображавшие наказание близлежащих народов, их врагов. Круг все более сужался, и когда наконец тяжесть свидетельства пророка обратилась против него самого, появилось большое возмущение. Если вначале люди громко говорили: “Истинный пророк!”, – то теперь скрежетали на него зубами.
Обвинение в адрес Израиля находим преимущественно в главах 3-6 и в главе 7: 9-17. Когда пророк шагнул так далеко, что открыто сказал о падении господствующей династии, выступил Амасия, священник Вефильский, и сказал Амосу, чтобы тот удалился в свою землю. Под влиянием силы Святого Духа, позволявшей Амосу говорить столь необычное послание, пророк отказался уходить, пока не исполнит свое поручение. Вдобавок к словам, что Израиль ожидает возмездие, он высказал несколько пророчеств о доме самого священника.
ДРУГИЕ УСЛОВИЯ – ДРУГИЕ МЕТОДЫ
Пытаясь сегодня взять для себя лекцию из опыта пророка Амоса, мы должны помнить, что Господь теперь не посылает Свои обращения таким способом. Условия изменились, обстоятельства изменились, и Он уже не использует такой метод давать вдохновенные пророчества, как когда-то. Об этих пророчествах говорит апостол Петр: “Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым” (2 Пер. 1: 21). А также: “Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес” (1 Пет. 1: 12).
Сегодня, ввиду изменения условий и деятельности Божественной силы, желательно проповедовать Слово каждому, кто имеет уши, чтобы слушать, обращая его внимание на применение пророчеств и свидетельств давних времен и объясняя Божественный План в меру наступления времени понимать его всеми, для кого он предназначался – для подлинных израильтян, в которых нет лукавства. Стремление копировать пророка Илию или пророка Амоса, или всякого другой древнего пророка Израиля свидетельствовало бы о полном непонимании Божественной воли и Божественного послания. Более того, это свидетельствовало бы о некоторой умственной неуравновешенности.
По словам апостола мы говорим то, что знаем, и свидетельствуем о вещах, прежде написанных нам в наставление (Рим. 15: 4). Однако то, как Господь руководил пророком в проповедовании послания, является также хорошей лекцией для нас. В Евангельской эпохе Господь оставляет нам значительную свободу выбора средств служения Его делу. При этом Он учит нас быть мудрыми, как змии, и простыми, как голуби, обещая награду, которая будет зависеть от нашей старательности в Его службе, которую Он сможет благословить и использовать. Кто разумно использует доверенные ему мины и таланты, тот получит соответствующую награду, когда Царство дорогого Божьего Сына будет установлено. Поэтому, используя нашу свободу и прислушиваясь в совету Учителя быть мудрыми, как змии, обратим внимание на то, что послание пророка о ненавистных и негодных вещах (какие происходили на самом деле) начиналось так, чтобы привлечь внимание слушателей.
Апостол Павел применил такую же мудрость и впоследствии напомнил о ней тем, кого он привел к знанию Господа. Он сказал: “Будучи хитер, брал вас коварством” (2 Кор. 12: 16, Жив. Поток). То есть, он представил им вопрос в форме, наиболее привлекательной для их сердца, но при этом не сказал ничего ложного. Видим, что Истину можно изложить в более или менее привлекательной форме.
“НЕ ВСЯКИЙ, ГОВОРЯЩИЙ МНЕ: “ГОСПОДИ! ГОСПОДИ!..”
Другая лекция, имеющая связь с посланием пророка Амоса, заключалась в том, что его противники были религиозными людьми – священниками. То же самое было с нашим Господом и апостолами. Священники и религиозные учителя тех дней были главными противниками Евангелия, его правды и чистоты. И нам следует ожидать того же в наше время. Истина, представленная в ее чистоте, всегда вызывала оппозицию, а ее главные противники, как правило, находились среди тех, кто имел “вид благочестия”, но был лишен его силы.
Нынешняя лекция является частью обращения пророка к израильтянам, чтобы они вернулись к согласию с Богом и этим предотвратили беду, которую, в ином случае, неминуемо следует ожидать. История того времени показывает, что это был период большого благополучия не только для Иуды, но и для царства десяти колен. Благополучие имело земной характер, так как происходило нагромождение богатства. Но это богатство находились в руках влиятельных людей, поэтому пророк упрекнул богатых, что они обращаются с бедными несправедливо. Он дал понять, что окончательно это станет источником беды; что единственным условием, на котором они могут надеяться жить как народ, – это искать Господа; что напрасно искать помощь в Вефиле или Галгале, или Вирсавии – центрах их религиозных институций, полных разврата. Все эти религиозные институции упадут в скорби, которую предрек пророк. Надо искать Господа искренним сердцем, иначе Он приведет уничтожение, которое снизойдет, как огонь, чтобы поглотить Дом Иосифа. Царство десяти колен здесь названо Домом Иосифа, потому что колена Ефрема и Манассии имели преобладающее влияние в народе, и эти два колена произошли от Иосифа. Следовательно, огонь, который должен был воспламениться в Доме Иосифа, означал уничтожение, которое придет на царство десяти колен, если в людях не будет раскаяния.
Затем пророк упоминает некоторые плохие поступки, по причине которых люди оказались в опасности. В их судах не соблюдают справедливость. Бедные, которые обращаются в суды, вместо аромата справедливости вкушают полынь – горечь разочарования. Пророк говорит, что люди топчут правду под ноги, что правосудие сделалось второстепенным. Также он говорит, что взятки стали привычными, однако богатство, сила и влияние не могут помочь. Надо излечиться от этого состояния. Облегчение может прийти только тогда, когда люди обратятся к Господу.
О Божественной Силе пророк говорит словами, похожими на те, которые произнес патриарх Иов (9: 9). Указывая на группу Плеяд в созвездии Тельца и на Ориона, он хочет, чтобы его слушатели поняли, что Тот, в Чьей поддержке они нуждаются, создал землю и небеса, и не только собрал воды в моря, но и возвращает морскую воду в облака, чтобы опять спустить ее на землю в свое время. Они нуждаются в Великом Боге, и все другие, пытающиеся им помочь, беспомощны перед Ним.
БОГ ЗАБОТИТСЯ О НИЩЕМ И ОБЕЗДОЛЕННОМ
В 9 стихе пророк дает понять, что Божья Сила будет с нищим и угнетаемым, чтобы его освободить, и что придет уничтожение для сильного и влиятельного – для всех, кто ненавидит упрек и относится с презрением к праведному, кто восстает против всякого винящего несправедливость.
Стихи 11 и 12 описывают и подробно истолковывают сущность несправедливости, от которой следует отказаться, покончив с ней. Стих 13 говорит, что между израильтянами были некоторые, не принимающие принятое поведение, но они, будучи бессильны и в меньшинстве, отделывались молчанием по понятным причинам, ведь время было тяжкое, и занять сторону притесняемых означало навлечь на себя трудности и не помочь тем, кого притесняли. Однако пророк Амос был особо уполномочен Господом высказать именно такой упрек. Также мы не должны молчать из осмотрительности или других побуждений, а должны смело говорить Господнее послание.
Но сегодня в обязанности каждого из Господнего народа не входит занимать место Амоса и становиться общественным критиком официальных лиц и т.д., даже если он видит несправедливое поведение. Во всем, что мы делаем, следует показывать рассудительность, мудрость. Наше задание сегодня – не упрекать народы, а позволять нашему свету сиять, чтобы другие могли видеть наши добрые дела и прославляли Отца, Который на Небесах. Господь говорит, что Он сам упрекнет народы; Он сам усмирит их спесь; Он сам лишит сильных их могущественного положения; Он сам возвысит смиренных, но в свое время. Своему народу Он говорит: “Итак ждите Меня,.. до того дня, когда Я восстану для опустошения” (Соф. 3: 8, 9).
Лекция заканчивается призывом пророка к его слушателям, чтобы они полностью изменились, чтобы они искали добро, а не зло, возлюбили праведность и возненавидели грех. Если так, то они действительно смогут применить к себе обещания Бога, как тогда, когда были готовы это сделать, говоря, что они – Его народ. Такие слова правдивы лишь при условии полного подчинения Божественным требованиям. Господь будет милостив к ним как народу, если они придут к согласию с Его постановлениями и требованиями. В противном случае следует рассчитывать на предвозвещенные наказания и плети.
Помня, что израильтяне были образным народом, мы, естественно, пытаемся просмотреть весь контекст, все слова, и увидеть, не связано ли с пророчеством Амоса еще что-то, что имеет более широкое применение и о чем не мог догадываться ни он, ни люди его времени. На основе слов апостола Петра, уже цитируемых, а также других примеров из пророчеств мы имеем основание для такого вывода. Например, из пророчества Давида видим, как мало говорящий слова: “Кость Его да не сокрушится”, – понимал истинное значение сказанного! Дальше, когда Давид говорил: “Ибо Ты не оставишь души моей в аде [шеоле] и не дашь святому Твоему увидеть тления”, – ни он, ни народ Израиля не понимали важность этих слов и того, что Давид был пророком и поневоле говорил о Христе и Его воскресении из мертвых – из шеола! Поэтому, понимая правильность слов пророка Амоса, мы находим в этом пророчестве некоторые подробности, которые свидетельствуют о более глубоком выполнении его предвещаний на номинальном Израиле в конце этого века.
ВЕЛИКАНЫ НА ЗЕМЛЕ ПРЕДВЕЩАЛИ БЕДУ
Не нам говорить, что сегодня напрасно искать справедливость и что для праведности закрыт путь. Не нам говорить, что бедных непомерно облагают налогами, душат и грабят. Напротив, мы откровенно признаем, что в судах христианства существует много справедливости. Временами даже удивительно, что телесным людям удалось создать столько мудрых, справедливых и рассудительных законов и правил. Но сегодня существует также несправедливость, неравноправность, и она действует не столько через плохих людей, сколько через изменение обстоятельств, в которых мы живем. Благословения Новой Эпохи, которые приходят к нам в общественных условиях, основанных на личном самолюбии, ведут к появлению немногочисленных богатеев. Мы опасаемся, что своей деятельностью они вскоре умножат количество бедняков.
Усвоение выгод нынешнего времени, хотя полностью легальное и на законных основаниях (справедливых в одно время), неминуемо принесет большие трудности – передаст власть и финансовый контроль над миром в руки относительно немногих лиц. Действительно, эти немногочисленные великаны пока умеренны в своих требованиях и поведении, а некоторые из них даже великодушны. Но Священное Писание, кажется, ясно показывает, что вскоре власть (сознательно или поневоле) будет осуществляться так, что это принесет большую беду человечеству, которое окажется словно между двумя жерновами.
С такой точки зрения слова пророка можно полностью применить к христианству. Но, будем откровенны, лица при власти, занимающие высокое положение, не склонны прислушиваться к Амосу или кому-нибудь другому. Поэтому мы должны надеяться на то, о чем везде упоминает Священное Писание, – на свержение христианства, которое произойдет внезапно, во “время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди”; что в этой битве Господа, Который создал Плеяды и Ориона, Он укрепит обездоленных против сильных, и эти обездоленные поднимутся против сильных в анархии (стих 9).
Конец пророчества Амоса рассказывает о восстановлении Израиля и о Господнем благословении в то время для всего человечества, включая язычников. Именно это пророчество цитировал апостол Иаков на совещании в Иерусалиме, говоря: “Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.” (Деян. 15: 16, 17).
Мы живем в то самое время, когда данное пророчество вот-вот должно исполниться. Восстановление буквального Израиля вскоре должно произойти в процессе повторного установления Божьего Царства в мире, которое в свое время было образно представлено царем Давидом и которое в действительности будет установлено большим, чем Давид, – Возлюбленным. В этом Царстве, восстановленном в более благоприятных условиях, – в Небесном Царстве – остальным людям будет дана возможность искать Господа, потому что знание славы Господа наполнит всю землю.
R5805 (1915 г.)