СЛАВНАЯ ВЕСТЬ
ЕВ. ЛУКИ 2: 1-29
АНГЕЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ ПЕРВОГО ХРИСТОВА РОЖДЕСТВА – “ВОЗВЕЩАЮ ВАМ ВЕЛИКУЮ РАДОСТЬ” – ВЫПОЛНЕНИЕ В ТЫСЯЧЕЛЕТИИ – БЛАГОСЛОВЕНИЕ СНАЧАЛА ДЛЯ ЦЕРКВИ, А ЗАТЕМ ДЛЯ МИРА – ПОТОМ “НА ЗЕМЛЕ МИР, В ЧЕЛОВЕКАХ БЛАГОВОЛЕНИЕ” НАВЕКИ – “СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ”
“Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь” (стих 11).
Ангельское Послание пастухам, данное на равнинах Вифлеема, становится все ценнее для Божьих детей в меру их возрастания в благодати и знании. С тех пор, как уши и глаза их понимания открылись на ширину, длину и глубину великого Божьего Плана Веков, это пророческое Послание получает все больше признания как лейтмотив всего Евангелия.
Невозможно не обращаться к такому большому событию, как рождение Спасителя, лежащему в основе Послания. И дело не в том, что 25 декабря не является действительной годовщиной рождения Спасителя. Это, скорее всего, годовщина благовещения ангелом Гавриилом, годовщина зачатия Девой Марией, и наш Господь родился по календарю на девять месяцев позже, то есть приблизительно 1 октября. Тот, Кто является таким великим; рождение, смерть и воскресение из мертвых Которого значит столько для человеческого рода, достоин того, чтобы оценивающие все то, что Он сделал для нашего рода, вспоминали Его и праздновали в любой день и даже каждый день.
Но поскольку большинство христиан привыкло праздновать день рождения нашего Господа 25 декабря, мы не выступаем против, а присоединяемся ко всем, кто празднует этот день с радостным сердцем, давая подарки друг другу на память – наследуя Божественную милость, которая дала человечеству Божьего Сына как дар милости и любви для нашего искупления.
В течение свыше четырех тысяч лет Божьи обетования, скрытые по причине того или иного их непонимания, были даны человечеству, намекая при этом, что большое проклятие греха и смерти, которое пришло на мир через непослушание отца Адама в Едеме, будет удалено, и вместо проклятия, вместо руины придет благословение от Господа и животворное освежение. Это убеждение, скрытое в виде разных типов, образов и неясных обещаний, хранилось в течение веков (до времени рождения нашего Господа) прежде всего среди иудеев, которые были привилегированны Богом и находились с Ним в завете.
Как деловые люди, иудеи оказались в разных частях цивилизованного мира. Поэтому в каждом народе была в той или иной мере известной вера в единого Бога и надежда Израиля на Мессию. И когда наступило время нашему Спасителю родиться, читаем, что “народ был в ожидании” Мессии. Бесспорно, эти надежды основывались на объяснении пророчества Даниила, которое, как мы видим сегодня, ясно указывало на год, когда наш Господь должен был достичь совершеннолетия, то есть по достижении тридцати лет Он должен был посвятить Себя Своему труду и получить зачатие, помазание Святым Духом как великий Священник и Царь Израиля и всего мира, исполнивший прообраз (Дан. 9: 24-27).
ОТ ВИФЛЕЕМА ДО НАЗАРЕТА
В те далекие времена были города более уважаемые и менее уважаемые. Назарет в основном считали одним из тех последних, тогда как Вифлеем был явно одним из первых – городом Давида, любимого царя Израиля. Священное Писание объясняет, что Мария, мать нашего Господа, и ее муж Иосиф происходили из рода Давида, поэтому на первый взгляд случайно исполнилось пророчество, которое наперед свидетельствовало о рождении Мессии в Вифлееме (Мих. 5: 1).
В то время римский император имел власть над всем миром. Хотя иудеи были подчинены ему, они рассчитывали и надеялись на приход Мессии, Который освободит их от зависимости и сделает господствующей кастой в Своем Царстве, которое будет господствовать над всем миром. В то время у власти был великий римский император Цезарь Август, который издал декрет сделать перепись населения всего мира с целью сбора налогов и т.д.
Св. Лука говорит нам, что Иосиф и Мария, слушаясь царского приказа, отправились записаться в свой родной город; что именно тогда в Вифлееме родился Иисус; что через большой наплыв народа в то время и при тех обстоятельствах трудно было найти жилище, и некоторые останавливались на ночь в хлеве караван-сарая или постоялого двора; что Иосиф и Мария, прибыв достаточно поздно, были вынуждены поселиться в таком скромном месте. Вот так во времена Своей плоти Царь Славы, Чье Царство окончательно будет руководить миром, родился в хлеве и вместо колыбели был положен в ясли для скота.
АНГЕЛЫ И ПАСТУХИ
Пастухи, которым Всевышний дал ангельское Послание о рождении Иисуса, Мессии, были, очевидно, благородными людьми. С тех пор это Послание звучит во все века и достигло наших ушей сегодня. Оно волнует нас тем больше, чем больше мы способны понять его содержание. Ангел, явившись пастухам, прежде всего помог им избавиться от испуга, говоря: “Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость”. Страх, кажется, является одним из движителей человеческого ума, особенно когда это связано с Божественными откровениями.
Люди – даже наилучшие из них – понимают, что они несовершенны и что Всемогущий и Его законы, напротив, совершенны. Инстинктивно мир, по-видимому, чувствует, что на нем лежит проклятие, осуждение Всемогущего. Он интуитивно боится еще одного проклятия, еще одного осуждения, осознавая его длительное и растущее греховное влияние. Сегодня это можно сказать обо всех, за исключением немногих хорошо осведомленных о Божественном Плане. Мир, как правило, не любит эту тему, пытается ее избегать, потому что чувствует вину и боится дополнительного знания и осуждения. Истинные Божьи дети, как и ангелы в то время, должны убеждать мир, что Бог лучше, чем об этом свидетельствуют все их опасения, потому что Бог так возлюбил мир, что искупил человечество от справедливого приговора смерти, от проклятия, которое все получили по наследственности по причине несовершенства Адама и последующего приговора.
“Великая радость” является другим переводом нашего слова “Евангелие”. Какая замечательная мысль, что Евангелие в действительности является великой радостью! К сожалению Божий План был ошибочно объяснен, в результате чего многие из Его народа исказили характер Бога и Его Слово и приспособили выражение Евангелие к разным верованиям Средневековья, учениям о чистилище и вечных мучениях, которые будто бы должны выпасть на долю человеческого рода! Постараемся избавиться от этих ложных мыслей и принять правду, что Евангелие является радостной вестью. Затем ангел сказал, что его Послание является “великой радостью, которая будет всем людям”. Хвала Богу, что Его План намного шире, глубже, выше и величественнее всего, о чем мы могли иметь представление! Евангельское Послание – это не только великая радость для тех немногих, которые сейчас имеют уши, чтобы слушать, и глаза, чтобы видеть его красоту, но в свое время оно будет великой радостью для всех людей в мире.
И как каждый член рода Адама имеет удел в его грехопадении и проклятии смерти, пришедших на него в результате неповиновения, так и каждый член рода учтен в великой искупительной жертве, которую наш Господь Иисус предоставил и которая завершилась на Голгофе. Божий План во Христе, который сейчас исполняется и окончательно исполнится, будет означать великую радость для всех людей. Известие об этом факте было дано с той самой минуты, как родился наш Господь, потому что Он был тем, через Кого окончательно исполнятся все славные вещи Божественного Замысла и Плана.
ЛОГИКА ПОСЛАНИЯ
Это Послание направляет внимание на факт, что оно обращено к мыслящим людям, которые хотели бы знать, почему неизменный Бог, Который раз вынес приговор человеческому роду, должен когда-то измениться и пересмотреть дела, заменив проклятие на благословение. Посланник изложил философию Божественного Плана так: “Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос [Мессия] Господь”. Вот ключ ко всему Евангельскому повествованию о том, как Бог может оставаться справедливым и при этом оправдывать грешников, принимающих Иисуса (Рим. 3: 26).
Слово Спаситель означает здесь Жизнедатель. Как замечательно знать, что поскольку смерть является платой за грех, проклятием для человеческого рода, то родившийся Мессия должен спасти человечество от этого приговора, снова давая людям жизнь! Каким образом Он даст им жизнь, не было объяснено в то время, да и не нужно было объяснять. Но теперь, в свете произошедшего и в свете объяснения, данного Святым Духом в Новом Завете, мы видим, что добровольная жертва жизни нашего Господа, Его смерть “праведника за неправедных” удовлетворила требования Божественной Справедливости, предъявленные против Адама и (косвенно) против всех, кто разделил его приговор смерти, то есть против всего человечества. Действительно, чем больше мы смотрим на Божественный План нашего спасения, который начал вырисовываться с рождением Иисуса, тем больше мы готовы громко восклицать с ангельским хором во славу Бога Небес, благодарить за Его милость к сынам человеческим! Ничего, что младенец, рожденный в Вифлееме, был Спасителем только в будущем, что Иисуса еще нельзя было помазать к Его труду, пока Он не достиг совершеннолетия тридцать лет спустя. Ничего, что даже после этого Ему еще предстояло постепенно возлагать Свою жизнь в течение трех с половиной лет земной миссии и закончить ее на Голгофе. Ничего, что воскресение наступило лишь три дня спустя после смерти, а вознесение – спустя еще сорок дней, и что благословения отсрочены почти на девятнадцать веков. Если ангелы могли петь и радоваться в самом начале развития Божественного Плана Спасения, то это могут делать все, которые имеют веру в конечный результат, – радоваться неописуемой радостью и воспевать Бога в вышине и Его Сына, нашего Господа.
“СПАСЕНЫ В НАДЕЖДЕ”
Хотя с тех пор, как прозвучало это ангельское Послание, остались в прошлом почти девятнадцать веков, оно еще не исполнилось, разве что в малой мере верой для тех, кто имеет глаза и уши веры – для “малого стада”. В то же время в имени Христа распространилась плохая весть большого несчастья едва не для всех людей – в основном для того, чтобы обесславить Божественный План и унизить Божественный характер. Вместо того, чтобы нести радость, это послание принесло печаль и притеснение, особенно для добросердечных и миролюбивых. Действительно, можем сказать, что ни одно послание Господа Иисуса еще не достигло всех людей. Даже сегодня, после девятнадцати веков миссионерского труда, только относительно малая часть человеческого рода услышала о единственном имени под небом, данном человекам, которым надлежало бы нам спастись, “и нет ни в ком ином спасения” (Деян. 4: 11, 12).
А как быть со спасением, наступившим для тех, которые действительно приняли Христа как своего Спасителя, которые сегодня радуются в Нем и верой видят начало спасения Бога в своих сердцах, но которое еще имеет совершиться под всеми небесами? О нем апостол говорит, что мы спасены в надежде. Вот его слова: “Ибо мы спасены в надежде” (Рим. 8: 24).
Мы еще не спаслись в действительности; нас еще окружает грех, боль, стоны, плач и смерть; проклятие еще не забрано. Все, что Господний народ до сих пор получил, это спасение надеждой, спасение верой. Однако надежда будущего спасения, воскресения из мертвых, участия в славе, чести и бессмертии Божественной природы, обещанная верным, настолько велика, настолько откровенна, что имеющие ее способны радоваться неописуемой радостью и наполняться хвалой даже среди испытаний, трудностей, изнеможений и неблагоприятных обстоятельств, сопутствующих проклятию, которое дальше остается на всем мире человечества.
ПРОРОЧЕСТВО О ДОБРЫХ ВЕЩАХ
Ангельское Послание было пророчеством о том добром, что станет достоянием Церкви и мира во время Тысячелетнего века. Церковь первая должна получить благословение. Первое Воскресение должно стать достоянием только тех, кто блажен и свят, кто будет жить и царствовать с Христом в течение тысячи лет. В то время сатана будет связан, а хорошие влияния истины и праведности осветят всю землю (Отк. 20: 1-6). Священное Писание утверждает, что освобождение Церкви придет рано утром Тысячелетнего Дня, как говорит пророк: “Бог поможет ему, когда утро наступит” (Пс. 46: 6).
Если нам приносят радость эти славные надежды Евангелия, потому что мы их видим и радуемся радостью неописуемой, то мы радуемся также Божественному милосердию и любви (их широте, длине, высоте и глубине), которые охватывают весь мир человечества, предвидя благословение для каждого члена рода Адама через Того, Кто возлюбил нас и купил Своей драгоценной кровью.
Это пророчество исполнится в Тысячелетии. Великий Спаситель, Который уже искупил нас Своей жертвой, выступит как Царь, как прославленный Мессия, и утвердит Свое господство праведности в мире, чтобы благословить и поднять каждого члена рода. Со слов апостола это будут Времена Отрады, “времена совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века” (Деян. 3: 19-21). Если бы Господь основывал надежду мира на каких-то достойных или праведных поступках со стороны мира, мы бы действительно имели причину опасаться, ведь чем больше мы знаем мир, тем меньше у нас надежды на него. Но Господь, напротив, основывает все предложения будущего благословения не на наших заслугах, а на заслугах и жертве Его Сына. Вам родился Жизнедатель, который есть Мессия Господь.
Мы еще больше радуемся благословениям грядущего века, когда узнаем, что испытания и трудности нынешнего Евангельского века находятся под Божественным присмотром в интересах Малого Стада, Избранных, Церкви, которая сейчас выбирается из людей! Видим, что нынешние трудности и испытания являются обтеской и полированием, нужным для развития нами плодов и благодатей Святого Духа на подобие характера Божьего дорого Сына, нашего Господа, нашей Надежды, нашего Жениха. Как радует мысль, что вскоре выбранное число, призванное из мира, чтобы быть “Невестой, женой Агнца”, будет укомплектовано и войдет в славу! Какая блаженная мысль, что в то время оно будет иметь привилегию со своим Господом и Учителем распространять Божественную милость с целью благословения и поднятия мира! Может ли кто-то получить большую честь или привилегию, или благословение?
ПЕСНЬ АНГЕЛОВ
Когда небесный посланник передал Весть великой радости, пастухам явилось воинство ангелов, говорящее: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!” Это также пророчество. Его еще нет, но оно исполнится в каждой подробности в положенное у Бога время, которое, верим, уже близко, рядом. Бог еще не принимает славу в вышних, еще нет мира между людьми. Напротив, Божье имя позорят не только те, которые принимают его ругательски и насмешливо, а, значит, тщетно, не только язычники, которые кланяются демонам и считают их богами, но и христиане. Каждый день Божье имя порочат те, которые называют себя Его народом и говорят, что они уважают Святое Имя.
Да будет известно, что богохульством является любое позорное сквернословие кого-то другого. Бог милосерден к нам, ведь когда-то каждый из нас наверное сквернословил Его святое имя именно таким образом – ошибочно представлял Божественный характер и Божественный План, изображая Бога Любви, Милосердия, Справедливости и Истины как инициатора, как изобретателя, как сторонника вечных мучений для большинства Своих человеческих созданий, рожденных в грехе, зачатых в беззаконии, склонных к греху словно искры, готовые взметнуться ввысь. Но Господь был милостив к нам, потому что мы это делали бессознательно. Поэтому нам надо иметь сочувствие к другим, которые по-прежнему бессознательно сквернословят нашего Бога. Наши усилия надо постоянно направлять им на помощь, чтобы глаза их понимания могли широко отвориться на понимание длины, ширины, высоты и глубины, и чтобы они познали любовь Бога, превосходящую всякий ум.
Обратите внимание на то, что от рождения Спасителя до сих пор еще нет мира на земле и благоволения в людях. Поэтому кое-кто, не понимая, что это – пророчество, которое должно исполниться в Тысячелетии, был склонен изменить перевод этого стиха так: “На земле мир среди людей, которые Ему по нраву”. Но даже такое изменение не является правдивым, потому что даже Господний народ не имеет мира на земле. Если он имеет мир, то только в своем сердце, и этот мир основывается на вере в Бога и на славных вещах, которые Он обещал. Об этом свидетельствовали Господь и апостолы, заверяя нас, что живущий набожно в настоящее время будет гоним, и что врагами человека будут ее домашние (2 Тим. 3: 12; Матф. 10: 36).
Не следует вводить себя в заблуждение или сокращать свидетельство Слова, а смотреть глазами веры на День Христа, в котором все эти славные пророчества должны исполниться, в котором мир действительно наполнит всю землю знанием славы Господа, принося Божественную милость и забирая проклятие от всего стенающего творения, как на это обращал внимание апостол (Рим. 8: 22).
ВЫПОЛНЕНИЕ В УСТАНОВЛЕННОЕ БОГОМ ВРЕМЯ
Но это пророчество не исполнится даже при введении Тысячелетия. Лишь при его завершении, когда благодаря постановлениям Царства человеческий род будет поднят с греха, болезней, боли, печали и смерти ко всему потерянному в Адаме, – лишь тогда будет слава в вышних Богу, и лишь тогда будет мир между людьми. Не подумайте также, что все человечество оценит Божественную любовь и милость после того, как увидит проявление праведности Бога в Христе. Напротив, Священное Писание, кажется, выразительно учит, что будет класс, который окажется непригодным к вечной жизни, потому он что не сумеет оценить Божественную доброту. Мы узнаем, что все они будут уничтожены из народа Второй Смертью.
Поэтому окончательно, вместе с концом Тысячелетия, сатана и все добровольные преступники будут уничтожены, и тогда наступит время, когда, по словам Священного Писания, все голоса на небе, на земле и под землей будут воспевать Бога и Агнца навеки. Осанна! Слава Богу в вышних! Мир и благоволение между людьми! Это будет завершающий возглас искупленного рода, когда полностью осуществится великий План Спасения согласно начальному Божественному Замыслу, изложенному в Священном Писании.
ОТ СЛАВЫ К КОЛЫБЕЛИ
Время рождения нашего Господа установлено точно. В Исследованиях Священного Писания, том ІІ, мы детально изложили данный вопрос и не будем здесь повторять свои выводы. Известная перепись на основании приказа Цезаря Августа касалась всего цивилизованного мира того времени, поэтому по иудейскому обычаю каждая семья и каждое поколение должны были пройти перепись.
Иосиф и Мария, из рода Давида, пошли записаться в город Давида – Вифлеем. Сам город – небольшой и расположен на склоне горы. Постоялые дворы и гостиницы в тамошних землях очень отличаются от наших. Это ни гостиницы, ни салоны для развлечений, и вход в них ведет из внутреннего двора. Разной величины, лишенные мебели, комнаты предлагаются к услугам путешествующего, который приносит с собой теплую одежду, в которой спит, а также свою еду и свою посуду. Стойла для коней, верблюдов и т.п. располагаются на нижнем этаже, и в случае тесноты, если верхние комнаты заняты, люди привыкли размешаться около стойла.
Вот так, в очень неприхотливых условиях, пришел в мир наш Спаситель, который, будучи Логосом, создал его (Иоан. 1: 10). Здесь, в хлеву переполненного постоялого двора, пастухи нашли младенца, как им возвестили ангелы, и пошли дальше, рассказывая об этом. Мария не хвасталась, но во всем ожидала времени, определенного Богом.
R5819 (1915 г.)