ДУХ В ПЯТИДЕСЯТНИЦУ
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 2: 1-13
ЧЕМ БЫЛО БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ – ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ЦЕРКВИ ТОГДА И ТЕПЕРЬ – ЕГО УРОКИ – КАК ЕГО ПОНИМАЮТ ОДНИ И НЕ ПОНИМАЮТ ДРУГИЕ

“Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?” (1 Коринфянам 3: 16).
Пятидесятница была знаменательным днем в иудейском календаре. Она помечала пятидесятый день жатвы после собрания первого спелого снопа. Наш Господь в Своем славном воскресшем состоянии соответствовал образному снопу, был Начатком Бога в великом Плане Искупления. Первые сорок дней, как мы видели, были употреблены для того, чтобы дать ученикам несколько уроков – помочь им справиться со сложностями их положения, дать им правильное направление, вселить веру в воскресение, чтобы они могли давать доброе свидетельство и собирать Господние драгоценности из людей. Но когда Иисус оставил их в конце сорока дней, Он повелел им не начинать миссию сразу, но подождать, пока они будут одарены силой сверху – Святым Духом.
Соответственно, они ждали десять дней, и тогда их ожидание было награждено схождением Его Духа на них в горнице на пятидесятый день, в Пятидесятницу. За эти десять дней им удалось уладить лишь одно дело, да и это дело не имело Господних полномочий, и Господь никогда ее не признал. Это было бросание жребия, кто станет преемником Иуды. Поскольку они бросали жребий только для двух человек, из этого следовало, что один из двух должен быть выбран этим жребием. Но Господь никогда не признал такого выбора, и мы больше не слышали о Матфие, избранном ими. Взамен в свое время Бог поставил св. Павла, который “ни в чем не имел недостатка против высших апостолов”.

ЯВИЛСЯ В БОЖЬЕМ ПРИСУТСТВИИ

Когда наш Господь вознесся, Он, как говорит апостол, явился у присутствия Бога за нас – за Свою Церковь, за всех, которые выполняют условия и требования ученичества (Евр. 9: 24). Он явился не за мир, а лишь за нас. Он возлюбил мир, Он умер за мир и еще должен благословить мир, но благословение мира должно повременить, пока не исполнится Божественный Замысел относительно Церкви.
Сколько времен наш Господь провел в пути к Небесному Престолу и как много из десяти дней было нужно, чтобы Святой Дух вернулся, мы не знаем, но, со слов апостола, мы точно знаем, что Святой Дух, посланный ученикам, которые ожидали в горнице, был свидетельством для них, что дело Иисуса удовлетворило Отца, что Отец дал Святой Дух Ему для Его Церкви, и что Иисус излил его на нее (Деян. 2: 32).
События дня Пятидесятницы были чрезвычайно ценными для Церкви в то время, но они были также ценными для всех Господних членов. Священное Писание утверждает, что все принятые в Божью семью получают зачатие Святым Духом, и это зачатие было сущностью Пятидесятницы для тех, которые ожидали в горнице. С тех пор они были сыновьями Бога: “А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу” – наследники со своим Господом (Рим. 8: 17).  То же самое с нами, которые вошли в Тело Христа после Пятидесятницы. Мы не получаем особенные проявления Божественной силы, такие как разделенные языки, которые почили на учениках, но мы получаем от Бога тот же Святой Дух, который получили они.

ЗНАЧЕНИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

Господь представляет Иисуса и Его Церковь в образе великого Священника. Иисус был Главой этого Священника; апостолы – первыми членами Тела под руководством Главы; а вся Церковь Христа с тех пор и доныне является членами того же Тела, является той же Церковью. Святой Дух нисшел с внешними проявлениями на Иисуса, Главу Церкви, чтобы мы благодаря этому могли знать, что Он был принят Отцом. Потом, в Пятидесятницу Святой Дух нисшел с внешними проявлениями на учеников, чтобы они могли знать, что они приняты к той же общности как члены того же Тела.
Но нам сегодня не нужны те или иные внешние признаки, потому что упомянутое нисхождение Божьего благословения произошло на Церковь в целом, и если мы входим в Церковь Христа через полное посвящение нашего сердца исполнять Господнюю волю и с полным доверием к тому, что совершил Иисус, мы получаем этот Дух и зачислены в члены Тела Церкви, хотя и без всякого внешнего проявления.
Мы можем видеть необходимость во внешнем проявлении в случае апостолов по двум причинам: первое, они были иудеями, они поверили у Иисуса, посвятились и были приняты Им как ученики. Но Отец мог принять кого-нибудь к сыновним отношениям лишь после смерти Иисуса. Кроме того, Отец не мог признать никого из людей Своим сыном и даровать ему полное прощение грехов, полную общность и вхождение в Его семью, пока Иисус, великий Первосвященник, не только не умер, но и не взошел на Высоту и не предложил, то есть не применил заслугу Своей смерти, за нас. Поэтому мы читаем об апостолах перед смертью Иисуса, что “еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен” (Иоан. 7: 39).
С тех пор, как Адам согрешил, никто не считался человеческим сыном Бога (Адам был первым из этих сыновей), пока Иисус не пришел как Сын Бога. Иудеи были членами Дома Слуг, как об этом читаем: “Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы” (Евр. 3: 5, 6). Благословение Пятидесятницы, следовательно, было началом признания последователей Иисуса сыновьями Бога и наследниками Божьего обещания.

ДАРЫ И ПЛОДЫ ДУХА

Затем в Пятидесятницу Господь дал дары апостолам и остальной Церкви через них. Эти дары заключались в способности говорить разными языками и силе творить чудеса – исцелять больных и т.д. По-видимому, эти дары были нужны для утверждения Церкви, но они, очевидно, исчезли тогда, когда апостолы, через которых они могли быть переданы другим, уснули смертью. Хотя Бог больше не давал таких даров Церкви, он обещал что-то лучшее, а именно – плоды Духа. Плоды более ценны, чем дары, потому что они представляют характер, а не только способности (1 Кор. 12: 31; 13).
Плодами Духа являются повиновение, доброта, терпеливость, долготерпение, братская доброжелательность, любовь. Они дают доказательство того, что имеющий их стал членом Церкви Христа и был зачат Святым Духом. Поэтому если мы радуемся, что апостолы имели дары и после этого развивали плоды, то мы радуемся также, что теперь имеем плоды Духа.
Один из даров Духа был явлен одним из апостолов сразу – умение говорить неизвестными языками. Все они были галилеянами и пользовались одним диалектом. Свидетельство говорит, что под Божественным влиянием Святого Духа они говорили разными языками, так что люди из стран, представленных этими языками, могли их хорошо понимать и были удивлены, говоря: “Сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?” (Деян. 2: 7, 8).
Мы считаем, что чудо произошло не со слушателями, а с говорящими. Дело не в том, что все люди из разных земель будто бы слышали те же слова, словно это было на их собственном языке, но разные апостолы говорили разными языками, и люди, слушающие их, понимали эти языки и понимали сказанное. Это, бесспорно, было чудо, и оно принесло предсказуемое последствие. Оно не только имело убеждающее влияние на самих апостолов и других верующих того времени, но и стало свидетельством для святых иудеев, собравшихся в Иерусалиме из всех народов мира.
О таких ежегодных собраниях в Иерусалиме Господь прямо распорядился через Моисея, поэтому их соблюдали все иудеи, оставшиеся верными Богу и Его Слову. Даже если они переехали в другую страну и оставались там по причине занятости, то каждый год регулярно приходили в Иерусалим поклониться Господу. Именно эти набожные люди получили особенное благословение Пятидесятницы. И хотя некоторые из них пытались объяснить этот феномен, утверждая, что апостолы, по-видимому, многовато выпили виноградного сока, нового вина, однако большинство из тех, которые слушали, рассердились на такое объяснение и были готовы воспринимать все, что говорили апостолы, и со временем поняли, что все они говорили одно и то же славное Послание любви Бога, говоря разными языками, чтобы все собравшиеся могли понимать.

ХРАМ БОГА

Образ храма по-разному применен к Церкви. О каждом христианине сказано как о храме Святого Духа после получения зачатия Духом. Каждое собрание можно считать Храмом Бога. Также Церковь в целом, собранная к Небесному состоянию, будет Божьим Храмом, в котором Бог будет обитать с ней. На основе еще другого образа каждый христианин является живым камнем, который готовится для большого Храма будущего, проходя сейчас обтеску, полирование, приготовление к своему месту в Храме в вышине.
Мысль заключается в том, что Бог в древности был представлен в Скинии славой Шекинах в Святое Святых, а также в буквальном храме в Иерусалиме. Поэтому сейчас Он представлен во всех тех, которые зачаты Его Святым Духом, и будет представлен дальше всеми, которые ходят в согласии со своим зачатием Духом и пребывают в Господней любви.

R5830 (1916 г.)